Роберт Орри: "Главные фавориты сезона - "Сан-Антонио" и Блатт"
Сегодня в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная обновлению сотрудничества между НБА и цифровым телеканалом, который продолжит вещание матчей лиги. Привлекать внимание к этому событию помогали два почетных гостя из-за океана. Но если семикратный чемпион НБА Роберт Орри (дважды с "Хьюстоном" и "Сан-Антонио" и трижды с "Лейкерс") в России уже бывал, то главный трофей заокеанской лиги – чемпионский кубок Ларри О'Брайена, прибыл в нашу страну впервые. Ювелирное изделие, отлитое из чистого серебра, поверх которого нанесена позолота, красовалась на столике рядом с Орри. Мяч, нависший над кольцом перед попаданием в сетку – такова идея дизайнеров одной из именитых мастерских, рожденная в 1977 году.
Высота кубка – 62 сантиметра, вес около 7 килограмм. Именно по лекалам привезенного в российскую столицу экземпляра два специалиста – токарь и ювелир – ежегодно изготавливают трофеи для новых чемпионов. На работу уходит около 80 часов совместного труда. До окончания финала "потомки" ничем не отличаются от "прародителя". Однако после выявления победителя трофей вновь отправляется в мастерскую – для нанесения символики нового владельца.
В 1984 году Дэвид Стерн, только-только возглавивший лигу, дал кубку имя своего предшественника – Ларри О'Брайена, комиссара, объединившего НБА и АБА (до этого трофей назывался в честь основателя "Селтикс" Уолтера Брауна). И в четверг внимание к "Ларри" было повышенное. Сфотографироваться, взять на руки, посмотреться в золотое отражение – журналисты наслаждались близостью с главным клубным баскетбольным трофеем активно, хоть и академично. Целоваться, обниматься и предлагать руку и сердце, как это делают в рекламных роликах звезды НБА, никто не стал.
Возможно, потому, что демонстрировать детский восторг на фоне сидящего рядом Орри, который все эмоции от вида кубка давно пережил, было неловко. Зато на вопросы 44-летний чемпион отвечал с большим энтузиазмом. "Большой бросок Боб", как прозвали Орри за многочисленные ключевые попадания в плей-офф, начал свое слово с рассказа о том, что нужно делать, чтобы стать чемпионом НБА.
ЕСЛИ БЫ ВЕРНУЛСЯ В БАСКЕТБОЛ, ТО В "САН-АНТОНИО"
– Чтобы добыть кубок, требуется попасть в хорошую команду, – улыбнулся Орри. – Затем нужно, чтобы травмы обошли ваш клуб стороной. И, наконец, как показывает практика, вам очень пригодится такой парень, как я (смеется).
– Если представить, что вы помолодели на 10 лет, и у вас есть возможность выбрать новый клуб, где возобновить карьеру, куда бы пошли?
– В "Сан-Антонио", тут и думать нечего. Это образец баскетбольной команды. Там нет игроков, которые находятся в составе для галочки.
– Кто, по-вашему, поборется за титул в ближайшем сезоне?
– Главный фаворит – "Спэрс". Но на "Западе" их ждет серьезная конкуренция со стороны "Оклахома-Сити", эта команда продолжает прибавлять. На "Востоке" мощнее всех выглядит обновленный "Кливленд", но лично я многого жду от "Чикаго". Конечно, судьба "Быков" напрямую зависит от здоровья Деррика Роуза, но я верю, что он сможет обойтись без травм и выйти на прежний уровень.
– А как относитесь к тому, что суперзвездный коллектив из Огайо, где собрались Леброн Джеймс, Кевин Лав и MVP ЧМ-2014 Кайри Ирвинг, возглавил тренер-новичок из Европы Дэвид Блатт?
– Уверен, что в "Кливленде" знали, на что шли, и досконально изучили кандидатуру нового тренера. Как я слышал, Блатт – превосходный тактик, который может посвятить всего себя разработке комбинаций и схем. Собственно, в ситуации, когда у тебя в распоряжении оказываются три баскетбольных алмаза, это то, что нужно. Ведь для того, чтобы у каждого из них была возможность в полной мере задействовать свой талант, необходимо серьезно поломать голову над тренерским планшетом.
– В минувшем сезоне владелец "Бруклина" Михаил Прохоров выписал рекордный для баскетбола чек на годовую зарплату – сумма гонораров и сопутствующих налогов едва не превысила двести миллионов долларов. И это на фоне того, что в последние годы "Сети" лишь фиксируют убытки…
– Не надо сгущать краски. По-моему, Прохоров – прекрасный владелец. Ведь все эти траты свидетельствуют лишь о его стремлении к победе. А разве это не главное в спорте? Кроме того, тот факт, что россиянин купил "Бруклин", должен способствовать популяризации баскетбола в России. Это же здорово! Буду откровенен, последние годы я все жду, когда же владельцем клуба НБА станет кто-то из Китая. Уверен, это будет настоящий прорыв в плане распространения баскетбольной лихорадки.
ЗАЧЕМ ЗВЕЗДАМ НБА ЧЕМПИОНАТ МИРА?
– Как вы восприняли результаты чемпионата мира в Испании? Казалось бы, вокруг только и слышно, что за последние 20 лет баскетбольная пропасть между США и остальным миром постепенно уменьшается. И тем не менее нынешняя американская сборная громит всех соперников со средней разницей за "+30" – как и первая "Дрим Тим" образца Олимпиады-1992 с Мэджиком Джонсоном и Майклом Джорданом. А ведь на ЧМ-2014 американцы отправили далеко не сильнейший состав.
– Не буду кривить душой – мне кажется, что в обозримом будущем никому не под силу соперничать с США. Да, сейчас век глобализации. Любая информация становится доступной мгновенно. И, перенимая лучшие методики, в разных концах света все чаще выращивают новых звезд планетарного масштаба. Некоторые поколения оказываются особенно талантливыми. Как у испанцев сейчас или у аргентинцев в середине 2000-х. Но как раз после пощечины от южноамериканцев на Олимпиаде-2004 мы проснулись ото сна. Не думаю, что впредь наша сборная позволит себе такую расслабленность. Если же мы играем в свою силу, то равных нам нет.
Просто потому, что каждый год в нашей стране открывается гораздо больше талантов. Это настоящая баскетбольная машина. Через нее проходят чуть ли не все школьники в стране. Плюс у нас куда больше опыта, а это иногда существенно важнее хороших учебников. Молодежью занимаются люди, которые получили свои навыки и знания на практике, работая с легендарными специалистами, а не читая их книжки. В нашем деле это очень важно.
– Некоторые американские обозреватели после ЧМ-2014 призывают НБА затруднить выступление своих звезд на международных турнирах, к примеру, отпуская туда только молодежь. Мол, все равно выиграем, так зачем рисковать здоровьем "золотых телят"?
– Я высказывал подобное мнение еще 10 лет назад в раздевалке "Сан-Антонио". Возьмем Тони Паркера или Ману Жинобили. Чуть ли не каждый их клубный сезон заканчивается в июне. Уже в июле их ждут на сборах национальной команды. Международные турниры заканчиваются в сентябре. И они сразу должны лететь в расположение команды на предсезонные сборы. Я говорил им в лицо: "ребята, мне не нравится, что вы выступаете за свои сборные". Они удивлялись, а я объяснял, что из-за того, что у них нет отдыха, страдают другие. Грег Попович пытается приберечь их на концовку сезона, из-за чего в том числе на меня выпадает дополнительная нагрузка. При этом в моем контракте нет надбавки на такой случай. Уловили?
Да и рядовых болельщиков понять несложно. Давайте говорить откровенно, НБА в разы превосходит турниры ФИБА по ТВ-рейтингам. Так кому нужно, чтобы повторилась ситуация с Полом Джорджем? Мы убедились, что наша команда доминировала в Испании без него. В итоге ради красивых слов Джорджа о долге перед родиной, фанатам "Индианы" придется целый год ждать его возвращения в строй после травмы, которую он получил во время подготовки со сборной.
– В последние годы вы пробовали себя в роли комментатора, и теперь вас пригласили на национальное ТВ. Что является для вас самым большим вызовом в этой работе?
– Я родился и вырос на юге США, где диалект существенно отличается от "классического" американского языка. Иногда даже одно и то же слово может произноситься оно по-разному. Поэтому мне нужно постоянно помнить об этом и употреблять общепринятые выражения, не сбиваясь на более привычные для меня словечки.