Гадание на эстафете: без права на просчет
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Хохфильцена
За день до женской индивидуальной гонки до журналистов дошла информация, что накануне главный тренер российской сборной Александр Касперович и тренер по стрельбе Андрей Гербулов совершили вылазку в итальянский Риднау – посмотреть на Алексея Волкова и принять решение: вызывать спортсмена в Хохфильцен для участия в эстафете или нет. Там же в Риднау тренируется Ирина Услугина, которая показала лучший из россиянок результат в спринте и продолжает, по словам Касперовича, готовиться к эстафетному старту.
НУЖЕН ЛИ БЫЛ СБОР В РИДНАУ?
Выбор женской четверки из пяти претенденток представляется достаточно простым: если руководствоваться логикой, отсеивать следует Ольгу Подчуфарову, которая в среду будет стартовать в индивидуальной гонке с надеждой на то, что компенсировать недостаток функционального состояния получится точной стрельбой. Соответственно можно будет понять, в каком состоянии спортсменка после предоставленных ей пяти дней отдыха: выдержит гонку до конца или ей не хватит сил, как не хватило в смешанной эстафете.
Проблема лишь в том, что одного дня отдыха между "пятнашкой" и эстафетой недостаточно для восстановления, если функциональное состояние спортсмена оставляет желать лучшего. Другими словами, применительно к Подчуфаровой складывается замкнутый круг: чтобы претендовать на место в эстафете, Ольге нужно показывать максимально возможный результат в гонке. А чтобы в этой эстафете показать высокий результат, выкладываться на "пятнашке" совершенно ни к чему.
Состояние трех других спортсменок столь острого беспокойства не вызывает, хотя Валерий Медведцев, готовивший Ирину Старых и Светлану Слепцову к январскому чемпионату Европы, сказал, что не стал бы на месте тренеров сборной отправлять девушек на горный сбор в Риднау после их выступлений в Польше. По словам Медведцева, поскольку в Риднау биатлонисткам предстояло провести достаточно продолжительный срок, а не просто перекантоваться пару дней между стартами, у них был запущен акклиматизационный процесс с последующей реакклиматизацией – после переезда в Хохфильцен. Так что в первых гонках Слепцова и Старых стартовали не в лучшем физиологическом состоянии.
Парадокс в том, что в эстафете и та и другая россиянки могут пройти свои этапы вполне хорошо и надежно. Как и Акимова. Ну а поставив на Услугину, можно рассчитывать на тот же эффект, что случился в Хохфильцене в первый день, когда спортсменку привезли из Риднау за час до старта, а она удивила всех. Понятно, что в одну воронку снаряд дважды не падает, но чем черт не шутит? Тем более на высокий результат применительно к женской команде мало кто рассчитывает, соответственно ничто не треплет спортсменкам нервы.
КОНСТАНТА ШИПУЛИНА
Все эти сложности не идут ни в какое сравнение с той головной болью, с которой российскому тренерскому штабу придется столкнуться при селекционном отборе парней. Судя по результатам уже прошедших гонок, опасения не вызывает функциональное состояние лишь трех спортсменов – Антона Шипулина, Александра Логинова и Евгения Гараничева. Но сильнейший тюменский гонщик в эстафетах уровня мирового первенства – это, что называется, "обезьяна с гранатой": эстафетная статистика Гараничева говорит в этом отношении сама за себя.
Максим Цветков пока, к сожалению, заставляет говорить о себе, как о "декабристе" – спортсмене, которого хватает лишь на первую половину сезона, такая же репутация у Матвея Елисеева. По-хорошему следовало бы проверить в индивидуальной гонке Волкова: есть основания считать, что после чемпионата Европы Алексей стал достаточно хорошими темпами набирать кондиции. Но чтобы понять, так это или нет, смотреть на спортсмена следует на соревновательных, а не на тренировочных склонах.
Вот и получается, что при достаточно обширном, по сравнению с женским, выборе составить ударную четверку из семи человек представляется не более простой задачей, чем пройти с "нулем" полноценную биатлонную гонку. Есть, пожалуй, всего два абсолютно очевидных пункта, которые подобно аксиоме не требуют доказательств. Первый сводится к тому, что на заключительном этапе должен стартовать Антон Шипулин – больше некому. Второй касается всей эстафеты в целом: для того чтобы российские парни сохранили способность бороться в этом виде программы за медаль, требуется стечение целого ряда обстоятельств, и прежде всего идеально точного подбора исполнителей.
Логика тут проста: конкуренция команд в мужском биатлоне такова, что рассчитывать на внезапный "застрел" сразу всех соперников не приходится. Значит, любое "непопадание в масть", любой, даже крошечный тренерский просчет станут критичными: ведь поскольку качеств, способных компенсировать какую бы то ни было внезапно случившуюся потерю, у российских биатлонистов в нынешнем состоянии просто нет.