Андрей Кириленко: "Мозгов не хуже большинства центровых в НБА"
Антон БАБОШИН из Праги
– Стал ли разочарованием результат женского Евробаскета, где россиянки выбыли в первом раунде плей-офф?
– Команда, на мой взгляд, вполне могла претендовать на медали при другом раскладе. Из того, что я увидел как болельщик и человек, сам выступавший на высоком уровне, – сборная России очень много работала, пахала, но не играла в баскетбол. Это для меня главное. Когда ты не получаешь удовольствия от происходящего на площадке, у тебя нет легкости для принятия рискованных решений. Баскетбол – прежде всего игра. А наша команда была чересчур схематична, и когда нужно было импровизировать, не смогла этого сделать. Ведь нельзя сказать, что девушки не бились, – все выходившие на площадку старались, пластались за мячом, бежали. Но это не работало. Иногда нужно выкинуть из головы результат и просто играть!
– Это связано с тем, что команда очень молодая?
– Несомненно. В ней пока не определился лидер или лидеры и роли разных баскетболисток. Даже та же Маша Вадеева, которая очень здорово провела турнир, на подсознательном уровне еще не чувствует себя ведущим игроком. Просто потому, что ей 19 лет. Думает: "Блин, как я буду лидером, когда у нас есть девочки постарше". Но если ты уже можешь играть на таком уровне, то должен в тяжелые моменты матча стараться объединить вокруг себя остальных.
В этом плане нам не хватило одного из двух игроков, которые выпали из команды в последний момент. Это Ира Осипова, которая пропустила сезон из-за рождения ребенка и не успела набрать форму, и Таня Видмер, получившая травму. Приведу аналогию – я в любой момент возьму в команду Сергея Моню или Виктора Хряпу, даже если они играть не будут. Только потому, что это объединяющая сила – будь то в раздевалке, на скамейке или на площадке.
– Какое будущее видите у этой команды?
– С одной стороны, от нынешнего турнира впечатление получилось смазанным. С другой – сколько же еще места для роста! Половине команды около 20, впереди есть 10 – 15 лет, чтобы развиваться. На мой взгляд, через несколько лет это будет ведущая сборная в Европе. Сейчас это все можно воспринимать скептически, но есть пример – Бельгия. Про нее, казалось бы, никто ничего не знал, но люди, которые следят за баскетболом, были в курсе, что бельгийки два-три года назад во главе с Мессеман выигрывали все на молодежном уровне и очень высоко котировались. Вот эта сборная и выросла. С добавлением опытнейшей Воутерс они взяли в Чехии бронзу. И у нашей команды будет то же самое. Это вопрос времени.
НАДО УБЕДИТЬ КЛУБЫ РАСТИТЬ СВОИХ ИГРОКОВ
– Если говорить о той же Мессеман, то она, как и ряд других участниц Евробаскета, играет в чемпионате России. Очень высокий уровень национальной лиги, в которой много легионеров, мешает или помогает сборной?
– Знаю, что огромное количество и баскетбольных деятелей, и болельщиков обсуждают вопрос о легионерах. Существуют две полярных точки зрения, ни одну из которых нельзя принять за аксиому. Если в России не станет иностранцев, две команды, обладающие самым серьезным бюджетом, просто скупят всех сильных российских игроков и станут разыгрывать титул исключительно между собой. Такой проблемы не возникнет, если из молодежного баскетбола будет каждый год выходить по 30 – 40 сильных игроков. А если по четыре-пять, как сейчас, так они все равно будут играть, есть рядом с ними легионеры или нет.
– Значит, ничего менять не стоит?
– Мы смотрели статистику чемпионата России пять-шесть лет назад, когда лимит был другой, и на площадку можно было выпускать не более трех иностранцев. Знаете, какая разница? Никакой. Как россияне играли 16,5 минут, так примерно и играют. И вообще, почему мы должны говорить хозяину клуба, кого он может или не может брать в команду? Это его прерогатива.
– А что ваша прерогатива?
– Наша задача – уделять максимальное внимание российским игрокам. И начинать нужно не с лимита. Можно сразу пойти с верхов и все порубить сплеча, а кто тогда будет выходить на площадку? Нужно сделать так, чтобы максимальное количество молодежи поджимало легионеров среднего уровня и выдавливало их из состава. Мы должны убедить клубы, что растить своих игроков – то направление, в котором нужно двигаться. Легко заниматься популизмом, выйти в баскетбольное поле и крикнуть: "Запретим всех легионеров! Земля – крестьянам, фабрики – рабочим!" Но когда сталкиваешься с этим в реальности, нужно все взвешивать и понимать, что в приоритете сейчас то, что уровнем ниже.
УЙТИ ОТ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕВОЗМОЖНО
– Сезон в Единой лиге ВТБ закончился очередной победой ЦСКА. Что можете сказать о его итогах?
– Мои поздравления армейцам, но это было очень прогнозируемо. У меня два главных впечатления от сезона – это "Матч всех звезд", прошедший в Сочи, и серия между "Химками" и "Зенитом" в полуфинале. Они явно выделялись из общего ряда. "Матч звезд" действительно вышел очень крутой, надеюсь, лига на этом не остановится. А игры "Химок" и "Зенита" стали украшением чемпионата. Были два лидера, которые тащили за собой команды, – Леша Швед и Карасев. Отрадно, что оба они игроки национальной сборной.
– Такое доминирование одного клуба – это плохо для лиги?
– У меня ответный вопрос – нам нужно взять сильную команду и опустить вниз или всех остальных стремиться подтянуть до такого же уровня? В основном доводы людей сводятся к тому, что нужно ослабить ЦСКА. Вместо того чтобы сделать над собой усилие и собрать команду под то, чтобы обыграть армейцев. Это возможно сделать. Был пермский опыт, показывающий как. Если вы не хотите или не можете работать над таким проектом, остается только говорить. Снова приведу пример – в футбольном чемпионате Испании на голову выше всех "Реал" и "Барселона". Почему "Атлетико" не жалуется, а делает все возможное, чтобы догнать эти два клуба? И у мадридцев получается, они конкурентоспособны и в чемпионате, и в Европе. При этом "Реал" и "Барселона" продолжают доминировать.
– Больная тема для многих команд – экономическое благополучие.
– У нас часть клубов финансируется из госбюджета различных уровней, для многих это львиная доля доходов. И здесь очень важна вся структура клуба. Я бы посоветовал им все-таки начать большое внимание уделять выстраиванию вертикали "детская команда – юношеская – команда мастеров". Не имеет значения, где выступает клуб – Единая лига или уровнем-другим ниже. За этим будущее, в свете того, что президент страны дал указание профессиональному спорту уходить от бюджетного финансирования. Хотя сам я считаю, что пока такое невозможно. Мне режет ухо, когда кто-то говорит: "Что, клубы не могут зарабатывать на билетах и трансляциях?" Нет, не могут. Потому что болельщик не готов платить несколько тысяч рублей за баскетбольный матч. Да даже 200 рублей не готов отдать! Но если ты считаешь, что вход должен быть бесплатным, то откуда у клуба доходы? Продажа прав? Я не уверен, что у нас даже футбол и хоккей зарабатывают много денег на телетрансляциях. Тем более что в роли потенциального покупателя фактически выступает один канал.
ИГРОВОЕ ВРЕМЯ МОЗГОВА?
МОЖЕТ, ХОЗЯИН КЛУБА ПОВЛИЯЕТ НА ТРЕНЕРА
– Обмен Тимофея Мозгова в "Бруклин" стал для вас сюрпризом?
– Честно говоря, это было ожидаемо в свете того, как с Тимофеем обращались в клубе последние полгода. На мой взгляд, Мозгов – игрок для стартового состава не любого клуба НБА, но 20 из 30. Если смотреть по его позиции – ну Брук Лопес, на которого и был совершен обмен, Деандре Джордан, еще три-четыре человека заметно сильнее. А если взять остальные команды, то он будет на одном уровне с любым другим центровым.
– Многие отмечали в сделке маркетинговую составляющую: российский владелец "Бруклина" – российский игрок.
– Это не всегда работает с точки зрения игрового времени. Я точно знаю (улыбается). Без задних мыслей, просто так вышло. Но надеюсь, что Мозгов получит игровое время. Возможно, хозяин клуба сможет повлиять на тренера. Потому что Мозгов – ключевой игрок для национальной сборной.
– Но насколько Мозгов сейчас ценный актив в НБА?
– Он центровой хорошего уровня, который поможет любой команде. Да, на него вряд ли можно рассчитывать как на лидера, который поведет всех за собой, ведь Тимофей игрок, зависимый от партнеров. Он может хорошо действовать в подыгрыше, цементировать "краску" в защите. В этом компоненте к нему вопросов никогда не было. А в нападении ему нужен человек, который будет проходить и скидывать мяч для завершения атаки. Мозгов не тот баскетболист, на которого целенаправленно играют. В сборной, может, у него статус выше, а в НБА его роль всегда была такой. Но с ним переехал из "Лейкерс" Д'Анджело Расселл, есть Джереми Лин – насколько они будут снабжать его мячами не на ранней стадии атак, а в завершении, настолько хорошо он и будет смотреться впереди.
– Почему Тимофей сейчас остался единственным россиянином в НБА?
– По своему потенциалу и кондициям у нас за океаном могут играть человек пять минимум. Но у каждого своя история. Кто-то пробовал – не получилось, кого-то не устроило. Баскетбольный век не такой длинный, в какой-то момент и финансовая составляющая начинает выходить на первый план. Тот же Швед, на мой взгляд, точно игрок уровня НБА, как и Карасев. Можно дискутировать, в какой команде они бы раскрылись. Но это уже другой момент. Они могут успешно играть за океаном, но не в любом клубе, не у каждого тренера и не со всеми партнерами. Как и Виталик Фридзон, Воронцевич, Курбанов. Все они способны заиграть в НБА, но здесь ситуация, наверное, как с Теодосичем, – когда-то ты не уехал, сейчас уже, может быть, нет смысла.
ШВЕД – ЛУЧШИЙ ИГРОК ЕВРОПЫ
– Не за горами и мужской Евробаскет. Каковы перспективы нашей сборной?
– У нас очень серьезная группа. Турция играет дома, Сербия – вице-чемпион Олимпиады, Латвия приедет сильнейшим составом, включая Порзингиса, Бертенса и ребят, играющих по всей Европе. Но и у нас подбор игроков очень силен. По потенциалу мы вполне способны бороться за медали Евробаскета. Навскидку назову пять игроков, которые входят в число сильнейших в Европе, – Швед, Карасев, Фридзон, Курбанов, Воронцевич. Трое из них играли в "Финале четырех" Евролиги, а Швед вообще является на данный момент лучшим на континенте. Плюс Мозгов. Хотя в баскетбол играют не имена или потенциал.
– Что будет главным?
– Все будет зависеть от тактики, которую выберет главный тренер, и от того, как мы сумеем за месяц подготовки сыграть состав и морально подвести игроков к турниру. Команда у нас боеспособная, но может удивить как в хорошем смысле, так и в плохом. Мне кажется, ребятам самим должно быть интересно побороться за высокие места. После олимпийской бронзы в 2012-м у нас было уже четыре не самых удачных года, почти пять. Думаю, они хотят вернуть себе ощущение, когда ты находишься в числе претендентов на награды.
– В чем сильные и слабые места этой сборной?
– У нас очень универсальная команда, которая умеет и защищаться, и нападать. Но вместе с тем очень нестабильная. Мы можем выдать суперматч и обыграть условную Испанию, а затем внезапно уступить условной Новой Зеландии. Поэтому очень важно, насколько слаженным будет коллектив, какая будет психологическая атмосфера в сборной, сможем ли мы всех игроков сплотить ради одной цели. Насколько наши старожилы серьезно подойдут к процессу. Если они будут просто играть, абстрагируясь от происходящего вокруг, – получим такую же ситуацию, как в женской команде. Все равно нужны личности, вокруг которых все объединятся. Поэтому я и говорил – если Хряпа готов вернуться, берем его в любой момент.