Чужая ДНК в пробах Зайцевой принадлежит ее мужу. Что из этого следует?
В допинговой тяжбе российских биатлонисток Ольги Зайцевой, Ольги Вилухиной и Яны Романовой скоро будет поставлена точка. Заседание Спортивного арбитражного суда (CAS) прошло еще в марте, до старта пандемии. И решение по нему можно ожидать со дня на день. По ходу суда главным аргументом защиты казалось обвинение в поддельной подписи Григория Родченкова. По словам адвоката спортсменок Алексея Панича, Международный олимпийский комитет использовал для показаний главного свидетеля электронную подпись. И вообще не факт, что ее автор и обладатель — именно Родченков. Теперь всплыли новые подробности. Немецкое издание Spiegel приводит слова Зайцевой, где она признает, что в ее сочинских пробах действительно была обнаружена чужая ДНК. Но эта ДНК принадлежит... ее собственному мужу.
Обвинения в двух разных ДНК с Зайцевой сняли
— Ольге Зайцевой действительно были предъявлены обвинения в том, что в ее пробе, взятой в ноябре 2014 года, была обнаружена чужая ДНК, — подтвердил адвокат спортсменки Алексей Панич. — Изначально МОК утверждал, что там присутствовали две женские ДНК. Но в последствие они же провели более качественные тесты и пришли к выводу, что на самом деле, там одна женская и одна мужская ДНК. То есть, эксперты МОК допускали серьезные ошибки. Мы по своей инициативе сделали дополнительный тест и выяснили, что мужская ДНК принадлежит мужу Ольги. Заключительный тест, проведенный уже по инициативе МОК, подтвердил этот вывод. В итоге обвинение в участие в допинговой схеме по причине наличия в пробе двух ДНК было снято и в CAS даже не рассматривалось.
— Так как этому есть логичное объяснение: интимные отношения незадолго до сдачи теста?
— Конечно, и МОК это признал. И это было очень важно, так как обвинение в двух ДНК в пробе изначально считалось ключевым. А в итоге, его полностью сняли.
— В чем еще обвиняли Зайцеву?
- Упоминание в докладе Макларена — но это даже странно обсуждать. Как можно кого-то обвинять только на основании того, что кто-то что-то сказал? Также были обвинения по поводу наличия царапин и высокого уровня соли в одной из проб.
— Как вы объясняете аномальный уровень соли?
- Уровень соли в организме зависит от целого ряда факторов. Это и питьевой режим, и питание, и физические нагрузки, и многое другое. Тот уровень, который был у Ольги, вряд ли можно называть аномальным — он является физиологически возможным. То есть нельзя сказать, что у здорового человека такого быть не может. Да, он высокий, но на то может быть множество причин. У нас были два эксперта — российский и американский — и оба подтвердили, что ничего невероятного в таком уровне соли нет.
— Слушания по делу Зайцевой, Вилухиной и Романовой прошли еще в марте. Когда ожидается решение?
- Срок для принятия решения был продлен до середины июля. Так что, я думаю, в течение ближайших двух недель мы все узнаем.
Канадке простили даже допинг
Вообще, история с двумя ДНК в пробах Зайцевой отлично укладывается в русло развития современного спортивного права. А там объяснение, что допинг попал в организм через интимную связь или поцелуй, давно стали нормой. Совсем недавно, например, оправдали канадскую гребчиху Лоранс Венсан-Лапуант. Она утверждала, что запрещенный препарат попал в ее организм после контакта с бойфрендом, который зачем-то сидел на этом допинге. Суд объяснения принял и спортсменку оправдали.
Чужая ДНК в пробе в таком случае — почти неизбежная «побочка». На том же самом, по сути, могли поймать очень многих спортсменок. Просто как правило, на ДНК пробы не проверяют — незачем. В случае с Зайцевой это сделали только спустя много лет — из-за обвинения Григория Родченкова.
Но даже если присутствие двух ДНК удалось объяснить, это далеко не значит, что спортсменка будет оправдана. Избыточный уровень соли в сочетании с наличием следов вскрытия пробирки — это очень серьезные обвинения. И с большой долей вероятности, к сожалению, они все равно могут привести к дисквалификации и аннулированию результатов.