Американская ненависть: Канзас – Миссури
Какими бы кровопролитными ни были европейские футбольные дерби, ни за одним из них не стоит такого количества насилия и смерти, как за "Пограничной войной" на американском Среднем Западе.
Предыстория ненависти
Ни одно событие в истории Соединенных Штатов не имеет такого огромного значения для американского самосознания, как Гражданская война 1861 - 1865 годов. Не говоря уже о том, как сильно изменился облик страны в результате этого конфликта и какое влияние было оказано на коренные ценности и жизненный уклад американцев. Цена, которую народ за все это заплатил, была невероятной. В Гражданской войне погибло больше жителей США, чем во всех остальных войнах вместе взятых. Завоевания победы Севера неоценимы, но и раны, нанесенные Югу, не зажили.
Но еще задолго до того, как Авраам Линкольн объявил мобилизацию в защиту целостности государства, маленькая, но кровопролитная локальная война вовсю бушевала на Среднем Западе, в самом центре индейской степи. В середине 1850-х Канзасская территория готовилась вступить в Союз на правах штата. А поскольку она находилась в самой середине страны, промеж рабовладельческими и свободными штатами, сам собой возник вопрос: каким штатом ей быть? В соседнем Миссури, простиравшемся на востоке, рабство было разрешено, и многие миссурийцы приняли "канзасский вопрос" близко к сердцу. Влить Канзас в любящее лоно рабовладельческих штатов стало для них делом чести.
Когда в Канзасе развили деятельность аболиционисты, из-за миссурийской границы на территорию будущего штата начали наведываться вооруженные банды. Аболиционисты отвечали тем же, благо времена стояли самые ковбойские, и до Дикого Запада было рукой подать. Все эти прения, проходившие в основном при помощи кольтов и мачете, вошли в историю как "Кровавый Канзас". Именно на обильно орошенной кровью канзасской почве в итоге и разгорелся куда более масштабный конфликт на территории всей страны.
Но по-настоящему партизаны Канзаса и Миссури развернулись уже в годы войны. Бандиты и с той, и с другой стороны сжигали целые города и вырезали мирное население, и сами эти шайки пассионариев в итоге вошли в легенду. Канзасские противники рабства называли себя "Джейхокерами" (происхождение термина неясно; по одной из версий это означает "Ястребы Джея" - в честь одного из отцов-основателей США), их миссурийские враги – "Бушвакерами". Дров и те и другие ребята наломали таких, что по сей день нет для канзассца худшего врага, чем миссуриец, и наоборот.
Зарождение ненависти
Каково было жителям Миссури, когда в конце XIX века Канзасский университет решил дать своим спортивным командам название "Джейхокерз"? Это как если бы хоккейная команда из Риги вошла в КХЛ под названием ХК "Ваффен-СС". А ведь с тех пор, как "джейхокеры" жгли и вырезали деревни в Миссури, тогда прошло всего каких-то 30 лет. Чем ответили миссурийцы? Тем же самым: назвали команду своего университета "Тиграми". Именно такое прозвище было у одного из подразделений миссурийской милиции, уничтожившей канзасский город Лоуренс в 1863 году.
Каких отношений можно было ожидать между командами "Канзас Джейхокерз" (позже название сократили до чуть менее оскорбительного "Джейхокс") и "Миссури Тайгерз"? Самых горячих. Футбольные команды двух университетов впервые сыграли в 1891 году, а куда более знаменитая баскетбольная вражда началась в 1906-м. Ненависть при этом бушевала такая, что противостояние в обоих видах спорта получило официальное название "Пограничная война".
Естественно, такой великой вражде полагался и собственный трофей. Его учредили в 1937 году, и им стал "Индейский барабан войны". Барабан изготовили индейцы племени осаге (одинаково многочисленного на территориях обоих штатов), хотя уж к ним канзасско-миссурские страсти точно никакого касательства не имели. Бедняги-аборигены хватили горя и от тех, и от других.
Ненависть в разрезе
- Первым тренером баскетбольной команды "Канзаса" был сам Джеймс Нейсмит – изобретатель игры. Что интересно, оба матча против "Миссури" отец баскетбола проиграл. А в 1910 году он присутствовал на дерби в качестве зрителя и увидел нечто потустороннее. Обе команды заявили на матч по игроку из соответствующих футбольных дружин. Футболисты отыграли так, как от них и ожидалось: устроили на площадке такое рубилово, что Нейсмит, по воспоминаниям очевидцев, схватился за голову и закричал: "Батюшки светы! Они убивают мою игру!". Однако военный подход к дерби оказался эффективнее методов пацифиста-Нейсмита, и оба "футбольных" поединка "Канзас" выиграл.
- Оба баскетбольных матча в 1961 году завершились потасовками "команда на команду", а во второй из них приняли участие и болельщики. Спортивный директор Канзасского университета требует прекращения всяческих сношений, в первую очередь спортивных, с "Миссури". Его инициативу не поддерживает никто.
- Футбольный тренер "Канзаса" Дон Фамброу однажды заболел и получил направление к врачу, практиковавшему за границей – в Миссури. "Пусть лучше я умру!" - воскликнул Фамброу. Когда об этом узнал тренер баскетбольной команды "Миссури" Норм Стюарт, он запретил своим игрокам тратить хоть цент на территории Канзаса. Перед выездным матчем дерби команда останавливалась в отеле на миссурийской стороне границы, командный автобус заправлялся бензином там же, а игроки не имели права покупать в Канзасе еду.
- В 2004 году название дерби официально изменили – вместо "Пограничной войны" оно стало "Пограничной схваткой". Оба университета решили, что после терактов 2001 года и всего того, что за ними воспоследовало, называть футбольные и баскетбольные матчи, даже с такой кровавой историей, "войной" как-то не вполне корректно. Новый ярлык не прижился, и студенты, болельщики и комментаторы продолжают пользоваться старым. "Это война, дьявол меня побери!" - высказался по этому поводу Фамброу. - "И начали ее они!"
- В 2007-м году фанатская организация студентов Университета Миссури выпустила майку, на которой был изображен горящий город Лоуренс. Там же была и цитата Уильяма Куонтрилла, лидера "Бушвакеров": "Наше дело правое, наши враги многочисленны". Что, если разобраться, является пропагандой рабства. Миссурийцев осудили всей страной. Но и канзассцы в долгу не остались, и тут же стали красоваться в майках с надписью: "Защищаем Америку от Миссури с 1854 года".
- Конец великому дерби (но не великой ненависти) пришел в этом году. Университет Миссури решил перейти из конференции "Большая дюжина" (где по традиции играют сильнейшие студенческие команды Среднего Запада) в более богатую Юго-восточную конференцию. "Канзас" страшно на это обиделся и с негодованием отверг предложение "Тигров" продолжить дерби специальными матчами, сыгранными за пределами "конференционного" расписания. Таким образом, если только "Тайгерз" и "Джейхокс" не выйдут друг на друга в национальном плей-офф, и футбольное, и баскетбольное дерби больше не состоится. И в Индейский барабан войны уже никто не постучит.
Слава МАЛАМУД
Американская ненависть: