"Логинов прикрыл собой чужие задницы, и сейчас молчит". Александр Тихонов – жестко про биатлон и фигурное катание
Четырехкратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира по биатлону Александр Тихонов перебрался на постоянное место жительства в Минск. Он не мог пропустить чемпионат Европы по фигурному катанию, который прошел в столице Белоруссии, а после окончания турнира поделился своим мнением о Загитовой и Коляде, Логинове и Хованцеве, Вяльбе и Суворове.
Коляда – любитель красиво пожить, показать себя
– Александр Иванович, за фигурным катанием давно следите?
– Уже полвека исполнилось. Еще за Белоусовой и Протопоповым смотрел, как они катались. И не только как катались, но и как они относились к своей работе.
– Мучения Михаила Коляды и Максима Ковтуна на минском льду. Как вы считаете, чего им не хватает?
– Я каждый день турнира провел на трибунах. Постоянно общался с Еленой Чайковской, Тамарой Москвиной, Игорем Бобриным, Натальей Бестемьяновой. Спрашивал их мнение, что происходит с парнями. И получал ответ – замастерились. Про Коляду они вообще дружно сказали, что это любитель красиво пожить, преподнести себя, но не на льду, а в жизни. Это не мое мнение, а мнение профессионалов фигурного катания, к которому не прислушаться нельзя. Чего Коляда добился с таким талантом – один раз в год нормально откатается и все?
– Так что нужно сделать, чтобы это происходило регулярно?
– Я однажды лично присутствовал на тренировке, которую проводила Татьяна Тарасова. Как раз тогда она взяла Бестемьянову, которая тогда еще была никем. Я ушел с половины тренировки, поскольку не мог смотреть на то, что происходит. Тарасова наказывала ее по-настоящему. Потом мы сели пить кофе, я ей сказал: "Таня, ну разве можно так?" А она в ответ: "Она у меня олимпийской чемпионкой скоро станет". И что? Наталья Бестемьянова с Андреем Букиным стали олимпийскими чемпионами! Вот сейчас в Минске напомнил Наталье про ту тренировку, когда я в ужасе ушел. Адский труд – вот рецепт победы. Другого нет. Посмотрите, как работают Тамара Москвина, Алексей Мишин. А нынешняя молодежь не хочет работать, не хочет мерзнуть. Им подавай все и сразу.
– Вы считаете, что такому фигуристу, как Коляда, нужен хороший кнут?
– Абсолютно! Коляду и Ковтуна жестко наказывать нужно, а не по голове гладить! Кнут им хороший нужен и только иногда кусочек пряника. Иначе эти парни ничего и никогда не добьются.
Загитовой нужно пережить тяжелый момент
– Что-то шевельнулось в груди в Минске? Самое яркое впечатление.
– Да, когда Соня Самодурова выиграла. Аж слезы на глаза навернулись. Я профессора Мишина поздравил с такой победой. Пусть Загитова наошибалась, но ведь Соне и самой нужно было кататься. Зал стоял весь, когда она показывала свою программу. Вы же видели, что творилось с болельщиками на трибунах, они были в полном восторге. Я был счастлив увидеться со своими старыми друзьями, вспомнить прежние времена, порадоваться за них. Да, по сравнению с прошлым чемпионатом Европы и золота меньше, и общего количества медалей, но где традиции есть – там и результат будет. Еще одно ярчайшее впечатление – прощание Хавьера Фернандеса с большим спортом. Великий спортсмен ушел очень красиво, победителем. Ну и то, что Александр Григорьевич Лукашенко выкатил на церемонию открытия на коньках, дорогого стоит.
– А что про Загитову скажете?
– Это спорт, так бывает. Ведь все же понимали, что если Алина откатает без ошибок, равных ей на сегодняшний день нет. Бремя лидера очень тяжело нести, а она – лидер. Очень талантливая девочка, которой нужно просто пережить этот тяжелый момент. Я уверен в том, что она вернется на вершину. Ей нужно отдать должное в том, что она осталась в спорте, а не закончила карьеру, хотя могла бы. Кто бы ей слово сказал? Но талантами не становятся, ими рождаются. Загитова как раз из таких.
– Если бы вы были тренером Алины, что бы ей сейчас сказали?
– Только одно: "Алиночка, дорогая, чтобы подняться, нужно опуститься на пару ступенек вниз". Иногда получить по щеке полезно, это приводит в чувство. Думаю, вместе с Этери Тутберидзе они уже в самое ближайшее время вернутся на свой уровень и выиграют чемпионат мира. Но хотел бы дать им обеим один совет. Мы часто говорим о том, что в спорте важна работа, пахота. Я сам только что про адский труд сказал. Но не менее важно и восстановление. Это же искусство – привести себя в норму, накопить энергию и на главный старт выйти в идеальном состоянии. Возможно, Алине стоит дать отдых. Неделю, две – столько, сколько нужно.
В биатлонной сборной безграмотный тренерский штаб
– Вы сказали про восстановление. Кажется, в нынешней биатлонной сборной с этим проблемы.
– Еще какие! Почему меня практически на протяжении всей карьеры никто не мог обыграть ногами? Потому что я очень много времени уделял восстановлению. Многое записывал, анализировал, включая и питание. Старался отследить, после каких продуктов испытывал неприятные ощущения на тренировках, чтобы их исключить. Перед стартами никогда не набивал желудок, как многие сейчас делают. Час гонки можно и на голодный желудок отработать. Но нынешние спортсмены это не воспринимают, не хотят слушать советов.
В моей карьере был момент, когда я после тяжелого сезона решил не ехать на чемпионат СССР. Восемь дней расслаблялся, ходил на рыбалку, в баньке парился. А тут телеграмма для старшего лейтенанта Тихонова с приказом выступить на чемпионате страны за родное общество "Динамо". Я на лыжах не стоял, винтовку в руки не брал, но приехал в Кирово-Чепецк и привез второму месту почти пять минут. А сейчас спортсменам в команде не дают восстановиться. Закончил гонку Кубка мира – откатывается. Да они мертвые уже! Это безголовость, безграмотность тренерского штаба. Утром кросс, вечером кросс, тренировка на следующий день, через день опять тренировка. Спортсмены – не роботы.
– Да и календарь Кубка мира, кажется, не очень удачный для того, чтобы держать форму.
– Совершенно верно! Я давно воевал с пьяницей и гулякой Андерсом Бессебергом по поводу того, чтобы изменить расписание Кубка мира. Вот смотрите, мы идет по равнине, а потом резко лезем в гору. Многих, особенно молодых спортсменов Антерсельва просто убивает! Они еле ползут по дистанции. Зачем это нужно? Можно же спокойно этим этапом сезон открывать, если снега нет – пушками накидать. Но отбежать этап и спуститься с гор. Я постараюсь поставить этот вопрос перед новым руководством IBU – может быть, они мудрее окажутся. Да и американские этапы никому не нужны. Вообще никому. Это только лишние расходы.
– Три победы в Оберхофе – это был пик?
– Саша Логинов взял свое. А вот то, что случилось в эстафетах – подарок Иисуса Христа. Многие попадали, у многих составы были не сильнейшие. Так что не нужно было воспринимать это как исключительно заслугу сборной России. Звезды сошлись и хорошо. Я тогда же сказал, что в Рупольдинге не будет ничего. Оказался прав.
– Вы назвали тренерский штаб сборной безграмотными и безголовыми. В чем это выражается?
– Толю Хованцева я очень давно знаю, какое-то время мы дружили. Да я и сейчас к нему очень хорошо отношусь. Но это совершенно не его уровень! Я его спрашивал, для чего он взялся не за свое дело. Это не уровень Чайковской и Тарасовой, Москвиной и Мишина, Привалова и Тихонова. Он просто не готов нести такую ответственность. А Виталя Норицын мучает всех своими кроссами бесконечными. Кайшеву вон загнал совершенно, и не только ее. И никого не слушает, считает только себя правым. Такого безграмотного тренерского штаба в национальной команде не было никогда за всю историю советского и российского биатлона. Я же знаю, что Илдус Гибадуллин – профессор, доктор наук в Ижевске показывал им выкладки по каждому спортсмену, какую работу вести, что делать. А у того же Хованцева глаза на лоб полезли.
– На первом чемпионате мира в Эстерсунде в 1970 году победил Александр Тихонов. Какой прогноз он даст на предстоящий чемпионат?
– Не люблю я прогнозы давать, не буду и на этот раз этого делать. Очень сомневаюсь, что нынешний тренерский штаб способен подвести команду к главному старту в хорошем состоянии. Есть ведь такое понятие, как тренерская мудрость. Мы тесно общались с Анатолием Тарасовым, Александром Гомельским, Виктором Тихоновым. Это глыбы, которые умели тонко все чувствовать. А что нынешние тренеры? Писал, звонил Норицыну, чтобы он отменил эти глупые кроссы, которые хороши только в предсезонке! Хотя бы утренние кроссы убрать. И что? Логинову через Касперовича доношу: закончилась гонка – снимай лыжи и медленно-медленно, тихим шагом ходи везде и всюду, даже в столовую. Скатал валик – под ноги положил, чтобы отток крови обеспечить. Прошу тренеров следить за тем, чтобы спортсмены всегда тепло одевались, ведь организм ослабленный, а они стоят после гонок и по часу на вопросы отвечают… Тренеры ни за чем не следят, а это их обязанность. Хотя надежда умирает последней, а потому я буду надеяться на Логинова и на эстафеты.
Логинова заставили колоть допинг
– Кто накачал Логинова допингом?
– Точно я не знаю, но могу утверждать, что его и Ирину Старых заставили это сделать. И еще могу утверждать, что личный тренер Логинова Александр Касперович к этому не причастен. Логинов прикрыл собой чужие задницы, и сейчас молчит. Он просто не может рассказать правду, ведь тогда выплывут имена больших чиновников. Как-то Логинов заикнулся в разговоре со мной, что его пригласили в высокий кабинет и отдали приказ. Вот и все. Понимаете, из молодых он был абсолютно лучшим, а должен был стать еще лучше. Победа в Сочи для отчета перед Президентом кому-то нужна была любой ценой.
– А что сейчас сделали бы на его месте? Ведь в Кубке мира многие смотрят на него искоса.
– Собрал бы коллег и прямо сказал, что заставили. У него не было шансов отказаться. Либо это должны сделать тренеры или руководство СБР. Отмалчиваться нельзя, но и говорить про то, что у него густая кровь – абсолютная глупость. Зачем, Саша? Почему тренеры не объяснили, что можно говорить, а что – нет? Чтобы весь мир это обсуждал? Ты лучше скажи, что невиновен, а виновные сидят на высоких постах. Даже не называя имен. Я все-таки попробую ему дозвониться до чемпионата мира и убедить, что нужно поговорить с коллегами и все объяснить. Иначе это не прекратится.
Фуркад перебрал, а Шипулин всех обманул
– Что с Фуркадом происходит?
– Думаю, он перебрал в подготовке и скоростно-силовой работе. Сейчас он пропускает этапы в Северной Америке и правильно делает. Мартену нужно плюнуть на все, выпить пару бутылок хорошего французского вина и дней пять ничего не делать. А потом потихоньку подкатывать.
– Про решение Антона Шипулина баллотироваться в депутаты что скажете?
– Шипулин должен в шахте отрабатывать те деньги, которые на него государство потратило. На него и Волкова потратили сумасшедшие деньги! Речь не об одном миллионе долларов идет. Два тренера, врач, массажист, все условия. А он себя не реализовал. Обманул всех, что будет продолжать карьеру, пообещал нервы Фуркаду потрепать. Да он не тренировался ни хрена и прекрасно знал, что нет у него будущего в спорте. И после этого вранья в Госдуму полез, где ничего делать не нужно. Не хрен там олимпийцам делать! Зачем они туда лезут? Если бы я там был, то меня, как Немцова, уже расстреляли бы. Или аварию устроили. Шипулин – обманщик. А из него слепили гения земли русской.
Елена Вяльбе – как Александр Суворов
– Вы же в курсе того, что сейчас происходит из-за трансляций лыжного чемпионата мира?
– Конечно. И я на стороне Елены Вяльбе. При мне в биатлоне тоже не было такого шоу. Я могу прямо сказать, что на 30 процентов в падении результатов биатлонной сборной вина телевидения. Да нельзя к спортсменам в комнаты лезть ни при каких обстоятельствах. Для чего это делать? Это им только мешает. А им должно быть комфортно во всех отношениях.
– Лыжники сейчас в Зефельде выступят лучше биатлонистов?
– Несомненно. Знаете, на кого похожа Вяльбе? На Александра Суворова. По сути, когда она пришла в лыжные гонки, ей предстояло то же самое: с голыми руками провести армию через Альпы и добиться победы. Она это сделала. Сейчас лыжная сборная выглядит потрясающе. А ведь немногие знают, что ее не хотели пускать к руководству федерацией.
– Когда это было?
– После того, как она впервые выдвинула свою кандидатуру. Ее приглашали в Белый дом и предлагали снять кандидатуру в пользу Игоря Казикова, который никакого отношения к лыжным гонкам не имел. Как можно было даже мысль допустить, чтобы величайшую спортсменку, которая пришла восстанавливать разрушенное, попросить уступить дорогу. Не буду говорить, кто именно ее просил, но такое было. К счастью, у Вяльбе хватило характера не поддаться этой просьбе. И вы видите, как поднялись наши лыжи. Как ни крути, а все определяет результат. У Елены Валерьевны он есть. Нашу лыжную команду боятся все соперники. Когда-то такое было и в биатлоне, и об этом остается только мечтать.