11 ноября 2011, 00:40

Евгений Пашутин: "К домашней Универсиаде любую сборную нужно серьезно готовить"

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент
Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

КАЗАНЬ 2013

Главным тренером мужской студенческой сборной России по баскетболу на Универсиаде в Шэньчжэне был специалист, возглавляющий казанский УНИКС

В его профайле нет пока только одной строчки - главный тренер сборной России. Национальной сборной. Эта работа, надо думать, его в итоге найдет: сегодня именно он, главный тренер казанского клуба, выглядит в нашей стране первым после Блатта. В конце концов, кто, если не он: когда-то капитан своих команд, а потом многолетний ассистент Ивковича и Мессины?! Эта страница - одна из последних пока им нераскрытых: с молодежной и студенческой сборными России он самостоятельно уже работал, в Евролиге уже со вторым своим клубом стартовал на минувшей неделе.

- Дебют УНИКСа в Евролиге ULEB принес клубу разочарование - победу в историческом для Казани матче отпраздновала "Сиена". Почему так вышло и как теперь жить дальше, чтобы побеждать стабильно хотя бы у себя дома?

- В нашей команде пять американцев с самыми различными паспортами, и это не самая простая работа - создать из них сплоченный коллектив. Пока у нас нет той командной химии, которая помогает ломать такого оппонента, как "Сиена", на характере и эмоциях. Мы соперника отпустили, а он свое уже не отдал. И еще нам сегодня явно не хватает сил на полноценный матч с конкурентом топ-класса. Будем вместе разбираться, почему дела обстоят именно так, хотя ответственность за происходящее, безусловно, несу я. У меня работа такая - нести ответственность за результат команды.

- Это вообще реально - создать сплоченную команду там, где солируют темнокожие парни?

- Никаких противопоказаний к этому нет. Просто пока эти парни не вполне разобрались, кто и какую роль играет. Это вопрос времени, все решаемо.

- Как формулируются задачи УНИКСа на Евролигу?

- Да пока все просто: попасть в своей группе в первую четверку и пройти дальше.

- Россиян, которые выходят на площадку и помногу играют, у вас мало. А те, кто есть, - это парни, которые тренироваться начинали, когда еще был жив советский баскетбол: ваш брат, Самойленко, Саврасенко, Заманский.

- Головин еще есть и Губанов. Эти двое молодые, играют пока мало, но на площадку выходят. Россиян, которые соответствуют уровню Евролиги, у нас от силы двадцать игроков. Те, кто помоложе, играют в Москве и Химках. Таковы нынешние реалии. А брать абы кого и только ради паспорта мне не хотелось. Национальность игрока в профессиональном баскетболе сегодня значения не имеет. Гораздо важнее его класс, а коллектив складывается или не складывается не из-за того, какие именно паспорта у спортсменов.

- Вы со своей американизированной командой на каком языке общаетесь?

- На английском. Это профессиональный язык терминов и команд, которые превращают тренировку в серьезную работу без участия переводчиков. Если же будет нужно, то моего запаса слов хватит и для разговора на клубном ужине в ресторане или переговоров в служебном кабинете.

- Работа в студенческой сборной страны и в клубе, где почти нет россиян, - в этом нет противоречия?

- Никакого. У меня в той же сборной играли и Головин, и Губанов. За сезон они прибавят. Просто потому, что работают в очень серьезной компании. А играть они будут в любом случае. Вопрос в одном: сколько у них будет игрового времени?! Это уже от самих парней зависит.

- Казань примет Универсиаду 2013 года. И наверняка захочет выиграть как минимум один турнир в игровых видах спорта. Вы готовы к тому, что опять нужно будет стать шефом студенческой сборной нашей страны?

- А почему нет?! Другое дело, что Казань - такой город, где всем нужен результат. Не будет нужного результата - и тебя в команде, может, тоже не будет. А не будет меня в УНИКСе - не будет и работы в такой сборной.

- У вас же контракт. Еще два года, кажется, действует.

- Да, есть контракт. Только я на результат ориентирован, а не на срок своего контракта.

- Предположим, все у вас и УНИКСа хорошо, и вам предлагают повторить попытку, но уже на домашней Универсиаде. У вас есть рецепт успеха?

- Если мы хотим побед на Универсиадах, то сборную нужно готовить к домашнему турниру не две недели или месяц. Это не только баскетбола касается, а любых игровых видов спорта. Людям банально нужно сыграться и понять друг друга - как на площадке, так и за ее пределами.

- Тогда за этой сборной стоит закрепить статус второй сборной страны - не официально, но по факту. Придумывать ей турниры, спарринги, собирать игроков на тренировочные сборы.

- Никакого нового статуса, кроме существующего, этой сборной не нужно. А вот найти финансирование на централизованные сборы было бы здорово. Этот вопрос в баскетболе сегодня решается - федерация и студенческая лига ведут переговоры.

- Когда вы приехали на Игры в Китай, ответственность за страну и ее результат на турнире быстро почувствовали?

- А как можно не ощутить эту ответственность, если ты играешь в форме сборной России, у тебя флаг страны на майке?!

- В национальной сборной это чувство сильнее и ярче?

- Там оно острее. На то и сборная национальная, а по статусу - главная.

- В Шэньчжэнь вы наверняка ехали за медалями, а в итоге уступили два очка Литве в споре за бронзу. Эту команду Россия обыграла в групповом раунде, а потом попала в полуфинале на будущих победителей, сербов. Может, похитрее нужно было быть по ходу турнира?

- Я противник таких вещей. У нас стратегия была простой - только вперед, только победы. Сербы просто были сильнее. Они вытолкали нас из-под кольца, мало что позволили забить без агрессивного сопротивления с периметра. Я не видел смысла чего-то там выгадывать. А медалей хотелось, это правда.

- Это ведь не первая для вас Универсиада, верно?

- Да, я играл в Шеффилде двадцать лет назад. Сборная СССР там заняла третье место, США предсказуемо победила, Канада стала второй. Мы в споре за бронзу, помнится, обыграли Израиль. Могли быть и в финале, но в игре с канадцами три минуты не дотерпели. Долго вели больше десяти очков, а потом стали ошибаться.

- Вы тогда студентом были?

- Да, молодой совсем парень, 21 год. Тем летом я как раз менял команду и вуз. А все потому, что из Питера уехал в Краснодар. Поступил в имени Лесгафта, а перевелся в подмосковную Малаховку, ныне РГУФК.

- Шеффилд - это Англия. Более того, этот город - родина тамошнего футбола, и к баскетболу он наверняка равнодушен.

- Зал был пустым на всех играх, хотя там было на кого посмотреть. У американцев пятеро парней потом играли на хорошем уровне в НБА. У Канады трое, если не ошибаюсь, тоже потом заиграли в этой лиге.

- А в Китае люди на игры ходили?

- Там все четко организовано, и пустых трибун нигде не было - ни на баскетболе, ни на гребле.

- Вы работали с Ивковичем и Мессиной. Многое у них взяли себе в багаж тренера?

- Эти люди, безусловно, влияли на меня как на специалиста и личность. Я стал спокойнее и на многие вещи после общения с ними посмотрел иными глазами.

- Например?

- Как отношения в семье строить, какой выбор делать.

- Вы ведь давно женаты, а сын уже совсем взрослый, верно?

- Роману 21 год, он помогает мне в УНИКСе. Ирина, супруга, тоже рядом. Она постоянно приезжает к нам, хотя у нее есть свои дела в Питере и Москве. Живем дружно и давно. У меня серебряная свадьба уже близко!

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Казань

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости