Михаил Прохоров: "Всю ответственность беру на себя"
Президент Союза биатлонистов России Михаил Прохоров поделился своим мнением о выступлении сборной России в нынешнем сезоне. Прохоров также обозначил ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшее время.
ОБ АНТИРЕКОРДАХ
Вдумайтесь, в последний раз мы Большой Хрустальный глобус брали в 1996 году. Если вы посмотрите результаты, скажем, за последние 15 лет, то увидите, что наш биатлон потихоньку, по сантиметру терял свои позиции. Мы понимали все проблемы, которые есть в российском биатлоне, но до Олимпиады мы не хотели кардинально менять систему, потому что нужен был результат. Наш план оправдался: на Играх мы выступили вполне достойно, но сейчас возникает ситуация - либо оставляем все, как есть, либо идем на кардинальные изменения. Иначе говоря, два года мы занимались евроремонтом, а теперь надо строить новый дом, начиная с фундамента.
О ЦЕЛЯХ, ЗАДАЧАХ И СТРАТЕГИИ
Я вообще не ставил ни целей, ни задач на конкретные этапы Кубка мира. Мы поставили долгосрочную задачу. Мы идем на риск сознательно, и всю ответственность я беру на себя. Я понимаю, что будет шквал критики, болельщики будут недовольны, но кто-то должен брать на себя ответственность за то, что ни два и ни три года, а лет 10-12 назад была выбрана не та стратегия. По объективным причинам такая была ситуация, и мы стали потихоньку отставать. В 1961 году, когда СССР запустил человека в космос, в бедных Арабских Эмиратах люди ездили на верблюдах. Так вот, прошло 50 лет, и ОАЭ - высокотехнологичная страна, куда весь мир вкладывает деньги, там развиваются сумасшедшие технологии, открываются лаборатории, которых у нас нет. Всего 50 лет! Вот цена неверного стратегического решения.
О СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ
Если говорить честно и в глаза, наши ведущие спортсмены стреляют медленнее и бегут медленнее. Что происходит? Мы побеждаем только тогда, когда у нас есть абсолютно идеальные условия - мы ни разу не промахнулись и прилично бежим ходом. Посмотрите результаты, возьмем Ванкувер. Наш олимпийский чемпион Женя Устюгов. Он выиграл масс-старт, ни разу не ошибся, а на двадцатке на последней стойке сделал один промах и стал четвертым. А кто победил? Победил Свендсен. У него тоже был один промах, но он выиграл. То есть мы выходим на старт, не имея права на ошибку, а наши конкуренты имеют право при нас промахнуться.
О ТРЕНЕРСКОЙ ТАКТИКЕ
Перенос пика формы на месяц тоже требует изменения системы подготовки, поэтому тренеры сделали логичные программы. Возможно, на этом этапе результат не тот, который мы ожидали. Мы ожидали, что у нас будет меньше "декабристов". Если мы посмотрим статистику, то в декабре мы были впереди планеты всей, а в январе-феврале нас накатывали конкуренты. Поэтому мы и пошли на месячный сдвиг пика формы. Логика очень простая - если мы не способны пока, к сожалению, выигрывать глобус, значит, нам нужно что делать? Выигрывать пиковые соревнования, то есть чемпионат мира.
О ТРЕНЕРЕ
У меня есть полное доверие к тренерскому штабу, никто никого менять не будет - мы идем на осознанный риск и будем эту работу продолжать, несмотря на критику. Если вы думаете, что у нас длинная тренерская скамейка, то вы сильно ошибаетесь. Я хотел бы видеть ситуацию, чтобы у нас на одно место было 2-3 претендента. Такого нет, очередь не стоит. Можете представить, что очередь и к детским тренерам не стоит. Человек, который завершил выступления, мастер спорта, мастер спорта международного класса - он, поверьте, не мечтает быть детским тренером или тренером юниоров. Он рассчитывает, наверное, работать в первой или второй сборной, но без всей вертикали результата не будет. Биатлонные кафедры были закрыты в 1991 году. Почти 20 лет мы не выпускаем тренеров, работаем на старом багаже.
О ТЕХНОЛОГИЯХ
Российский биатлон зависит от продуктов, которые в России не производят. Посмотрите на нашего биатлониста - на нем нет ничего, произведенного в нашей стране. Россия не производит ни лыжи, ни смазки, и даже наши винтовки, несмотря на то что 20 лет назад они были лучшими, сейчас отстают. Это все элементы, которые не позволяют нашим спортсменам иметь конкурентное преимущество и из которых складывается результат. Наши технологии отстают на 15-20 лет назад по сравнению с конкурентами. Похожая ситуация и с медициной. Задачи эти мы решаем вместе с Министерством спорта, медико-биологическим агентством, но немедленно этот вопрос не запустится - чудес не бывает. Поэтому хочу успокоить болельщиков - дайте нам право на ошибку. Каждый должен его иметь. Иначе, не рискуя и не меняя систему, мы своих конкурентов не догоним.
ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ОПЫТЕ
Всю ответственность беру на себя - смело критикуйте, критики мы не боимся. Уверен, что результаты придут, и мы все равно будем идти этим путем, потому что считаем его единственно возможным. Тренеров никто не будет менять, к ним и к спортсменам доверие полное. Я знаю, что все тяжело переживают нынешнюю ситуацию, для многих из них это шок. Вроде бы объема сделал больше, чем было, вроде более логично понимаешь, что произошло, а результата нет. Но отрицательный опыт - это только опыт, и он нам пригодится для будущих побед. (Официальный сайт СБР)