Проблемы мотивационного характера. Что происходит с Кайшевой?
Виталий Норицын: "Кайшева испытывает проблемы мотивационного характера"
Старший тренер женской сборной России Виталий Норицын фактически обвинил участницу Олимпийских игр в Пхенчхане Ульяну Кайшеву в том, что причина ее слабых результатов в нынешнем сезоне -проблемы мотивационного характера. Спортсменка, начавшая сезон в основной сборной, куда была включена решением тренеров, после этапа в Хохфильцене была выведена из состава первой команды и сейчас готовится к этапу Кубка IBU в Арбере. В чем причина неудач Кайшевой и сможет ли она вернуться в основную команду?
Свои предположения высказали три специалиста, имевшие и имеющие непосредственное отношение к работе с биатлонисткой.
Откуда у нее скорость будет?
– Я общался с Ульяной перед Новым годом в Ижевске, и домой ко мне она приезжала в Можгу – вся больная была, – рассказал Алексей Коротаев, первый тренер Кайшевой, работавший с ней с четвертого класса средней школы. – Видимо, простыла, когда ездила визу делать в канадское посольство на этап в Кэнморе. Тогда простыла и Женя Павлова, и тренер Виталий Норицын.
Не могу утверждать, что именно было с Ульяной, но в конце декабря она периодически болеет. У нее забиваются дыхательные пути. Так было все время, что она со мной работала, и ничего не изменилось. Такая же картина и в прошлом сезоне была. Она даже перед юношескими Олимпийскими играми в Инсбруке болела.
– Вы в курсе ее подготовки к сезону? В чем причина столь слабых выступлений на этапах Кубка мира в Поклюке и Хохфильцене?
– Ответ на этот вопрос может дать только тренерский штаб национальной команды, где она и готовилась. Чтобы говорить более детально, нужно изучать все ее спортивные дневники и тренерские планы и сравнивать с прошлыми годами. Могу сказать только одно: когда я спрашивал Ульяну о деталях подготовки, она сказала, что больше 50 процентов времени работала в первой и второй зонах. Откуда в таком случае у нее скорость будет? Первая и вторая зона - это не работа для спортсменки такого уровня. Но таково было осознанное решение тренерского штаба – работать именно так.
– Вы не согласны с мнением, что Кайшева– акселератка, которая выиграла почти все в соперничестве со сверстницами и сдулась при переходе на взрослый уровень?
– Нет, конечно. Какая она акселератка? Самая обычная девочка. В Удмуртии были девочки сильнее и мощнее. Да и не шла она так, чтобы выигрывать абсолютно все старты, каждая победа через большой труд приходила. Просто я старался всегда ставить ее работать со старшими. Она 1994 года рождения, а тренировалась вместе с 1992-м годом или даже 1990-м. Она прошла очень хорошую школу, стремилась тянуться за старшими и раньше остальных вышла на высокий уровень.
– Нет ощущения, что все ресурсы Кайшева уже израсходовала?
– Совсем нет. Это исключительно вопрос подготовки к сезону. Но обсуждать работу своих коллег, не будучи полностью в процессе, я не собираюсь.
Кайшеву выбила вкатка в Контиолахти
– За глаза я никого критиковать не буду, – подчеркнул личный тренер спортсменки Михаил Ткаченко. – Скажу так: летом были нормальные показатели. На мой взгляд, если летом что-то было не так, Ульяне нужно было самой тут же сказать об этом тренерам. А то у нас всегда так – сначала все хорошо, а когда результата нет, начинаются взмахи крыльями. Это ведь тоже неправильно. Но я бы не стал ничего списывать на летнюю подготовку.
– В чем тогда проблема?
– Мое мнение – ей помешала вкатка в Контиолахти, где они бегали по колено в сыром снегу. Кайшева– девочка высокая, фактурная, она вязла в таком снегу, ей это совершенно не подходило. Эти условия совершенно выбили ее из колеи. То, что она показала на этапах в Поклюке и Хохфильцене– совсем не ее результат. И что будет дальше, пока непонятно, ведь Ульяна серьезно переболела.
– Это простуда?
– Не совсем. Это было близко к ангине. Пришлось использовать антибиотики. Вы наверняка в курсе, что после приема таких лекарств спортсменам требуется достаточно много времени, чтобы набрать форму. Надеюсь, в Арбере она уже выйдет на старт. Но вряд ли будет участвовать в индивидуальной гонке, не стоит ей пока этого делать. Конечно, я не сторонник изменений в планах, но здоровье внесло свои коррективы.
– Насколько плотно вы общались с Виталием Норицыным по поводу Кайшевой в межсезонье?
– Летом не было такой необходимости. Она возникла, когда начались проблемы. Думаю, тренерский штаб сам не ожидал, что получится такая вкатка– у более легких все в порядке, у тех, кто потяжелее, возникли сложности. Катя Юрлова готовилась отдельно и бежит сейчас очень неплохо. Обвинять в чем-либо Норицына я не собираюсь. Но и с его словами о том, что у Кайшевой проблемы мотивационного характера, я тоже не согласен.Пусть он это мне скажет, а общаться через СМИ я не собираюсь.К тому жея не мог с ним связаться в последние пару дней. Посмотрим на состояние Ульяны после этапа в Арбере и решим, что делать дальше.
Знаете, в чем проблема сборной России? В других командах просто нет такого количества спортсменов, как у нас, такой огромной скамейки запасных. Там ездят на этапы одни и те же люди, выпадают только по болезни. А у нас постоянные отборы, но это позволяет выбирать сильнейших на конкретный момент.
Кайшеву загнали объемами, а ей нужны силовые тренировки
– Вы наверняка не раз обследовали Ульяну Кайшеву. Можете предположить, что с ней сейчас происходит, почему у нее такие слабые результаты? – вопрос Илдусу Гибадуллину, директору Ижевского института физкультуры имени Александра Тихонова.
– Конечно, обследовал. Уверен, что та методика, по которой шел ее тренировочный процесс в межсезонье, была неэффективна, не учитывала индивидуальных особенностей спортсменки. Ей необходимые силовые, интенсивные тренировки. А у нас – объем, объем, объем. Систему подготовки нужно перестраивать в целом, а не работать так, как четверть века назад.
– Это общие слова. А что конкретно показало обследование Кайшевой?
– То, что база ее общей физической подготовки недостаточна. Я говорил это еще после юниорского чемпионата мира 2013 года, на котором Ульяна стала абсолютной чемпионкой. Просил тогда тренеров обратить на это внимание. У нее очень высокая общая выносливость, а вот в силовой подготовке заметны пробелы, ей не хватает мощи, энергетической емкости организма. В ее тренировочный процесс необходимо было включать больше силовых, интенсивных тренировок. То же самое было и в последующие сезоны. Я проводил обследования по многим показателям, говорил, но ничего не менялось! А ей ведь свои "маховики" нужно передвигать по дистанции, отталкиваться значительно мощнее, чем она это делает.
– Вы встречались с главным тренером сборной Анатолием Хованцевым, говорили ему об этом?
– Конечно. Летом он приезжал в Ижевск ко мне в лабораторию. Япоказал ему результаты исследований, просил уделить внимание работе с Кайшевой. Говорил ему, что от работы в первой и второй зоне никакой пользы не будет, для Ульяны это не тренировка, а восстановление. Но он только посмотрел на меня, сказал, что строит базу и будет работать по своей методике.
Да после этой великолепной методики такие замечательные спортсмены как Максим Цветков и Антон Бабиков пешком ходили! А Цветков – это природная мощь, таких спортсменов в мире единицы. Их просто задушили объемами, как и Кайшеву. Строить можно овощную базу или склад! Но, повторю, никто не учитывает индивидуальные особенности биатлонистов. Вот и получаем мы в сборной тех, кто способен на высоком уровне пробежать пару гонок. Такого быть не должно.
Кубок мира по биатлону: расписание этапов, календарь и результаты гонок