Вольфганг Пихлер: "В следующем году подготовка будет более индивидуальной"
КУБОК МИРА
Итоги сезона в интервью "СЭ" подвел старший тренер женской сборной России
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
из Ханты-Мансийска
- Сезон позади. Вы им довольны?
- Давайте посмотрим: у нас было 5 побед, 11 подиумов - это лучше, чем в прошлом году. Ольга Зайцева провела один из лучших сезонов в карьере. Не так много российских спортсменок могут или могли похвастаться подобными результатами. Конечно, все смотрят на неудачу на чемпионате мира и делают выводы. Но я бы сказал, что сезон был не таким плохим, как кажется. До его начала я говорил, что хочу выиграть Кубок наций, подтянуть команду в целом к более высоким результатам. В этом направлении был сделан первый шаг.
Что касается выступления здесь, в Ханты-Мансийске, оно получилось довольно трудным. Но непросто показывать результат, когда сборная из-за болезни осталась без двух лидеров. Так что в целом я бы не стал говорить, что это был плохой сезон. Я удовлетворен. С моей точки зрения, сезон, по итогам которого команда выиграла Кубок наций, не может быть плохим. Показанные результаты - это, разумеется, не то, что нам нужно на Олимпиаде в Сочи. Но это хороший первый шаг.
- У вас есть понимание, почему чемпионат мира сложился так, а не иначе?
- Конечно. (Пауза.) На самом деле, в Рупольдинге у нескольких наших девушек были удачные гонки. Например, у Слепцовой, для которой этот чемпионат стал едва ли не лучшим, или у Ольги Зайцевой, которой удались гонка преследования и масс-старт. Возможно, нам где-то не хватило удачи. Да, крупных успехов у нас не было, но еще раз повторюсь, что в целом я удовлетворен.
- Что произошло в Рупольдинге с Зайцевой, которая казалась там уставшей и не похожей на себя образца первой части сезона?
- Нет, Ольга не была уставшей. У нее не получилось в спринте, но затем ей удались гонка преследования и масс-старт. От медали ее фактически отделил один выстрел - один! Я понимаю, что люди в первую очередь смотрят на результаты чемпионата мира, но моей первоочередной задачей было поднять общий уровень команды. Кроме того, теперь я узнал возможности спортсменок, узнал и понял эту команду, страну в целом. Еще раз повторю: это был неплохой сезон.
- Вы согласны с теми претензиями в адрес авcтрийских сервисеров, которые предъявили спортсмены после чемпионата мира?
- Здесь все не так просто. Некоторые вещи должны остаться внутри коллектива и не попадать в прессу. Но могу сказать, что работу сервисеров даже на чемпионате мира нельзя охарактеризовать только словом "плохо". Ведь тот же Шипулин в гонке преследования показал ходом лучшее время среди всех участников. Поэтому не стоит возлагать всю вину только на сервис-бригаду. Там, конечно, есть свои проблемы, ведь вместе работают представители нескольких стран. Россия и Европа - здесь не так просто сразу найти общий язык (улыбается).
- В начале сезона вы признавались, что не читаете российских газет. Не начали с тех пор?
- Нет. Но я получаю большое количество информации из разных источников, в том числе из интернета. Не считаю, что я один такой на свете. Российские СМИ, как и любые другие, порой бывают несколько... нереалистичны.
- Вы, конечно, в курсе, что в России вас много критиковали в этом сезоне, особенно после чемпионата мира. Спокойно к этому относитесь? Не пожалели, что вообще согласились на эту работу?
- Нет, не пожалел. Это же спорт, и здесь ничего не дается просто так. Ты всегда должен сражаться за свой успех. А я себя считаю настоящим бойцом. Я с самого начала представлял, что это будет непростая работа. Надо быть реалистом и понимать, что по-настоящему сильной российская сборная была в 2005 - 2007 годах, когда выступали такие спортсменки, как Ольга Медведцева, Светлана Ишмуратова. А сейчас приходит другое поколение. Нужно понять, кто может стать топ-спортсменкой, а кто нет. Все не так просто! Я отдавал себе в этом отчет с самого начала.
В России всегда много ждут от своих спортсменов - вам нужны только победы. Это, конечно, не облегчает мою работу, но одновременно превращает ее в вызов, в приключение. Так что я не собираюсь куда-то уезжать. Я останусь и буду бороться. Если оставаться реалистом, начинаешь учиться видеть не только плохое или только хорошее. В этом сезоне мы выиграли Кубок наций у женщин и мужчин - ни одной стране мира такое не удавалось. Это значит, что что-то хорошее у нас все же было.
- По поводу тренировочных объемов, которые вы предложили команде, в стране развернулась ожесточенная дискуссия...
- О да! Я понимаю, о чем вы. Но я же немец - а в нашей стране можно обсуждать все, что угодно. Хотя не совсем справедливо получается, когда все говорят о том, чего до конца не понимают. Да, мы много работали, и это сильно отличалось от того, что было раньше. Но если смотреть с позиции аналитики, реализма, фактов, получится вот что: не так много биатлонисток в мире показывали по ходу сезона лучшую скорость на лыжне. Таких было человек пять, наверно, и среди них однажды оказалась Светлана Слепцова. А раз она сделала это один раз, значит, способна повторить снова. Зайцева показывала очень хорошие скорости в этом году. Признаю, что допустил ошибку с Екатериной Юрловой. Но скорректировать это в будущем не проблема. Богалий-Титовец выглядела весьма неплохо, а ведь надо понимать, что ей 33 года, и это накладывает свой отпечаток. Потом Ольга Вилухина: все сейчас говорят, что она пришла из команды В, но это не совсем корректно, потому что с августа по декабрь мы работали все вместе. Она сделала большой шаг вперед, так же как и Екатерина Глазырина и Екатерина Шумилова. Это позитивные вещи.
- Следующим летом вы планируете делать то же самое?
- Конечно, планы подготовки станут более индивидуальными. Но это не означает, что мы будем тренироваться меньше. Знаете, вчера я разговаривал с Сергеем Чепиковым, и он рассказал мне, как они тренировались. Как вы наверняка знаете, работали они много.
- Поясните, что значит более индивидуальные планы?
- У меня нет с собой всех планов, но в общих чертах могу сказать следующее: у каждой спортсменки будет своя программа подготовки. Кто-то будет делать то же, что и раньше, - это касается тех, кому такая система подошла хорошо. Другие будут работать чуть иначе. Например, план для Анны Богалий-Титовец будет совершенно иным. У нее все-таки есть ребенок, и для нее важно бывать дома.
- После женской эстафеты вы очень жестко раскритиковали Богалий-Титовец. Не сожалеете об этом?
- (Качает головой и улыбается.) Я всегда поддерживаю своих спортсменок. Но иногда их нужно хорошенько встряхнуть. Не бывает же, чтобы всегда все было хорошо.