Сборная проживет без главного еще сезон
После шести месяцев поисков главного тренера для национальной команды Союз биатлонистов России констатировал, что эта должность останется вакантной как минимум до будущей весны
Российский биатлон – единственный с 2012 года зимний вид спорта в нашей стране, в котором нет главного тренера национальной сборной. Этот пост был упразднен при прежнем руководстве СБР, из-за чего бывший глава этой организации Михаил Прохоров не побоялся пойти на конфликт с Министерством спорта. Но после смены власти в Союзе биатлонистов, случившейся весной нынешнего года, мало кто сомневался, что вакансия главы сборной будет быстро заполнена.
Заместитель министра спорта Юрий Нагорных в интервью "СЭ" минувшим летом высказался по данному вопросу предельно ясно.
– Мы считаем, что структура управления сборными командами должна быть едина и главные тренеры должны быть во всех видах спорта, – говорил он. – Если нет кого-то одного ответственного, их априори становится несколько. Это дезориентирует старших тренеров и самих спортсменов. Все-таки спорт представляет собой четкую структуру.
Нагорных также добавил, что к концу августа на утверждение министру должен быть подан список главных тренеров по всем зимним видам спорта, в том числе и по биатлону.
Наступила осень. Но никаких изменений в тренерском штабе национальной команды так и не произошло. При этом новый глава СБР Александр Кравцов продолжал уверять, что поиски подходящего наставника ведутся. Более того, заявлял, что варианты с отсутствием главного тренера к началу сезона просто не рассматриваются. И оснований не верить ему у нас нет. Вероятно, дело в том, что с кандидатурами, которые держал на карандаше Кравцов, договориться в силу каких-то причин не удалось. А назначать кого-либо на должность просто ради того, чтобы назначить, президент СБР нужным не посчитал.
– Понять Кравцова можно, – делится своим мнением президент федерации биатлона Санкт-Петербурга, двукратный олимпийский чемпион Дмитрий Васильев, до недавних пор входивший в правление СБР. – Он хочет не заниматься какими-то экспериментами, а назначить главного тренера один раз и надолго. Кандидаты были точно. Вполне возможно, что кто-то из них не устраивает Александра Михайловича. На то он и руководитель, чтобы оставлять за собой последнее слово. Хотя я считаю, что на промежуточном этапе с ролью главного тренера вполне справился бы Владимир Барнашов.
– У меня на сегодняшний день уже есть ответственная должность, – заочно ответил коллеге Барнашов. – Меня назначили вице-президентом СБР по спорту высших достижений. И я полностью согласен с решением Александра Михайловича пройти предстоящий сезон без главного тренера. Его нужно было выбирать раньше, с начала подготовительного периода, но в силу организационных моментов процесс затянулся. Если назначить кого-то сейчас – человек будет играть чисто номинальную роль. Основная часть подготовки уже позади – на носу соревновательный период. Я убежден, что главный тренер в первую очередь – сильный методист, а не организатор. А разного рода организационные обязанности лежат на мне.
Вопрос, который справедливо возникает у многих: а нужен ли вообще главный тренер команде, которая спокойно обходилась без него два последних года? Большинство опрошенных "СЭ" специалистов уверены, что нужен. Только вот взгляд на роль этой фигуры у каждого свой.
Кравцов считает, что главный тренер – это грамотный специалист-организатор, который будет обладать современными методическими знаниями, пользоваться авторитетом среди коллег и умением повести за собой. При этом он обязательно должен уметь принимать волевые решения и отвечать за них впоследствии. По мнению Васильева, главный тренер – человек, функции которого сводятся к координации всех сборных команд и озвучиванию точки зрения СБР по тем или иным вопросам. А Барнашов видит во главе сборной исключительно сильного методиста.
Исходя из вышесказанного, есть предложение: не дожидаясь ноября следующего года, четко определиться с функциями и полномочиями главного тренера. А то получится, как у Алисы, которая заблудилась в Стране чудес. Там она, напомню, наткнулась на кота и спросила, куда ей идти. На вопрос смышленого зверька о желаемом пункте назначения Алиса ответила: мне все равно, лишь бы куда-то прийти. Кот заметил, что в этом случае она может идти куда угодно, потому что куда-нибудь придет наверняка.
Хочется, чтобы в российском биатлоне в отличие от Страны чудес появилась какая-то определенность. Наверняка после составления четких критериев сократится и список кандидатов. Пока же в нем в разных контекстах фигурируют Валерий Польховский, Анатолий Хованский, Александр Куракин и даже Александр Тихонов.
Васильев, к слову, не видит ничего зазорного и в привлечении зарубежного специалиста.
– Если человек будет пользоваться уважением у спортсменов и при нем будут опыт и интуиция, то национальность не играет никакой роли, – отметил двукратный олимпийский чемпион.
– А я считаю, что главным тренером обязательно должен быть отечественный специалист, – сказал, в свою очередь, Барнашов. – В работе в России есть ряд своих особенностей. У нас большая плеяда тренеров, которые сейчас трудятся в основной и молодежной командах. Давайте посмотрим, кто и как проявит себя в сезоне. Считаю, что на следующий год нужно смотреть как раз через призму этих специалистов.
Если на роль главного тренера в России не нашлось достойной кандидатуры сейчас, то вряд ли ситуация глобально изменится будущей весной. При этом надо понимать, что в случае успешного выступления нашей команды в предстоящем сезоне не исключена вероятность того, что все снова оставят как есть. Зачем искать добра от добра? А вот если последует провал, то возможны большие перестановки. И главный тренер наверняка появится. Нужен он будет или нет – это вопрос будущего. Но с его функциями и полномочиями, а исходя из них – и кандидатами на должность, нужно определяться уже сейчас.