Анатолий Хованцев: "Не ждите слишком многого от стартовых этапов"
"ДОМРАЧЕВОЙ ВЕРНУТЬСЯ БУДЕТ ПРОЩЕ, ЧЕМ ЮРЛОВОЙ"
– Анатолий Николаевич, прежде всего, расскажите, как дела у Кати Юрловой, которая десять дней назад стала мамой?
– Все хорошо, пока Катя занимается малышкой и о тренировках говорить еще очень рано. Хотя настрой поскорее включиться в подготовку у нее присутствует. Насколько я знаю, скоро к ним в Австрию должен поехать Катин отец и помочь ей с постепенным возвращением к тренировочной работе.
– Возвращение в строй спустя несколько месяцев после рождения ребенка стало в женских лыжах и биатлоне настоящей модой. Вы изначально поддерживали решение Юрловой настолько форсировать выход из декрета?
– Пример француженки Дорен-Абер, которая через два месяца после родов выиграла чемпионат мира, конечно, заразителен. Я думаю, эта история сильно повлияла на Катю. Но подчеркну, что на всем протяжении беременности Юрлова находилась под постоянным врачебным контролем. И именно медики до какого-то момента позволяли проводить практически полноценные тренировки, заниматься стрелковой работой.
– У вас есть конкретный план, когда Юрлова должна включиться в борьбу на Кубке мира?
– Мы разговаривали на эту тему с ее отцом, который как раз был на сборах в Контиолахти. В идеале, хотелось бы начать выступать с посленовогодних этапов Кубка IBU. Но это не тот план, который надо выполнить любой ценой – все будет зависеть от состояния Кати. Под состоянием я имею в виду целый комплекс факторов: вес, мышцы, функционалку... На мой взгляд, здесь надо делать все постепенно. Не надо пытаться сразу выйти и показать что-то выдающееся. Да, можно стартовать, но лучше начать с каких-то более мелких соревнований.
– Сейчас по тому же пути, что и Катя, пошла трехкратная олимпийская чемпионка из Белоруссии Дарья Домрачева. Насколько стремление этих спортсменок поскорее вернуться в строй связано с тем, что нынешний сезон предолимпийский, а начинать с нуля в олимпийский год будет гораздо сложнее?
– Конечно, лучше набить шишки сейчас, чем перед самой Олимпиадой. Хотя для Даши, на мой взгляд, возвращение будет гораздо проще, чем для Кати. Домрачева – лидер своей сборной, лидер мирового биатлона. Для нее в принципе не стоит вопрос попадания в команду. У нас все несколько иначе.
– Насколько большой кредит доверия со стороны наставников сборной сейчас имеет Юрлова?
– Пока кредит доверия существует. Нам говорят, что Катя остается членом команды и тренерский штаб ждет ее обратно. Тем более, сейчас Юрлова действительно не последний человек в сборной.
"К ОЛИМПИАДЕ НАДО ГОТОВИТЬСЯ ЕДИНОЙ КОМАНДОЙ"
– В состав на стартовый этап Кубка мира в шведском Эстерсунде попала олимпийская чемпионка Светлана Слепцова, с которой вы работали в сборной. На ваш взгляд, эта спортсменка сейчас готова вернуться и снова заявить о себе?
- Судя по контрольным стартам, Света готова доказать свою состоятельность. По крайней мере, в российской команде функционально она находится на уровне всех остальных. Посмотрим, как сложится на Кубке мира – тут, думаю, сложно сделать верный прогноз. Все будет зависеть не только от текущей формы, но и, в первую очередь, от психологии.
– Как специалист со стороны, вы понимаете происходящее с нашим лидером Ольгой Подчуфаровой? После срыва в конце прошлого сезона на контрольных тренировках она тоже не впечатлила, но, тем не менее, похоже, в Эстерсунде побежит программу этапа полностью.
- Пока мне не очень понятно, почему Ольга таким образом выступила на контрольных тренировках. Но я же не работаю в команде, вполне возможно, есть что-то, чего я не вижу и не знаю. Самое главное и для Ольги, и для Светы сейчас – не усугубить те психологические травмы, которые у них уже и так есть. Таких спортсменок стоит беречь и не рисковать лишний раз их состоянием.
– Если посмотреть на российскую женскую команду в целом, вы поддерживаете разделение на две группы – под руководством Медведцева и Норицына?
– Я считаю, что и в мужской, и в женской командах это последний год, когда могут существовать две группы под руководством двух разных тренеров. Сто процентов, что к Олимпиаде лучше готовиться единой командой. Причем состав у этой команды должен быть не расширенный, как сейчас, а максимум, от шести до восьми человек. Большая и разрозненная сборная в олимпийский сезон еще никогда не добивалась нужного результата.
– Интересно, почему?
– Кто бы что ни говорил, но разделение на две команды заметно усиливает внутреннюю конкуренцию. На каком-то этапе это может быть неплохо, но готовясь к Олимпиаде, спортсмен должен быть спокоен. Все эти дергания с отбором однозначно идут в "минус".
"У МАКАРАЙНЕН ВЫРОСЛА СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ"
– Если говорить о мужской команде, что скажете о перспективах Антона Шипулина? Сможет он выбраться из психологических проблем прошлого сезона и выступать так, словно на него ничто не давит?
– Я верю, что Антон может показывать высокие результаты на протяжении всего сезона. Но когда в прессе пытаются делать из него лидера еще до старта – это неправильно. Тем более, это опасно в плане выступления на главном старте, то есть на чемпионате мира. Я хочу заранее предостеречь всех от чрезмерных ожиданий, особенно на первых этапах Кубка мира, не стоит ждать тут слишком многого. Эти старты всегда были не особо показательны: скажем, немецкие спортсмены традиционно тяжело входят в форму, а ближе к середине сезона разгоняются. Да и к россиянам, по большей части, относится то же самое.
– Интересно, что в этот раз наша команда заключительный перед стартом сезона сбор в провела норвежском Бейтоштоллене, а не где-нибудь в Тюмени или Якутии, как раньше.
– Это очень правильно сделано. Снег в Сибири и снег в Скандинавии – совершенно разные вещи. В Европе гораздо выше скорости, соответственно, по-другому работают мышцы. Нужна более быстрая реакция, резкие движения. Поэтому заключительный сбор перед Эстерсундом всегда лучше проводить примерно в тех же условиях. Хотя пока нет стабильного снежного покрова, в начале осени вполне можно съездить и в Сибирь.
– Судя по тому, что Евгений Гараничев не попал в состав ни одной из смешанных эстафет в Эстерсунде, тренеры хотят его пока поберечь от этого вида. На ваш взгляд, стоит Гараничеву бегать эстафеты?
– Он прекрасный биатлонист, но мое мнение: в эстафете Женя – человек первых двух этапов. Когда его ставят на третий или четвертый этап, он начинает "гореть". А вот в начале чувствует себя нормально, и в таком качестве его вполне можно использовать.
– Ваш прогноз: кто выиграет Кубок мира в мужской и женской его части?
– Начну с мужчин: тут при условии высокой скорости на длинной дистанции Кубка мира преимущество получат более стабильные стрелки. Это, конечно, Мартен Фуркад, немец Симон Шемп, из норвежцев поставлю скорее на Свендсена. Бьорндалену, думаю, будет тяжело, во всяком случае в плане борьбы за общий зачет. У женщин, прежде всего, ставлю на Кайсу Мякяряйнен, Габриэлу Коукалову, Мари Дорен-Абер. Не очень понятно, что с Анастасией Кузьминой – она собирается выступать, но Эстерсунд пропускает. Потенциально она, конечно, тоже способна вмешаться в борьбу.
– Как самочувствие Мякяряйнен, которой вы одно время помогали в подготовке?
– Сейчас я тренирую группу талантливых молодых спортсменок, но мы проводили совместные сборы с основной командой Финляндии и я видел, как работала Кайса. Она находится в очень хорошем состоянии функционально, у нее выросла скорострельность. Недавно на Гран-при в Контиолахти отстреляла на "ноль" в спринте и допустила два промаха в преследовании. С учетом сильного ветра, это очень хороший результат. Конкуренция сейчас в элите очень высока, так что будет интересно.