Александр Ратнер: "Бах сказал бейсболу "да"
Информацию о возможном включении бейсбола и софтбола в программу Олимпийских игр 2020 года для "СЭ" прокомментировал президент Федерации бейсбола России Александр Ратнер.
– Включение бейсбола в программу Игр-2020 более чем вероятно, – заверил Ратнер. – И даже сессия МОК в Сочи имела к этому опосредованное отношение. Томас Бах, как известно, обнародовал программу "Agenda-2020" согласно которой любой человек может на сайте МОК внести свои предложения по улучшению олимпийского движения. В Сочи члены МОК имели возможность высказать свои соображения по усовершенствованию структуры, деятельности и существования самой организации. Среди охваченных вопросов был пункт, касающийся олимпийской программы. Прозвучало предложение определять ее не за семь лет до начала Игр, как это происходит сейчас, а за какое-то более короткое время. Еще одна из идей – дать организаторам Игр право на добавление одного-двух видов спорта, которые популярны в данной стране.
– И в Японии это – бейсбол.
– Именно. Япония сильно заинтересована во включении бейсбола и, так сказать, до кучи - софтбола. Бейсбол – самый популярный вид спорта в Японии. У него там просто невероятные рейтинги. Похожая ситуация в Тайване, Южной Корее и Китае. Строить японцам ничего не нужно – все сооружения уже готовы. Бах еще до сессии МОК побывал в Токио, и они наметили стратегический курс на включение бейсбола в программу Игр-2020. Нужно только юридические обоснования. Возможно, они будут обнародованы на следующей сессии МОК, которая запланирована на 5 - 6 декабря в Монте-Карло. Судя по тому, как идет дело, новации будут приняты. До 15 апреля шел прием заявок и предложений, а в июне пройдет исполком, после которого будут созданы рабочие группы и комиссии. Они будут обобщать все предложения, и в декабре в Монако пройдет итоговое голосование.
– От самой Японии сейчас что-то зависит?
– На сессии МОК в Буэнос-Айресе, которой руководил еще Жак Рогге, поступило предложение не ограничиваться одной борьбой, а включить еще и бейсбол с софтболом. Рогге на это ответил, что накануне Токио был выбран столицей Игр-2020 и подписан договор, согласно которому соревнования по 20 видам спорта проходят за счет организаторов, а если что-то будет добавлено – это пойдет уже за счет МОК. Зная о любви японцев к бейсболу, не исключен вариант, что они предложат что-то вроде: "Ну, вы, главное, включите, а с расходами мы уж как-нибудь разберемся"… Для Японии бейсбол – это, помимо прочего, дополнительная возможность привлечения финансов. Инфраструктура у них готова, трансляции будут пользоваться огромным спросом, поэтому такой поворот только на руку.
– А как будет решаться вопрос с проживанием? Ведь в олимпийской деревне ограниченное количество мест?
– Это решаемый технический вопрос. Нужно просто грамотно составить календарь Олимпийских игр. Не обязательно ведь, чтобы все 10 500 атлетов одновременно жили в деревне. Тем более, в случае включения бейсбола и софтбола возможны изменения и в других видах. Например, могут сократить количество дистанций в плавании или уменьшить число весовых категорий в борьбе. Не утверждаю, что так будет, но такое вполне возможно. А бейсбольный турнир не обязательно растягивать на две недели. Его можно провести в пять дней! В случае включения бейсбола в программу, в Токио вряд ли будет больше восьми команд.
– Когда вопрос об исключении борьбы из олимпийской программы встал ребром, национальные федерации борьбы дружно объединились и действовали сообща. Происходит ли в бейсболе сейчас нечто подобное?
– 10 - 11 мая пройдет конгресс по созданию Международной федерации бейсбола и софтбола. МОК проще принять решение о включении одного, а не двух видов в олимпийскую программу. Плюс к этому объединенная федерация будет соответствовать хартии, согласно которой видом спорта должны заниматься как мужчины, так и женщины. Честно говоря, эту идею еще много лет назад предложил я. Мы обсудили все с бывшим президентом Международной федерации бейсбола Ли Макфэйлом, но президент софтбольной федерации Дон Портер этому сильно противился. Только со временем он понял, что поодиночке нам не выжить.
– В России ведь тоже ходили разговоры об объединении бейсбола и софтбола.
– В нашем случае история прозаичная. Бейсбол и софтбол были одной федерацией, но когда приходилось ходить в Минспорта и просить деньги на различные мероприятия, нам говорили: "Вы же только что были". И попробуй объясни, что то был чемпионат Европы по бейсболу среди юниоров, а теперь предстоит юношеский чемпионат Европы по софтболу среди девушек. Тогда и решили – нужно разводиться. Но конкуренции у нас нет – мы дружим. Что будет дальше – зависит от диспозиции международной федерации и отношения к бейсболу и софтболу в нашей стране в целом.
– То есть?
– Нужно найти подходящего президента. Я ведь не олигарх, административным ресурсом не располагаю. Примерно та же история с софтболом. А государство при этом за все время существования бейсбола и софтбола не построило ни одной бейсбольной площадки. Если мы найдем серьезного заинтересованного человека – легко объединимся. Никакой проблемы нет. Если все останется как сейчас – проще быть раздельно.
– Если бейсбол и софтбол включат в программу, есть ли у России какие-то медальные перспективы на 2020 год?
– Если ничего не вкладывать – точно ничего не будет. Но пример ряда зимних видов спорта показывает, что все возможно даже за самые короткие сроки. На юношеско-молодежном уровне мы на равных конкурируем со всеми. Становились даже чемпионами Европы. Но как только происходит переход на профессиональный или даже полупрофессиональный спорт, появляется пропасть. Наши игроки вынуждены работать, ведь у нас нет денег даже на то, чтобы нормальный чемпионат провести.
При условии внимания и создания возможностей – дела пойдут на лад. Говорить о медалях в 2020 году сложно, а вот в перспективе – все в наших руках. На 2020 год пока не определено даже количество команд. Может, их будет только шесть. Поэтому для популяризации важно просто попасть в Токио. При желании, конечно, можно найти пару девушек, которые согласятся выйти за хороших японских или американских питчеров и успешно выступить уже в 2020 году, но это же не выход.
– Вы уже с такой уверенностью говорите о бейсбольном турнире в Токио...
– Я лично говорил с Бахом. Задал только один вопрос: "Томас, бейсбол и софтбол могут попасть в программу Игр-2020?", – он ответил: "Да, могут".