Сердце спортсменки не выдержало нагрузок
21-летняя биатлонистка умерла во время индивидуальной гонки на этапе Кубка России в Тюмени.
Гибель атлета во время соревнований – достаточно редкий инцидент в нашем профессиональном спорте, но, увы, полностью гарантировать себя от подобных несчастий очень сложно. На сей раз беда пришла в российский биатлон – Алина Якимкина, выступавшая за сборную Удмуртии, во время соревнований в Тюмени 21 февраля упала прямо на дистанции через 1300 метров после старта и умерла от остановки сердца. "Врачи были на месте, но спасти жизнь спортсменки не удалось", – говорится в официальном сообщении Союза биатлонистов России.
– Судебно-медицинская экспертиза сделала заключение: острая сердечная недостаточность, – цитирует агентство "Весь спорт" Сергея Перевощикова, директора СДЮСШОР по биатлону Республики Удмуртия, воспитанницей которой была погибшая. – У всех спортсменов периодически возникают те или иные болячки, но Алину в последнее время ничего не тревожило. Она была скромной и трудолюбивой девочкой. В прошлом году у нее были самые лучшие результаты в нашей школе, она была в шестерке на юниорском первенстве России. Выполнила норматив мастера спорта. В этом году выступала уже на взрослых соревнованиях.
Как сообщили "СЭ" в Союзе биатлонистов России, по факту ЧП со смертельным исходом в Тюмени проводится служебное расследование. В нем принимают участие местные медики и врачи Федерального медико-биологического агентства. Разрешение для выхода на старт Якимкиной дал Ижевский республиканский врачебно-физкультурный диспансер. Но никаких показаний для того, чтобы запретить девушке заниматься спортом, у его специалистов не было. Другой вопрос – насколько тщательно проводилось в Ижевске обследование биатлонистки, не была ли процедура выдачи справки формальной и вообще – имеется ли в диспансере оборудование, способное выявить проблемы, которые привели к летальному исходу в Тюмени.
– Проблем со здоровьем у Алины не было, перед соревнованиями она проходила стандартное медицинское обследование. Если бы у нее нашли противопоказания по здоровью, то ее не допустили бы к гонкам. Случившееся – трагическая случайность, – заявила агентству Р-Спорт пресс-атташе Минспорта Удмуртии Надежда Шадрина.
Гистологическое исследование тканей погибшей спортсменки для более точного диагноза займет 30 дней. После этого будет приниматься решение о возбуждении или невозбуждении уголовного дела по факту смерти биатлонистки. Судя по всему, вероятность подобного исхода в нынешних обстоятельствах крайне невелика. Скорее всего, выяснится, что виновных в гибели Якимкиной просто нет.
Предыдущий подобный инцидент – смерть челябинского спортсмена Егора Леонтьева на соревнованиях по триатлону в Нижнем Новгороде в августе прошлого года – закончился отказом в возбуждении уголовного дела "в связи с отсутствием события преступления". 26-летний триатлонист умер во время соревнований из-за острой коронарной недостаточности на фоне физического истощения организма и заболевания сердца. При этом ранее Леонтьев предоставил в национальную федерацию все необходимые медицинские справки, а после того, как ему стало плохо на дистанции, медицинская помощь, по данным следствия, была оказана правильно и своевременно.
В воскресенье во время женской эстафеты на этапе Кубка России в Тюмени все спортсменки в память об Алине Якимкиной вышли на старт с черными лентами на бибах, а перед началом гонки была объявлена минута молчания. Сегодня в Нижнекамске состоятся похороны девушки.
– Я с Алиной учился в одной школе биатлона в Ижевске, – вспоминает призер юниорского первенства мира Александр Поварницын. – Она была очень позитивной девочкой, общительной. Тяжело осознавать, что ее больше нет.
Мастер спорта Алина Якимкина собиралась посвятить свою жизнь спортивной карьере. После окончания девятого класса средней школы она переехала из родного Нижнекамска в Ижевск, где жила в интернате, училась и тренировалась. В прошлом году Алина выиграла спринтерскую гонку на первенстве России в Чайковском, но до уровня сборной страны пока не дотягивала. Быть может, если бы она попала в главную команду и прошла бы обследование в серьезном федеральном диагностическом центре, врачи сумели бы заподозрить неладное.
Уровень медицины, услугами которой вынуждены пользоваться россияне, серьезно занимающиеся спортом, но не попадающие в сферу влияния Федерального медико-биологического агентства, похоже, не может гарантировать нас от новых трагедий. Напомним, что когда после гибели хоккеиста Алексея Черепанова в 2008-м были начаты тотальные проверки в отечественных клубах, то целый ряд игроков, раньше вроде бы без вопросов проходивших медицинские обследования, был отстранен от участия в матчах из-за кардиологических проблем.
Конечно, трагические истории, подобные тем, что произошли с Якимкиной, Леонтьевым или Черепановым, случаются не только у нас, но и в других странах. Однако в данном случае нет никакого смысла кивать на заграницу или разводить руками – дескать, жизнь человеческая хрупка, и от трагической случайности никто и никогда не застрахован. Как бы цинично это ни звучало, но одно дело, когда со спортсменом что-то случается во время тренировок, и совсем другое – во время соревнований, которые априори являются праздником спорта. Когда на трассах или стадионах умирают атлеты, это грандиозный удар по имиджу всего спорта. Здесь хочется послушать не сетования, а понять – что делают наши спортивные власти для того, чтобы свести печальные инциденты к минимуму.