Жизнь-мечта и смерть во сне
Лучший спортсмен Хорватии XX века родился 22 октября 1964 года в городе Шибеник, стал известен сначала в Хорватии, получил признание в Европе, а потом о нем узнал весь мир. Звали его Дражен Петрович.
ЗАПРЕТНАЯ МЕЧТА
Шибеник и в наше время не дорос до уровня мегаполиса или даже крупного города, к чему, в общем-то, никогда и не стремился. Основным занятием подавляющего большинства жителей городка является рыболовство. Подобные стартовые позиции сами по себе рождают в голове мысли о большой мечте, на реализацию которой ты готов положить всю жизнь. Петрович был одним из таких мечтателей. С малых лет Дражен был влюблен в баскетбол. Его старший брат Александр вспоминал о том времени: "Он брал мяч, который в то время был чуть ли не больше самого Дражена и часами водил его по площадке. Мне постоянно приходилось наблюдать за тем, чтобы старшие ребята его не затоптали". Конечно, на тот момент ни самому Дражену, ни Александру не приходили мысли о карьере в НБА, куда путь выходцам из Восточной Европы в то время был заказан, так как США находились в состоянии перманентной информационной войны с СССР и его союзниками.
НЕПИСАНОЕ ПРАВИЛО И ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ
Время шло, мечта обретала все более четкие грани, и вот уже Дражен носит на своих плечах неофициальный титул самого перспективного баскетболиста страны. В 13 лет Петрович пришел в "Шибенку" - клуб из его родного города. Чтобы пробиться в основной состав, ему потребовалось два года. А в 16 он уже считался лучшим молодым игроком всей Югославии, что, учитывая фанатичную любовь к баскетболу в этой стране, по статусу не может сравниться, пожалуй, ни с чем. Каким образом Дражен к этому пришел? Его брат Александр объяснял все достаточно просто: "Дражен с помощью матери раздобыл ключ от спортзала. Приезжал туда в 6 утра, расставлял стулья для отработки дриблинга и затем совершал 500 бросков до начала основной тренировки. После занятий в школе он вновь приезжал в зал и бросал еще 500 раз. В общей сложности он проводил в зале часов семь. Тренеры говорили ему: "Ты тренируешься слишком много - почему бы тебе не заняться чем-нибудь еще?" Дражен всегда отвечал: "Я люблю тренироваться. Это моя жизнь. Баскетбол - мое дыхание".
В каждом из матчей юношеского чемпионата Петрович набирал по 50-60 очков, что было для него своеобразным неписаным правилом. Уже тогда Дражен постепенно привыкал к тому, что ему придется едва ли не в одиночку отвечать за результат. В 17 лет он стал лидером "Шибенки", которая во многом благодаря его игре добивалась невиданных для себя результатов: два года подряд заштатная команда выходила в финал Кубка Корача, где неизменно проигрывала французскому "Лиможу", выигрывала чемпионат Югославии, а сам Петрович признавался лучшим баскетболистом страны. Однако команда, как это часто бывает, не росла вместе с Петровичем, и в какой-то момент "Шибенка" стала для него слишком маленьким клубом.
Прощание с "Шибенкой" вышло достаточно трогательным и сентиментальным: "Первая команда - это как первая любовь. "Шибенка" останется в моем сердце навсегда. Все началось здесь, и годы, проведенные в этой команде, невозможно забыть. Я помню, как ходил на занятия брата, свою первую тренировку, все те часы, что я провел один на баскетбольной площадке, когда для меня существовали только мяч и корзина. "Шибенка" сделала меня игроком и показала дорогу в баскетбол. Но это только начало. Я надеюсь, что "Шибенка" меня поймет. Чтобы получить то, чего хочу от баскетбола, я должен уйти. Я закрываю этот этап, чтобы открыть следующий", - сказал Петрович.
БАСКЕТБОЛЬНЫЙ МОЦАРТ
Отслужив год в армии, Петрович в 1984-м получил предложение от университета Нотр-Дам, знаменитого своей баскетбольной программой. Предложение было очень заманчивым, так как открывало перед 19-летним Драженом двери в НБА. Но он отказался и выбрал "Цибону", чтобы сделать ее сильнейшим клубом Европы. Кроме того, на решение Дражена повлиял и тот факт, что за команду играл его старший брат Александр, с которым они не теряли связь.
За четыре сезона "Цибона" выиграла практически все турниры, в которых принимала участие: чемпионат страны, два Кубка европейских чемпионов, Кубок обладателей кубков. Дражен и Александр составили сильнейшую в Европе пару защитников. "Вы спрашиваете, как игралось в паре с Драженом? Это были самые легкие годы в моей карьере баскетболиста", - говорил Александр.
Однако и лучшая команда Европы в какой-то момент перестала соответствовать амбициям Дражена. К примеру, в одном из матчей чемпионата Югославии с "Олимпией" Петрович набрал 112 очков, за что получил прозвище баскетбольный Моцарт. А как вам 62 очка в игре Кубка Корача с "Катканом" или восемь трехочковых подряд во встрече с "Лиможем"? Статистика результативности Петровича за четыре сезона в "Цибоне" может вскружить голову любому: 37,7 очка за игру в национальных турнирах и 33,8 - в европейских. Но даже с такой ошеломляющей игрой Дражен оставался в Европе, откладывая свой переезд в НБА.
СУМАСШЕДШИЙ КОНТРАКТ
В 1986 году "Портленд" выбрал Петровича на драфте под общим 60-м номером, но тот даже после решения покинуть "Цибону" в 1988-м, выиграв с Югославией серебро Олимпиады в Сеуле, подписал контракт с "Реалом". С самым богатым клубом Европы, с клубом, попасть в который многие мечтали сильнее, чем в далекую и непонятную НБА. Контракт на сумасшедшие даже по нынешним временам четыре миллиона долларов. После прихода Дражена "Королевский клуб" выиграл чемпионат Испании, Кубок страны и Кубок европейских чемпионов. В финале национального Кубка с "Барселоной" Петрович набрал 42 очка, в финале европейского со "Снайдеро" - 62.
В "Реал" Дражен переходил с желанием окончательно убедиться в том, что он никогда не будет проигрывать и сдаваться. В полуфинальном матче с почти родной "Цибоной", где продолжал играть его брат Александр, характер Дражена проявился на все сто процентов. Александр вспоминал: "Когда Дражен только вышел на паркет, зал встречал его овацией. В концовке же игры, чтобы принести победу своей команде, Дражен должен был забить два последних штрафных. Та победа практически ничего не значила для "Реала", а игрокам "Цибоны" выигрыш принес бы неплохие премиальные. Поэтому я подошел к брату и буквально умолял его промазать оба броска. Дражен лишь улыбнулся и забил оба штрафных - он не умел проигрывать".
Европейский период карьеры Петровича увенчался победой Югославии на чемпионате Европы. Сам Дражен был признан самым полезным игроком того турнира. НБА в целом и "Портленд" в частности уже ждали 25-летнего хорватского парня, который был полон желания доказать неслучайность своих успехов в Европе.
ПОЛТОРА МИЛЛИОНА ЗА ПЕРЕЕЗД В НБА
В США никогда особо не следили за европейским баскетболом. Но одного игрока из прежнего советского блока за океаном ждали с особым нетерпением. Лидера сборной Югославии. Игрока, обладающего уникальным снайперским талантом. Дражен Петрович наконец-то почтил НБА своим вниманием. Из "Реала" Петровича отпускать не спешили: все закончилось судом и выплатой Драженом "Королевскому клубу" неустойки в размере полутора миллионов долларов за разрыв контракта. И наконец-то: "Здравствуй, "Портленд". Но его дебют на чужой земле не оправдал ожиданий.
Петрович по меркам НБА не обладал необходимыми оборонительными навыками, но и его снайперский талант использовался крайне ограниченно. Дражен регулярно выходил на паркет, но о 112 очках за игру он не мог и мечтать: 7,6 балла за матч в 77 встречах. В первой половине сезона-1990/91 Петрович и вовсе был вынужден привыкать к роли запасного, сыграв лишь 20 матчей из 38, игровое время упало до семи минут, поэтому обмен в "Нью-Джерси" пришелся как раз кстати.
"МАТЧ ЗВЕЗД" БЕЗ MVP
В начале 1991 года Петрович стал игроком "Нетс". В 43 матчах второй половины сезона Дражен получил возможность в полной мере проявить свои лучшие качества. Его результативность выросла до 12,6 очка за игру. Дальше - больше.
В своем первом полноценном сезоне в составе "Нетс" Петрович зубами вцепился в свой шанс. Он играл почти по 35 минут, набирал по 20,6 очка. К хорвату наконец-то пришло признание и за океаном. По итогам сезона Петрович стал вторым в лиге по проценту попаданий издали, реализовав 123 из 277 трехочковых, то есть почти каждый второй его бросок из-за дуги был точным. Титул MVP команды выглядел весьма закономерным, а "Нью-Джерси" столь же закономерно впервые за пять лет вышел в плей-офф. Не забывал Петрович и про родную Хорватию: летом 1992 года при его непосредственном участии хорваты взяли серебро Игр в Барселоне, уступив лишь американской дрим-тим с Майклом Джорданом и Мэджиком Джонсом в составе.
Второй сезон в "Нью-Джерси" принес Петровичу не только болельщицкое признание, но и уважение со стороны партнеров и СМИ. Продолжая улучшать результативность (22,3 очка за игру в сезоне-1992/93), Дражен доигрался до того, что был включен в третью символическую пятерку лучших игроков сезона, став первым европейцем, удостоенным подобной чести. Однако приглашения на "Матч звезд" так и не дождался, оставшись единственным из 13 лучших снайперов лиги, пролетевших мимо звездного уик-энда. Вместе с успехом в заокеанскую карьеру Петровича пришли и проблемы.
Конфликт с руководством "Нетс" привел к тому, что клуб не желал продлевать с ним контракт. После вылета в первом раунде плей-офф-1993 Петрович объявил, что решил сделать двухлетнюю паузу в выступлениях в НБА и поиграть в Греции.
ТРИ ШАГА НАЗАД
Тогда заявление Петровича о временном отъезде из НБА многие списали на эмоции. И правда: чего на скажешь после вылета из плей-офф, да еще и не имея на руках контракта? Дражен провел свой лучший сезон в НБА и был востребован в США как никто другой из европейцев, поэтому без работы за океаном он бы не остался. К тому же лето Петрович собирался провести в сборной Хорватии, участвовавшей в отборочном турнире к чемпионату Европы 1993 года. Время, проведенное в кругу соотечественников, могло успокоить эмоционального баскетболиста и повлиять на его решение. Но мысли Петровича о своей дальнейшей карьере навсегда остались при нем.
7 июня 1993 года Дражен из Польши, где проходил квалификационный турнир, отправился в Германию. Вместе со своей невестой, управлявшей автомобилем, и ее подругой они ехали по автобану Нюрнберг - Мюнхен. Сильный дождь вкупе с высокой скоростью сделали свое дело: невеста Петровича не справилась с управлением - и машина на полном ходу врезалась в грузовик. Обе девушки выжили, получив серьезные травмы. Дражен, спавший на пассажирском сиденье, погиб. Ему было 28 лет.
Наверняка Петрович всерьез никогда не думал о прощальном матче. Возможно, в своих фантазиях он и представлял, как переполненная арена где-нибудь в Загребе встречает его овацией, а на площадку выходят лучшие баскетболисты НБА и его брат Александр. Теперь мы этого не узнаем. Но те, кто знал Дражена, играл с ним или просто любил баскетбол, и не думали прощаться с ним.
В "Нью-Джерси" третий номер Петровича был закреплен за ним навечно, домашняя арена "Цибона" была названа в его честь, перед зданием Олимпийского музея в Лозанне открыта скульптура, посвященная его вкладу в мировой спорт. В 2002 году Петрович был включен в Зал баскетбольной славы, а в 2007-м - в Зал славы ФИБА.
- Может быть, в Америке трудно понять всю величину этой утраты, ведь у вас в стране много великих игроков, - сказал Александр Петрович после гибели своего младшего брата. - Но мы - маленькая страна. Потеряв его, наш баскетбол сделал три шага назад.
Дмитрий СМИРНОВ