Светлана Слепцова: "Каждое утро просыпаюсь с мыслью о Сочи"
КУБОК МИРА-2012/13.
ДО 1-го ЭТАПА - 11 ДНЕЙ
Светалана Слепцова признала прошлый сезон провальным и рассказала о своих ожиданиях от новых выступлений.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Бруксвалларны
В воскресенье, едва я появилась в расположении российской сборной, старший тренер женской команды Вольфганг Пихлер предупредил: все разговоры со спортсменками желательно перенести на вторник - первый из запланированных на сборе выходных дней. Однако олимпийская чемпионка Ванкувера Светлана Слепцова, когда я подошла к ней, чтобы договориться о времени интервью, отреагировала по-своему: "А зачем откладывать? Давайте, поговорим прямо сейчас".
УРОКИ ПРОШЛОГО СЕЗОНА
- Один из тренеров сборной Павел Ростовцев, оценивая ваши результаты в прошлом сезоне, заметил, что никогда еще вы не выступали так удачно на чемпионатах мира. А как расцениваете тот сезон вы сами?
- Вообще-то я считаю, что он получился провальным. Я не почувствовала ни пика формы, ни какого бы то ни было прогресса в своем состоянии. Чемпионат мира - да, в какой-то степени успокоил. Он лишний раз дал возможность убедиться, что перед серьезными стартами мне нужно давать возможность чуть больше отдыхать. Когда я посвежее, то чувствую себя на трассе намного лучше.
- Вы обсуждали эту тему с Пихлером?
- Да, разговоров было более чем достаточно. Пришли в итоге к тому, что оба совершили ошибку. Слишком много и интенсивно работали в начале сезона. Если сравнить прошлый октябрь с нынешним, сейчас на всех контрольных соревнованиях я на голову сильнее. Главное - вовремя давать организму отдыхать.
- Позапрошлым летом, когда вы только начинали тренироваться с Пихлером в Рупольдинге, то просто излучали оптимизм по поводу предстоящего сезона. В какой момент этот оптимизм пошел на убыль?
- В октябре. Поначалу действительно казалось, что все будет круто. Несмотря на очень большие объемы работы я чувствовала себя превосходно. И не покидала уверенность, что весь сезон получится таким же. Возможно это просто была эйфория от целого комплекса новых ощущений: новый тренер, новое место для тренировок, новая работа, новый менталитет. Но в октябре я вдруг почувствовала, что смертельно устала. И эта усталость начала стремительно накапливаться. Хотя я все равно старалась не думать о том, что сезон может сложиться неудачно.
- Вы не испытывали при этом раздражения по отношению к тренеру? Обидно ведь рассчитывать на одно, а получить в итоге совсем другое?
- Во-первых, Пихлер нам и не обещал, что все сразу получится. В его адрес лично у меня не было ни зла, ни разочарования. Было просто обидно, что проделана такая колоссальная работа, а толку нет.
- Так ведь именно в таких случаях, как правило, появляется соблазн переложить вину на тренера.
- Возможно. Но в нашем случае было бы просто несправедливо в чем-то винить Пихлера. Он - абсолютно новый человек в сборной. И не стоит забывать, что Пихлер взялся тренировать команду, от которой отказались все "свои" специалисты. Это ведь непросто: взять десять лучших спортсменок страны и мгновенно найти подход к каждой. Тем более - иностранцу. Думаю, что Вольфгангу было тяжело сориентироваться в новой обстановке. И для него прошлый сезон стал ничуть не меньшим уроком, чем для нас.
ПЕРВАЯ СЕРЬЕЗНАЯ ТРАВМА В КАРЬЕРЕ
- А что, собственно, изменилось сейчас? И что заставляет сохранять веру в правильности тренировочной работы?
- Могу сказать, что изменилось для меня лично. После того как в апреле меня прооперировали в США, я почувствовала очень сильную мотивацию. Постоянно мучила мысль, что все уже давно тренируются, а я сижу и ничего не делаю.
- Перерыв из-за операции получился долгим?
- В общей сложности не тренировалась три месяца. Ближе к июню появились мысли, что я хочу, я могу, я должна… Да предстоящая операция на ноге оптимизма не добавляла. У меня же до этого вообще не было никаких травм и операций.
- Что стало причиной травмы?
- Нагрузки. Во-первых, не хватало времени на восстановление, а во-вторых, как сказали врачи, мои суставы и мышцы были просто не готовы к такой работе.
Заживало колено долго. Сначала я прошла десятидневный курс реабилитации в США, потом вернулась домой - и поняла, что состояние колена по непонятным причинам начало ухудшаться. Приехала в июне на сбор в Рупольдинг, но все, что была способна там делать - это упражнения на верхний плечевой пояс. Ни бегать, ни кататься на роллерах не могла. Тем более, что перед сбором меня посмотрел в Москве хирург Сергей Архипов и сказал: роллеры, как и любая другая "жесткая" работа противопоказана до тех пор, пока я как следует не "закачаю" ногу. Даже внешне было заметно, что прооперированная нога потеряла очень много мышечной массы.
В итоге после Рупольдинга я не поехала домой, а осталась в клинике у Архипова и 12 дней занималась на всевозможных тренажерах чуть ли не круглосуточно. Зато больная нога полностью сравнялась с другой, здоровой: и по объему и по весу мышц. И все проблемы ушли. На следующем сборе я уже тренировалась без ограничений. Колено вообще не беспокоило.
- Нет ощущения, что вы потеряли слишком много времени?
- Наоборот. Думаю, весь этот вынужденный отдых пошел мне только на пользу. Плюс - мотивация. Я еще никогда так не рвалась начать работу. Иногда даже возникало чувство, что я никому не нужна...
- Трудно было втягиваться в тренировочный процесс после столь долгого перерыва?
- Очень. Когда я начала тренировки, все девочки были уже в хорошей физической форме. Я старалась за ними тянуться, но получалось далеко не всегда. С другой стороны, я всегда очень быстро набирала форму. Так получилось и в этот раз. Хотя Пихлер постоянно меня сдерживал, контролировал интенсивность моих тренировок.
НОВОЕ УВЛЕЧЕНИЕ - ЖИВОПИСЬ
- На какие-то отвлекающие от биатлона занятия у вас на сборах время остается?
- Разве что книжку почитать. Или дорисовать картину.
- Вы рисуете?
- Увлеклась, когда восстанавливалась после операции, сидела дома и не имела возможности ходить. Мне подарили набор с подробной схемой для живописи и пронумерованными масляными красками. Наносишь каждую краску в отведенные для нее сегменты на схеме и получается картина. Я уже всю команду этим увлечением заразила: рисуют практически все.
- Атмосфера, которая сейчас сложилась в сборной, вам нравится?
- Да. Абсолютно рабочая и нормальная. Все прекрасно организовано, хороший коллектив.
- А когда в прошлом сезоне стало понятно, что ничего не ладится, вы как-то обсуждали это между собой?
- Не часто. Все-таки у всех были разные программы. Кто-то выступал в чемпионате и Кубках мира, кто-то в Кубках IBU. Но разговаривали, да. Собственно, благодаря этому мы и пришли к заключению, что винить-то некого. Потому что те или иные ошибки совершали все без исключения.
Вот вы спросили про прошлый год, а мы ведь, если разобраться, действительно во многом виноваты сами. Вольфганг давал нам задания и постоянно уточнял: 80 процентов интенсивности, 90… У нас же почему-то в голове сидит российский стереотип: если что-то делать - так на всю катушку, до изнеможения, пока без сил не свалишься. Мы вообще не чувствовали этой границы и все делали на максимуме. Сейчас стали умнее. Этим летом тоже тренировались очень много, но немного иначе, чем год назад.
Не буду загадывать - посмотрим, как сложится этот сезон. Для меня самое тяжелое - чувствовать, что ты как бы ходишь вокруг да около. Седьмое место, десятое, пятнадцатое, а потом - бах, и 71-е, как на этапе Кубка мира в Холменколлене. Хотя опять же, сама виновата. Побежала перед чемпионатом мира насквозь больная.
На самом деле мне довольно тяжело сейчас говорить о предстоящем сезоне. Ведь я уже давно не могу добраться до пьедестала. Наверное, когда все-таки доберусь, станет больше уверенности в себе.
- Какой из этапов подготовки дается вам тяжелее других?
- Я не очень люблю Скандинавию, если честно. Мне здесь неуютно: темно, мало снега. По той же причине не люблю этап Кубка мира в Остерсунде. Само это место меня как-то отталкивает. То же самое могу сказать о Муонио. Год назад я была уверена в том, что это худшее место на земле. Не было снега, постоянно шел дождь, было много народа, да и кормили ужасно. Правда, когда ночью мы приехали сюда, в Бруксвалларну, мне она показалась еще более жутким местом. Тем более что весь следующий день после нашего приезда шел дождь. Подумала еще, что все познается в сравнении. А сейчас вроде привыкла. Неважно, в каких условиях приходится жить и какую еду подают на стол. Главное, чтобы была хорошая трасса.
СОЧИ - "МОЯ ТРАССА"!
- Какое впечатление произвела на вас олимпийская база в Сочи, где вы проводили один из осенних сборов?
- Мне там все очень понравилось. Трасса сложная, хорошая, большие подъемы. Моя трасса. Хотя одна и та же дистанция летом и зимой - это совершенно разные вещи.
- А что вы подразумеваете под выражением "моя трасса"?
- Для меня равнина - это катастрофа, я там всегда много проигрываю. Сейчас много над этим работаю, но работы там еще непочатый край. А вот в подъем я иду гораздо лучше. Еще в Сочи очень тяжелый подход к стрельбищу. Соответственно придется много работать и над стрельбой. Вообще в том месте, где расположен биатлонный комплекс - оно называется хребет Псехако, - очень интересная высота. Там я чувствовала себя совершенно иначе, нежели на аналогичной высоте в других местах. Словно высоты нет вообще... Впрочем, может быть, мне там понравилось и потому, что я оказалась в Сочи впервые в жизни.
- То, что предстоящая Олимпиада - "домашняя", дает российской команде какое-то преимущество?
- Там будет тяжело. Давление родных стен - непростая штука.
- А с точки зрения самой трассы?
- Ее, конечно, надо досконально изучать. Очень много сложных подъемов, поворотов, крутых спусков. В этом плане возможность тренироваться в Сочи для нас - большой плюс. В целом я всегда привыкаю к трассе быстро. Хотя иногда встречаются такие рельефы, о которых лучше вообще ничего не знать заранее.
- Почему?
- Потому что, когда знаешь, какие участки будут очень тяжелыми, начинаешь их ждать, и это ожидание угнетает. Едешь и как бы заранее боишься.
- По соревнованиям соскучились? Или же ждете первых стартов с опаской?
- И то, и другое. С одной стороны, хочется скорее начать выступать: от тренировок все уже устали. Каждый день одно и то же: биохимия, завтрак, первая тренировка, обед, сон, вторая тренировка, тренаж, массаж... Как день сурка. А с другой стороны, первый старт после двух неудачных сезонов… Страшновато. Все-таки этот сезон - последний перед Играми. А с мыслью о Сочи я просыпаюсь каждое утро.
НОРМА CЛЕПЦОВОЙ - 500 ОЧКОВ ЗА СЕЗОН
Очки, набранные Светланой Слепцовой в Кубке мира
Сезон |
СП |
ИГ |
ГП |
МС |
Общий зачет |
2006/07 |
7 (61) |
- |
38 (34) |
- |
45 (55) |
2007/08 |
297 (5) |
28 (26) |
184 (8) |
70 (18) |
579 (8) |
2008/09 |
289 (8) |
94 (12) |
164 (11) |
81 (22) |
628 (12) |
2009/10 |
256 (10) |
43 (33) |
180 (8) |
93 (22) |
572 (11) |
2010/12 |
130 (27) |
103 (13) |
146 (16) |
137 (10) |
516 (18) |
2011/12 |
173 (17) |
65 (16) |
157 (17) |
116 (15) |
511 (16) |
Всего |
1152 |
343 |
869 |
497 |
2851 |
В среднем |
192,0 |
57,2 |
144,8 |
82,8 |
475,2 |
СП - спринт, ИГ - индивидуальная гонка, ГП - гонка преследования, МС - масс-старт. В скобках - итоговое место в каждом зачете.