12 ноября 2010, 00:04

История баскетбольных маек. Часть 6

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

Заключительная часть сериала про историю баскетбольной легкой промышленности расскажет о Тихоокеанском дивизионе НБА, в котором, как всем известно, играют "Лос-Анджелес Лейкерс" и еще несколько команд.

ГОЛДЕН СТЭЙТ УОРРИОРЗ

Как и все калифорнийские команды НБА, эта пережила в свое время переезд – и даже не один. Все началось в 1946-м году в городе Филадельфии, где появился новый клуб в новой баскетбольной лиге - БАА. Генменеджером этой команды стал один из основателей лиги, весьма известный человек в узких баскетбольных кругах Филадельфии – эмигрант из Киева по имени Эдди Готлиб, которого легендарный спортивный журналист Ред Смит описывал так: "Замечательный человечек, размером и формой больше всего похожий на полбочонка пива". В 1920-е годы Готлиб выступал за команду Еврейской спортивной ассоциации Южной Филадельфии (в то время баскетбол в Америке часто и не без хороших на то оснований называли Jewball), а также тренировал профессиональные и полупрофессиональные городские команды.

Вверенный ему клуб БАА (а позже Готлиб стал его владельцем) он назвал "Уорриорз" ("Воины") – в честь одной из филадельфийских команд, игравших в довоенные годы. В Америке слово warrior чаще всего употребляется по отношению к индейским воинам. Этот факт (а так же трагичное отсутствие в те годы как политкорректности, так и элементарного уважения к коренному населению страны) и объясняет первую эмблему команды. Чуть позже ее слегка модифицировали, заменив неправильный мяч (с таким было уместнее играть в водное поло) на правильный.

А вот сине-золотые цвета не менялись в течение полувека. Поначалу филадельфийцы играли в белых майках и желтых трусах с аббревиатурой на груди. Вторая форма была полностью синяя. В конце 40-х, уже после слияния БАА и НБЛ в новую лигу – НБА, "Воины" добавили к майке тонкую горизонтальную полоску, и именно в такой форме молодой Уилт Чемберлен установил свой всем известный рекорд.

Несмотря на успехи "Воинов" и на неимоверную популярность Чемберлена, финансовое положение клуба было довольно тяжелым (свой рекорд Уилт, кстати, установил в "домашнем" матче, сыгранном в спортзале шоколадной фабрики городка Херши, которому "Уорриорз" продал право на несколько домашних игр), и в конце концов Готлиб продал клуб. Покупателем стал калифорнийский предприниматель Франклин Мьеули, и он немедленно перевез команду в регион залива Сан-Франциско.

Теперь уже под названием "Сан-Франциско Уорриорз" команда Чемберлена расположилась в пригородном спортзале с уютным названием "Кау-пэлас" ("Коровий дворец"), что указывало на его изначальное предназначение – как павильон для выставок и продажи крупного рогатого скота. Цвета формы "Воинов" изменений не претерпели, да и сама форма осталась в целом той же.

Главная веха в истории формы клуба наступила в 1969-м, когда "Сан-Франциско" вышел на площадки НБА в одной из самых необычных маек в истории лиги. На груди "Воинов" красовалась эмблема с изображением моста (залив Сан-Франциско ими знаменит), а выше – надпись "The City". То есть, не просто "город", а "The Город" - город с большой буквы, главный город, всем городам город. Как ни странно, такая заносчивая декларация не разозлила ни Нью-Йорк, ни Лос-Анджелес. Видимо, потому что Сан-Франциско – действительно уникальный, ни на что не похожий город. А может быть, потому, что майка и вправду была такой чертовски обаятельной. Да что уж там – у нее на спине был трамвай! Настоящий сан-францискский кабельный трамвай – уникальное траспортное средство, существующее только в этом городе. Более того, трамвай был изображен несущимся по наклонной плоскости – то есть, по одной из известных своей крутизной улиц Сан-Франциско.

Насколько красив и своеобычен не был бы этот замечательный город, у него оставался один недостаток – отсутствие нормальной, не загаженной коровами арены. Поэтому, с постройкой в соседнем Окленде баскетбольного дворца, "Воины" начали (постепенно – сначала понемногу, потому все больше) играть домашние матчи там. А в 1971-м перебрались в Окленд окончательно, сменив название на "Голден Стэйт Уорриорз", то бишь – "Воины Золотого штата". Золотой штат – прозвище Калифорнии со времен Золотой лихорадки 1849 года (эпицентром которой были как раз окрестности Сан-Франциско), и этим названием клуб хотел подчеркнуть, что по-прежнему представляет весь регион.

Тем не менее, с эмблемой "The Город" и трамвайной чудо-майкой пришлось расстаться. Им на смену пришла карта штата с обозначенным звездочкой регионом Залива и слегка видоизмененная форма (для домашних матчей - сначала желтая, в потом белая). В конце 1980-х знаменитый круг на груди окончательно ушел в прошлое, и команда Криса Маллина заиграла в новой, очень простой форме.

Радикальные изменения произошли в 1997-м, когда к синему (куда более темного оттенка) и желтому прибавился оранжевый цвет. На эмблему вернулся индеец, но теперь уже почему-то в облике громовержца, а с формой сделали то, что делали в 90-е годы со спортивной формой везде. Сначала был вариант с молнией на груди, потом – с полосками по бокам (так это выглядело на выездной и альтернативной формах).

Как и все порождения 90-х, этот облик "Воинов" проверки временем не выдержал, и в 2010-м команда вернулась к традиционным цветам и к майкам с кругом на груди. Всплыл и обновленные вариант эмблемы с мостом. Кстати, изображенный на ней мост пока еще недостроен, зато символичен – он соединяет Сан-Франциско и Окленд.

ЛОС-АНДЖЕЛЕС КЛИППЕРС

У этой команды "ноги" растут из еще более экзотичного места – холодного северного города Баффало на американо-канадской границе. Города, в котором детвора наверняка играла бы в баскетбол с утра до вечера круглый год, если бы мяч хорошо отскакивал от снега. А так юные баффалоиды обычно предпочитают хоккей.

Тем не менее, попытка привить заснеженной тяжелопромышленной глубинке игру гигантов была предпринята в 1970-м году. Название команде тоже придумали индейское – "Брейвз" (буквально – "смельчаки", но этот термин употреблялся исключительно по отношению к индейским воинам). Что и объясняет перо на эмблеме. В Баффало, как и во всех остальных закутках Северной Америки действительно когда-то жили инде            йцы, но скорее всего название было выбрано потому, что хорошо звучало в сочетании с название города (Buffalo по-английски – "буйвол", и американцы так называют бизонов).

Сине-бело-красные цвета клуба так ни разу и не менялись, пережив два переезда, но в форме трактовались по-разному. Сначала, например, "Бизоньи воины" играли в майках и трусах с трехцветной косой полосой. Потом перешли на более консервативную голубую форму.

В 1978-м году владелец команды Джон Браун, которому поднадоело искать ключик к морозостойким душам баффаловцев, решил убраться в более перспективные палестины. Он знал, что владелец "Селтикс" Ирв Левин давно мечтал уехать в Калифорнию, и предложил ему махнуться: Левин Брауну – свой легендарный "Селтикс", а Браун Левину – свой никчемный "Брейвз", который (в отличие от "Селтикс") будет так легко перевезти куда угодно.

Левин немедленно перевез команду в Сан-Диего, где три года спустя продал ее с большой выгодой (Левин был мудрым бизнесменом и знал, как избавиться от неперспективного продукта), но предварительно сменил ей название. Команда, сохранившая старые цвета, стала называться "Клипперс" - в честь истории города как важного тихоокеанского порта (в котором, кстати, до сих пор пришвартован в качестве плавучего музея клипер "Звезда Индии"). Три кливера (отличительная часть клиперной оснастки) стали новой эмблемой команды.

Левин, как уже говорилось, продал команду в 1981-м году – лос-анджелесскому магнату Дональду Стерлингу, который немедленно сменил эмблему на нечто, содранное с "Лейкерс", особо не скрывая своих намерений. В 1984-м году он их осуществил, перевезя "Клиперов" в Лос-Анджелес, но не меняя названия (хоть второй город Америки и не имеет портовых традиций). Эмблема осталась в целом без изменений, а вот синий цвет формы значительно потемнел. В 1986-м "Клиперы" сделали красный основным цветом, а на груди вывели прописью название города. Дальнейшие изменения были чисто косметическими – замена названия города на название команды в начале 90-х, а белой отделки по бокам – на синюю в начале 2000-х. Без изменений остался и статус "Клиперов" как самой жалкой и некомпетентной команды лиги.

ЛОС-АНДЖЕЛЕС ЛЕЙКЕРС

"Лейкерс" во многом похож на своего главного и непримиримого врага – "Бостон Селтикс". Рассказ о великой истории одного из этих клубов может сам по себе стать длинным сериалом. А вот история их цветов, эмблем и формы займет совсем немного места. Может быть, в случае с "Лейкерс" - чуть побольше, потому что первый профессиональный клуб на западном побережье США все-таки приехал туда из другого города.

В 1947-м году команда НБЛ "Детройт Джемс" ("Детройтские самоцветы") была куплена двумя бизнесменами из Миннесоты за 15 тысяч долларов и перевезена в город Миннеаполис, где стала называться "Миннеаполис Лейкерс". То есть, "Озерные жители", поскольку официальное прозвище штата Миннесота – "Земля 10 тысяч озер". Название не вполне правдивое, потому что озер там на самом деле почти 12 тысяч. Цветами клуба стали голубой и желтый, а лучше всех в них смотрелся центровой Джордж Майкан – первая суперзвезда профессионального баскетбола.

"Лейкерс" был одной из лучших команд сначала НБЛ, потом БАА и наконец НБА – пока Майкан не ушел из спорта. После его ухода болельщики в Миннеаполисе стали ходить на игры "Лейкерс" в настолько меньшем количестве, что к 1960-му году клубу ничего не оставалось, как уехать в теплые края – в Лос-Анджелес. В город без озер. Почему в совершенно безозерном Лос-Анджелесе команда осталась "Лейкерс" - загадка на века. Видимо, не хотелось разрушать победный брэнд. Как бы то ни было, решение оказалось верным, потому что нынче брэнд "Лейкерс" никак не менее уважаем, а о том, что он первоначально означал, никто особенно и не вспоминает.

Эмблема "Лейкерс" всегда была образцом конвейерной стандартизации – баскетбольный мяч с буквами (прошедший за многие годы несколько ступеней эволюции). Цвета поначалу были сине-бело-голубыми, но в 1966-м появилась знаменитая желто-фиолетовая гамма, не меняющаяся по сей день. Разница между тем, в чем играли, например, Джерри Уэст и Мэджик Джонсон совсем небольшая – лишь цвет номеров. А разница между формой Джонсона и нынешними одеяниями "Лейкерс" - контрастная отделка по бокам (и, опять же, возвращение к белым номерам на желтой майке). Белая альтернативная форма появилась у "Лейкерс" в 2001-м году, но лос-анджелесский клуб – единственный в НБА, играющий большинство домашних матчей не в белом, а в желтом.

САКРАМЕНТО КИНГЗ

Кому-то переезды приносили счастье, кому-то – совсем наоборот. Единственный успешный период в своей истории "Кингз" пережил по своему первоначальному месту жительства – в городке Рочестер на западе штата Нью-Йорк.

"Рочестер Ройалз" (то есть, "Августейшие особы") вступил в НБЛ в 1945-м году, хотя на самом деле существовал в полупрофессиональной ипостасти еще с довоенных лет. Название, которое почти наверняка было дано из-за созвучия с названием города, было придумано 15-летним рочестерианцем, выигравшим соответствующий конкурс. Цветами сразу стали "королевский синий" и белый.

В Рочестере клуб дважды выигрывал чемпионат лиги (сначала НБЛ, потом НБА), но к 1957-му году перерос свою скромную родину и уехал в более крупный город – Цинциннати. Название при этом не поменялось (и даже было написано на эмблеме дважды), а цвета тоже поначалу оставались сине-белыми, пока к ним не прибавился красный. Был опробован и вариант с вертикальной надписью, но в начале 70-х ее заменили на более привычную пропись.

А там уж пришло время нового переезда. В Цинциннати дела не клеились, и "Ройалс" решил податься куда еще. Но сначала никак не мог определиться куда и подался в два города одновременно. В течение трех сезонов, с 1972 по 1975 гг., команда играла домашние матчи в двух городах Великой равнины – Канзас-Сити и Омахе. При этом, название на этот раз пришлось сменить, потому что в Канзас-Сити уже был бейсбольный клуб под названием "Ройалс", хоть он и был на четверть века младше. Но бейсбол в Америке был настоящим королем, и баскетболисты покорно преобразовались в синоним - "Канзас-Сити-Омаха Кингз". Форма при этом осталась в целом той же (разве только в 1975, когда "Короли" все-таки осели в Канзас-Сити, на майках некоторое время красовалось название города).

Очередной, и последний на сегодняшний день переезд произошел в 1985-м – в столицу Калифорнии, и единственным изменением в имидже клуба стал переход с синего цвета на голубой (при том, что в домашней форме остался синий) – с короной вместо точки над буквой i. В начале 90-х было еще одно кратковременное возвращение к истокам, а потом грянул стандартный для тех лет перекрас – в черное и фиолетовое.

Первая попытка была предсказуемо кошмарной, и альтернативный вариант положения дел не улучшил (есть предположение, что он был вдохновлен одеждой королевских шутов). В начале 2000-х фиолетовый цвет вышел на лидирующую позицию, а точка-коронка вернулась на домашнюю майку. Золотая альтернативная форма, введенная в 2005-м, была столь решительно отвергнута болельщиками, что тут же исчезла.

Ну а нынешний эксперимент появился в 2008-м, и по некоторым его особенностям (белые буквы на белом, черные – на фиолетовом) можно предсказать, что и он долго не проживет.

ФИНИКС САНС

По сравнению с заковыристыми биографиями своих соседей по дивизиону, история "Финикса" звучит очень кратно и прозаично. Именно так мы ее и перескажем, завершив сериал быстрым финишным спуртом.

Первый профессиональный клуб штата Аризона был основан в 1968-м году и назван в честь жаркого (и, возможно, белого) солнца аризонской пустыни. Первую эмблему команде нарисовал местный бизнесмен, взяв за услуги всего 200 долларов. Фиолетово-оранжевые цвета как были приняты в первом сезоне, так и остаются на форме "Санс" до сих пор. Разве только в эпоху Чарльза Баркли к ним прибавился черный, а в эпоху Стива Нэша – серый. А также – альтернативная эмблема, с изображением феникса, поднимающегося из пламени и аббревиатуры, аналогичной питерскому "СПб".

Вот и все на сегодняшний день. Можете не сомневаться, что если "Нью-Джерси Нетс", как ожидают некоторые местные обозреватели, отпразднует переезд в Бруклин сменой названия на что-нибудь вроде "Бруклин Рашенз" или "Смирнофф Дринкерз", "СЭ-Воскресенье" осветит это событие в мельчайших деталях.

Слава МАЛАМУД

История баскетбольных маек:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Часть 5

Olimpbet awards

КХЛ на Кинопоиске

Новости