«Вяльбе борется за спортсменов и смогла отодвинуть от команды Губерниева». Мнение Анфисы Резцовой о сборной и СБР
Главный вопрос межсезонья в нашем биатлоне — отбор в сборную России. Союз биатлонистов России (СБР) каждый год сочиняет новые критерии, но до сих пор не изобрел идеальных — в новой редакции всегда находятся узкие места, а четко соблюдать не получается даже самые примитивные принципы. В прошлом сезоне после первого этапа Кубка мира по странным причинам из команды вылетел Антон Бабиков, а Эдуард Латыпов и Никита Поршнев, наоборот, пользовали повышенным доверием тренерского штаба, несмотря на слабые результаты.
В этом году отбора и вовсе не будет — чемпионат России-2020 отменен. По словам нового президента СБР Виктора Майгурова, на первые три этапа Кубка мира команду стоит составить из тех, кто готовится к сезону на централизованной подготовке. Трехкратная олимпийская чемпионка Анфиса Резцова считает, что смена власти и приход Валерия Польховского на должность главного тренера не поменяют ситуацию — в тренерском штабе и национальной сборной будут передряги и недомолвки.
Вредителем Польховского я точно не назову
— Самая грустная новость последних дней — смерть многолетнего вице-президента СБР Дмитрия Алексашина. Для вас эта новость стала шоком?
— Конечно. Дмитрий Яковлевич в своей жизни много сил и здоровья посвятил развитию биатлона, всегда переживал за любимое дело. Соболезную его родным и близким, а всем хочу пожелать здоровья и беречь себя. Не перегружаться. Многие до фанатизма привязаны к своей работе, чуть ли не ночуют на ней. Такое наблюдалось и у Дмитрия Яковлевича. Запал есть, как в молодости, и он хотел всем помогать. К сожалению, сердце не выдержало. Все-таки в пенсионном возрасте надо рассчитывать свои силы, быть более размеренным. К сожалению, я не была на похоронах, так как нахожусь в Казани. Мне написали об этом грустном событии Алексей Шадрин и Геннадий Раменский. Хочу сегодня позвонить им, узнать, как все прошло. Светлая память Дмитрию Яковлевичу...
— Экспертный совет Минспорта рекомендовал кандидатуру Валерия Польховского на должность главного тренера сборной России. Теперь этот вопрос, можно сказать, решен официально. На ваш взгляд, теперь в тренерском штабе все устаканится?
— Я полагаю, что плюсов в утверждении Польховского больше, чем минусов, но далеко еще не все устаканилось. Передряги и недомолвки в тренерском штабе будут продолжаться. Мое личное мнение — при Валерии Николаевиче были результаты у женской сборной. Да, и когда я перешла в биатлон, он тренировал в паре с Анатолием Хованцевым. У них здорово получалось, юниоры бежали на высоком уровне. Так что вредителем я его точно не назову (смеется).
— Многие считают, что Польховский причастен к допинг-кейсам Юрьевой, Ахатовой и Ярошенко. Что вы думаете об этом?
— Сваливать это на Польховского нельзя. Не пойман — не вор. Его за руку никто не ловил, что он кого-то обколол или настаивал на приеме запрещенных препаратов. В IBU к нему, насколько я знаю, тоже вопросов нет.
Когда Норицына пнули под одно место, многие девочки возмутились
— У ряда экспертов есть сомнения, что Польховский и Шашилов могут работать вместе...
— Я хочу сказать, что они два разных человека. У Польховского есть большой опыт взаимодействия со спортсменами сборной, он знает эту кухню от и до. Валерий Николаевич — дипломат, очень гибкий человек, способный чувствовать, вникать в проблемы спортсмена. У Шашилова практически нет опыта работы в сборной. Да, он тренировал второй состав, совсем немного работал с первым. Как он себя поведет в новой роли — загадка. Он — жесткий, своеобразный тренер. С ним не так просто находить общий язык.
Лично мне не нравится, что Михаил Викторович делает основной акцент на своих, свердловских спортсменов. Если тебя назначили тренером сборной, то будь любезен, работать со всеми одинаково. С первого дня всех узнать, прочувствовать, что и кому нужно, поставить конкретные задачи. А не так, я сначала со своими, потом со всеми остальными. Могу сказать, что благодарна Шашилову за совместную работу. В свое время я делала первые шаги в биатлоне под его руководством. Но сейчас — я его не понимаю.
— Приглашение Алексея Волкова в штаб Шашилова — позитивный шаг?
— Мне Леша очень нравится. Во-первых, он человек с юмором, совершенно не злопамятен. Во-вторых, он отличный стрелок, который способен стабилизировать это важный компонент у девушек. А получится у него или нет — покажет время. Хочется верить, что получится. Все-таки он прошел большую школу. При этом не стоит забывать, что не всегда сильный спортсмен становится сильным тренером. Как пример, четырехкратный олимпийский чемпион Николай Семенович Зимятов. Он был королем лыж, но как тренер — далеко не ах.
— Когда Кристина Резцова присоединится к сборной?
— Честно, я не знаю. Она взрослая девочка и сама за себя отвечает. Она была готова продолжить работать с Норицыным. Когда его убрали, можно сказать пнули под одно место, многие девочки возмутились. Они неплохо с ним работали, у них было взаимопонимание. Да, результат добивались не всегда, но скажите мне, какой тренер в последние годы работал лучше, чем Виталий?
За пару лет я бы смогла помочь команде выйти на новый уровень
— Вы когда-нибудь предлагали свою кандидатуру на пост тренера сборной?
— Не раз говорила, что готова помочь девушкам в лыжной подготовке. Даже визуально вижу у кого какие проблемы. В свое время Ольга Вилухина задавала мне вопрос — почему я не помогаю сборной. Так меня не зовут. Видимо, я кому-то неудобна. Нет — так нет. Я не лезу. У меня есть дочки, которые добиваются многого, работают, трудятся. Они с пеленок не чураются никаких трудностей.
Думаю, что если бы была стабильность в тренерском штабе, наставников бы не меняли каждый год, то меня бы, наверняка, пригласили. Сейчас же идет раздрай, каждый сам по себе, у команды нет общей цели. Возможно, к следующей Олимпиаде СБР захочет пригласить меня. Все-таки за пару лет я бы смогла помочь команде выйти на новый уровень. Своим опытом, профессионализмом. По крайней мере в лыжной подготовке. Не хочу хвалить себя, но я была первопроходцем конькового стиля в российском биатлоне.
— Дарья Виролайнен попробует пробиться в сборную через внутренние старты?
— Она сейчас находится в Эстонии, готовится вместе с мужем Романом и отцом Леонидом. Муж отвечает за физическую подготовку, папа — за стрелковую. Думаю, у нее есть в планах вернуться в Россию и выступить на чемпионате страны по летнему биатлону. А что будет дальше — посмотрим.
Кто такая Акимова? Виролайнен побольше сделала для российского биатлона
— Вас удивило, что ее так и не пригласили на централизованную подготовку?
— Когда вы спрашивали про Польховского, то предположили, что теперь все устаканится. Но посмотрите на решение СБР. Почему Акимову приглашают на централизованную подготовку, а Виролайнен — нет. Кто такая Акимова? Один раз выиграла этап Кубка мира, неплохо выступила на чемпионате Европы и все. Думаю, что Даша побольше сделала для российского биатлона. Говорю, это не потому, что она моя дочь. Просто переживаю, что спортсменке могут сломать карьеру.
— Думаете, что Акимова уже не способна показывать высокие результаты?
— Я не верю в Акимову, она не великая спортсменка. А Виролайнен способна выйти на хороший уровень и помочь сборной. Не знаю, за что с ней так поступают. Она покладистая, трудолюбивая девочка, никогда ни с кем не ругалась. Когда была в декрете — ей не выплачивали декретные, на сборы Ханты-Мансийск отправлял ее с трудом, ставили ей различные преграды. Сейчас ей придется доказывать, что она не хуже других, при этом условий для тренировок ей никаких не предоставлено. Это странно. В нашем биатлоне творятся странные вещи — о них, честно, и говорить не хочется. А ведь это мой любимый вид спорта. Не лыжи, а биатлон.
— Чего не хватает нашему биатлону?
— Такого руководителя, как Елена Вяльбе. Со временем она набралась опыта, нашла общий язык с тренерами, спортсменами. Особенно меня порадовали ее последние несколько поступков. Во-первых, она билась за каждого спортсмена на Олимпийских играх-2018, доказывала их правоту и честность. В итоге — в Корею поехало приличное количество лыжников, которые своими результатами оправдали старания Елены... А биатлонистов в Пхенчхане было всего несколько. Во-вторых, история с комментатором Губерниевым, когда она отодвинула его от команды. Четко сказала: не лезь к нам, не ройся в нашем нижнем белье, не приставай к спортсменам. После этого я ее еще сильнее зауважала, Вяльбе — умница.
— Верите в нового президента — Виктора Майгурова?
— Виктору Викторовичу будет сложно. Его единственное преимущество, он знает иностранные языки и может свободно общаться с президентом IBU Олле Далином, членами исполкома IBU. А в сборной ему будет сложно что-то изменить. Он допустил большую ошибку, когда решил оставить в руководстве Алексея Нуждова. Он не разбирается в нашем виде спорта, плетет интриги. Пусть бы он был спонсором — не вопрос. Но когда он диктует условия, формирует какие-то программы развития, пишет странные письма в IBU... Это смешно. Кто ты вообще такой? Каждый должен быть на своем месте и заниматься своим делом.
Анфиса Резцова
Родилась 16 декабря 1964 года в поселке Якимец, Гусь-Хрустального района, Владимирской области.
Олимпийская чемпионка, трехкратная чемпионка мира в лыжном спорте, серебряный призер Игр в Калгари-1988.
В 1990 приняла решение перейти в биатлон, выиграв три медали Олимпийских игр — два золота (спринт в Альбервиле-1992 и эстафета в Лиллехамере-1994) и бронзу (эстафета в Альбервиле-1992).
Резцова — единственная биатлонистка в истории СССР и России обладательница Большого хрустального глобуса (причем дважды — 1992 и 1993).