Дайана Таурази: "Сейчас болею за Месси, в Рио буду болеть за Болта"
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Плей-офф. Финал
– Недавно УГМК выиграл третью в своей истории Евролигу. Для вас этот триумф в главном европейском клубном соревновании уже шестой, ни одна другая баскетболистка мира не может похвастать хотя бы сравнимым достижением. Можете сказать, что это чемпионство самое сложное?
– Без сомнений! Во многих других финалах моей команде удавалось обеспечить себе перевес до последней минуты. А сейчас мы уступали в счете на протяжении всего поединка. Вели только в самом начале и вновь вернули себе лидерство лишь в концовке, за минуту до финальной сирены (о том, что каждый раз УГМК выходил вперед именно после ее точных трехочковых, Таурази скромно умолчала. – Прим. "СЭ"). Поэтому, конечно, эмоции после окончания решающего поединка сложно описать словами.
– Ольга Артешина рассказала, что в перерыве вы исполнили зажигательную речь. О чем говорили?
– Что нельзя играть так, как мы играли в первой половине. Что пора проснуться…
– И благодаря чему УГМК все-таки смог проснуться?
– Вы можете говорить какие угодно вещи в раздевалке, но потом их же надо еще исполнить на площадке… Но наша команда обладает потрясающим характером. Плюс каждый игрок знает свой маневр на площадке. Мы сильны именно как единое целое. Даже те, кто в итоге вовсе на площадку не вышел, тоже внесли свой вклад. УГМК продолжал гнуть свою линию, и в концовке это сказалось, нам удалось дожать "Надежду". И это было настоящим счастьем.
– Финал складывался настолько эмоционально и трудно, что директор клуба Максим Рябков даже получил первый в жизни технический фол…
– Тот эпизод добавил нашей команде эмоций. До этого момента мы играли откровенно плохо. Но после – собрались в единое целое и решили: все, эта низшая наша точка на сегодня, дальше будет только подъем. У нас еще достаточно времени, чтобы переломить ход поединка. Так что этот фол тоже стал одной из важных слагаемых победы.
– После того как легенда УГМК и сборной России Мария Степанова завершила карьеру, капитаном УГМК стали вы. Как происходила процедура назначения и в чем состоят ваши капитанские обязанности?
– О, это было весело! Максим Рябков подошел ко мне перед сезоном и сказал – "Теперь капитан – ты!" Для меня это стало огромным сюрпризом, я занервничала и даже слегка запаниковала. Я в ответ: "Ну зачем, какой из меня капитан?" Схватила за руку Ольгу Артешину: "Вот она будет капитаном!" Она: "Нет, Дайна, ты капитан". Тогда я принялась хватать всех девчонок подряд: "Может, ты? А ты?" Но Макс и команда был неумолимы! Быть капитаном такой команды, как УГМК, – это колоссальная ответственность. Конечно, подобное доверие – огромная честь для меня. И это доверие окрыляет на площадке.
"ГРАЙНЕР – ФУНДАМЕНТ УГМК"
– Руководство и тренерский штаб совещались с вами перед тем, как пригласить в команду вашу одноклубницу по "Финиксу" Бриттни Грайнер?
– Да. Я сразу сказала, что это станет громадным приобретением для УГМК. Вообще, с прошлого сезона наша команда очень сильно обновилась. От "Финала четырех" в Праге остались всего 4 человека – Артешина, Торренс, Нолан и Толивер. В начале сезона у нас хватало моментов на площадке, когда не хватало взаимопонимания. Мы далеко не сразу стали той командой, какой нас хотели видеть тренеры. Но главное – в решающих матчах сезона смогли быть единым целым.
– В первый ваш сезон в УГМК екатеринбургский клуб с ходу выиграл Евролигу. Причем в "Финале восьми" позволял набирать командам-соперницам очков по 40 за игру… Можно сказать, что нынешний УГМК, особенно с приходом Грайнер, тоже в большей степени ориентирован на защиту?
– Несомненно. Бриттни является фундаментом, на котором строится наша игра. Она по-настоящему доминирующая центровая. Когда мы защищаемся, соперницы просто физически не имеют возможности забить что-то из-под кольца. Когда атакуем, эти же соперницы вынуждены держать ее вдвоем-втроем, в результате у меня, Альбы Торренс, Жени Беляковой регулярно появляются возможности для открытых бросков. При этом, учитывая наличие в нашем составе таких классных высоких, как Санчо Литтл, Эмма Мессеман, Наташа Виеру, мы можем постоянно варьировать тактику.
– Разница в европейских и американских правилах – большая проблема для Грайнер?
– Действительно, проблема. В Европе часто чуть ли не вся команда соперника выстраивается в линию под кольцом – лишь бы не пропустить Бриттни к корзине. Но при этом Грайнер быстро учится, она здорово читает игру. И даже в таких условиях приносит команде максимум пользы.
– Вы никогда не завидовали ее умению играючи забивать сверху?
– Слэм-данки? Фи… Мне куда больше нравится забивать трехочковые, водить мяч и раздавать голевые передачи. Пусть уж лучше Бриттни забивает сверху, а я буду делать свою любимую работу.
"О ПЯТОЙ ОЛИМПИАДЕ ДУМАТЬ ПОКА РАНО"
– Вы останетесь в УГМК на следующий сезон?
– Мой агент сейчас ведет переговоры с клубом. Надеюсь, они завершатся успешно и я останусь в Екатеринбурге. Я счастлива в УГМК. Хочется снова испытать эти потрясающие эмоции, когда выигрываешь Евролигу.
– Совсем скоро Олимпийские игры-2016, где вы наверняка завоюете свою четвертую золотую олимпийскую медаль и сравняетесь по этому показателю с Лайзой Лесли. А о пятой Олимпиаде, в 2020 году, уже задумывались?
– О, в Рио, полагаю, будет что-то невероятное! Мои родственники живут в Аргентине, и они наверняка приедут в Бразилию на Игры. Для меня и Сью (Берд. – Прим. "СЭ") это действительно будет уже четвертая Олимпиада… Ну а станет ли она для меня последней – кто знает? Я, во всяком случае, совершенно точно не знаю ответа на этот вопрос.
– Сборная России в Рио не сыграет. А что думаете о ближайшем будущем нашей команды? По силам ей вернуть себе звание лучшей в Европе?
– У вас отличная команда. Белякова, Виеру, Артешина, Черепанова, много талантливых юных девчонок из "Спарты", которые скоро подрастут и станут супермастерами, – Мусина, Вадеева… Я действительно уверена, что в ближайшие 5-7 лет ваша команда будет отлично выступать на международной арене.
– Какие виды спорта собираетесь посмотреть в Рио вживую?
– Как человек с аргентинскими корнями, я фанатка футбола. Конечно, буду регулярно ходить на матчи мужской сборной США по баскетболу. Очень нравится наблюдать за игрой Леброна, Уэйда, Дюранта… То, что они вытворяют на паркете, – нечто потрясающее! Ну и надеюсь в очередной раз понаблюдать за победами Усэйна Болта. Уникальный атлет!
– Наверняка ваш любимый футболист – Месси. Что случилось с ним и "Барселоной" в апреле?
– Все очень просто. Человеческие силы не беспредельны. Он, а также Суарес и Неймар играли отбор к чемпионату Южной Америки и оставили там много энергии и эмоций. Вернулись в расположение клуба выжатыми, и тут как раз последовала череда матчей с самыми тяжелыми соперниками – "Реалом" и "Атлетико"… Что ж, поражения бывают даже у самых лучших спортсменов и у самых лучших команд.
– Из года в год вы играете в Европе, сборной США, женской НБА. И в каждой команде выкладываетесь без остатка. Где черпаете силы и энергию?
– Ответ очень простой – я все еще по-настоящему люблю баскетбол. Я получаю огромное удовольствие от игр, тренировок и даже перелетов и переездов с командой. Когда я только делала свои первые шаги в России, некоторые девчонки из "Спарты", с которыми мы играли в полуфинале, были еще совсем маленькими детьми… Мне очень нравится в России. Да, сейчас между Россией и США непростые отношения. Многие мои знакомые спрашивают: "Россия? Да там же страшно!" Но это глупость. Я здесь уже десять лет и за это время познакомилась с большим количеством потрясающих людей, играла бок о бок с потрясающими баскетболистками… При этом я, конечно, столько же положительных эмоций получаю от пребывания в "Финиксе" и сборной США.
– На что УГМК мог бы рассчитывать в женской НБА?
– Думаю, мы были бы по-настоящему хороши в этом турнире. Очень, очень хороши. У нас и так в составе 6 или 7 игроков женской НБА…