В полях Фландрии снова лучший Лойкс
Корреспондент "СЭ Интернет" побывала на этапе Intercontinental Rally Challenge, знаменитом "Ралли Ипра", которое в нынешнем году в седьмой раз в карьере выиграл Фредди Лойкс
Все, что рассказывают про любовь бельгийцев к ралли – чистая правда. "Для нас это большая… fiesta", - не сумел найти нужное английское слово наш сопровождающий Андрэ, лавируя на машине между группами вооруженных табуретками людей, неспешно бредущих к трассе. Подозреваю, в хозяйстве если не каждого жителя страны, то всех обитателей окрестностей Ипра точно есть набор необходимых принадлежностей вроде наушников для совсем маленьких детей (разбираться в тонкостях этого вида спорта тут, видимо, учат с пеленок и на ралли ходят семьями) или упомянутых уже стульчиков, подставок и табуретов, складных и пластиковых.
Это вещь незаменимая, на них можно либо сесть где-нибудь в кукурузном поле во время основных соревнований, либо встать, чтобы поверх голов соседей разглядеть что-то во время пятничного шейкдауна в соседнем Ньекерке – тренировочных заездов с элементами шоу-программы в виде необходимости маневрировать между разложенными по трассе тюками с сеном. Поскольку жители этого края по большей части довольно высокого роста, простой скамейки зачастую оказывается мало – тогда в ход идут, например, стремянки.
Некоторые находчивые личности и вовсе воспользовались невысокой каменной оградой кладбища у местного собора. Время суток было не темное, местное пиво придавало храбрости, и соседство с усопшими молодых людей, по всей видимости, ничуть не смущало. Впрочем в свое время эти люди, судя по датам на памятниках, прожившие долго и скончавшиеся в начале 2000-х, наверняка, как и все местные, были любителями ралли и своих земляков наверняка поняли бы и не осудили.
А посмотреть на шейкдауне есть на что. Несмотря на то, что в зачет ралли эти заезды не идут, тут все по-взрослому. В этот раз как раз после шейкдауна вынужден был сняться один из фаворитов - представитель Skoda Ян Копецки. Чех, который до Ипра-2011 шел вторым в зачете пилотов, в одном из виражей не справился со своей Fabia и влетел в мост. Сам пилот оказался невредим, но пострадал его штурман Петр Стары, повредивший ключицу. На следующий день выяснилось, что в машине Стары больно дышать, и для экипажа ралли закончилось, едва начавшись.
Еще к вопросу о местном населении и любви к автоспорту: каким-то непостижимым образом бельгийцы умудряются проявлять ее, не создавая сложностей и дискомфорта себе и окружающим. В эти несколько июньских дней, с 23-е по 26-е, город и окрестности действительно живет одной из самых знаменитых раллийных гонок, но назвать происходящее сумасшествием, которое часто сопровождает крупные спортивные события, язык не поворачивается. Здесь не скучно – просто это праздник, который ничто не портит.
Возможно, именно этим объясняется удивительный для крупных событий в наше время демократизм "Ралли Ипра". При желании можно чуть не залезть головой под капот машины, над которой колдуют механики (собственно, местные так и делают, с пониманием дела время от времени одобрительно кивая головой или недовольно цокая), похлопать по плечу главного кумира бельгийцев Фредди Лойкса или знаменитого Луку Розетти, ради участия в "Ралли Ипра" вернувшегося в чемпионат IRC. Об автографах и фото и говорить нечего – только попроси.
Особенно живописны уличные сценки: повсеместно можно увидеть, как "боевые" машины выезжают из города в направлении спецучастков в общем потоке движения и пропускают зазевавшихся пешеходов. Секьюрити как вид встречались мне только на входе в шатры крупных компаний вроде Peugeot или Skoda или, скажем, в пресс-центр. Но едва завидев аккредитацию, они приветливо улыбались: журналистам тут зеленый свет во всем. К слову, единственные пропуска, дающие возможность подъехать максимально близко к трассе или расположенному на главной городской площади Гроте Маркт Сервисному парку, были как раз у прессы. Для сравнения, в России такие привилегии обычно дает разве что карточка VIP. Стюарды вступают в коммуникацию с простыми смертными, только если совсем уж полезешь в опасную зону, где при неблагоприятном стечении обстоятельств на вираже можно пострадать.
***
Справедливости ради надо отметить: главная маркетинговая и туристическая приманка современного Ипра все же не автоспорт, а печальная, но героическая военная слава Первой мировой. Сюда вот уже почти сто лет к месту первой в истории газовой атаки не иссякает поток британцев и канадцев, для которых дело чести – посетить места, где навсегда остались десятки тысяч соотечественников: их костями в буквальном смысле усеяны здешние поля. Именно на приезжих рассчитана единственная распространенная здесь разновидность сувенирных магазинов – лавочки, торгующие исключительно тематической продукцией о той войне, от шоколадок с маками и сборников военной поэзии до подлинных военных артефактов и полного комплекта формы британского военного образца Первой мировой. Упоминания о битвах начала ХХ-го века здесь повсюду – от знаменитых Менинских триумфальных ворот до официального отеля ралли, где жили пилоты и располагался пресс-центр. Его холл на самом видном месте, мимо которого нельзя не пройти, украшает панно высотой метра в два со строками знаменитой поэмы канадского военного врача Джона Маккрея "В полях Франдрии", ставшее народным британским гимном памяти павших.
Все вышесказанное вовсе не значит, что пилоты чувствуют себя обделенными вниманием. Совсем наоборот – и все они очень любят приезжать в Ипр. В этом году отбился от коллектива только лидировавший перед бельгийским этапом IRC Юхо Ханнинен. После четвертого этапа чемпионата, который в этом году прошел в Ялте, финн, судя по интервью, твердо собирался приехать, да видно что-то заставило его передумать. К "ралли Ипра" у пилотов отношение особое, в первую очередь из-за местной трассы, сложной, изобилующей с одной стороны, протяженными прямыми участками, с другой – связками виражей, которые экипажи вынуждены проходить на большой скорости. Еще одна "фишка" - программа, включающая уникальный "вечерний" спецучасток, который проходят уже в сумерках.
Труднее всего в Сервисном парке было пробиться к ремонтной зоне Peugeot-Бельгия-Люксембург, где стоял автомобиль молодой звезды ралли Тьерри Невилля. Уроженец этих мест, мальчишкой он наверняка тоже ходил со стульчиком в окрестные поля, а когда на заре карьеры его спросили, в какого супергероя он хотел бы превратиться, юноша ответил: Себастьян Лоеб. В 2009 году Невилль дебютировал в Ипре в классе S2000 чемпионата IRC, на следующий год стал третьим, а в 2011 уже считался одним из фаворитов.
- Насколько сложнее выступать в родном городе? – вопрос пилоту, оказавшемуся в жизни очень приятным и открытым парнем, в очках и с веснушками.
- Да не особенно. Хотя, конечно, это создает немного больше давления, чем обычно.
- Надо думать, все ваши родственники и друзья здесь?
- Да, вся семья, все те, кто меня поддерживает. Думаю, наберется больше ста человек. Для них это один большой праздник, и конечно, все надеются, что я выиграю это ралли.
- В чем причина такой любви бельгийцев к этому виду автоспорта?
- Даже не знаю. Но, думаю, дело в том, что ралли в Бельгии очень зрелищны. К тому же здесь очень хороший национальный чемпионат, где хорошие машины и сильные пилота. Людям это нравится.
К сожалению для все болельщиков 23-летнего пилота, выиграть у него не получилось – на первом же спецучастке развалилось колесо и сломалась подвеска, так что дальше бельгиец ехал уже по системе суперралли.
***
Об аварии Невилля мы узнали уже по возвращении в пресс-центр, поскольку в первый же день решили прочувствовать всю прелесть настоящего живого ралли собственно у трассы. По совету завсегдатаев был выбран отрезок на втором спецучастке, и группа российских журналистов отправилась, как говорится, в поле. В данном случае в буквальном смысле, поскольку трасса в Ипре проложена по дорогам, окруженным фермами, сельхозугодьями и лугами с небольшими, но образцово-показательными стадами коров.
Местные буренки, к слову, на шум двигателей никак не реагируют, на толпы слоняющихся вокруг зрителей тоже и вообще, судя по всему, относятся к автоспорту с большой симпатией. Поскольку те самые угодья начинаются сразу за обочиной и отделяются от трассы только канавой шириной сантиметров 40 и глубиной местами в человеческий рост, зрители располагаются прямо в посевах. Нельзя заходить только в наиболее опасные места, отмеченные ленточкой.
Знаменитых красных маков, воспетых всеми поэтами и прозаиками Первой мировой, здесь давно нет. Зато есть на выбор кукуруза, картошка, злаковые, а также свекла и выращиваемые по некой не встречающейся в России продвинутой технологии огурцы. Тут можно лишний раз позавидовать выдержке местных фермеров, которых та самая любовь к ралли заставляет безропотно идти на жертвы и терпеть убытки. Они не только помогают оргкомитету размещать гостей ралли в своих жилищах, но и вынуждены смотреть, как их поля буквально вытаптывают и, чего уж там, порой и замусоривают, многочисленные зрители – иначе просто не пройти и не посмотреть.
Статистики потерь сельского хозяйства Бельгии в ходе "Ралли Ипра" среди пресс-материалов не нашлось, но нас успокоили, что после завершения соревнований местные дружно выходят на субботник и все подчищают. Фермеры же поступают мудро и по принципу "не можешь побороть – возглавь" ходят смотреть ралли в те же поля, но пользуясь близостью дома, размещаются с максимальным комфортом, вытаскивая не только кресла со спинками, но и столы.
Надо признать, что несмотря на тщательные выборы мест для обозрения, в определенном смысле нашей журналистской группе не повезло и обо всех поломках и сходах приходилось узнавать постфактум. Безаварийными оказались и все выбранные нами виражи во второй день. Для сравнения несколько воскресных спецучастков мы посмотрели на больших экранах, установленных на Гроте Маркт, где помимо картинки выдавали еще и текущую информацию по отрывам в первой десятке. Наглядно, но не так душевно.
К тому же смотреть за результатами становилось все менее интересно. Представитель Skoda Фредди Лойкс, захватив лидерство после первого спецучастка, так никому его и не отдал. Способный испортить ему праздник представитель Peugeot Гай Уилкс получил двойной прокол на десятом спецучастке, после чего вылетел из первой десятки и смог добраться в итоге лишь до пятого места. А переместившийся после аварии Уилкса на вторую позицию Брайан Буффье, к тому моменту уже имевший вылет с трассы и разворот, проигрывал Лойксу слишком много - чуть меньше двух минут. Бельгийцу надо было лишь самому обойтись без ошибок, и огромный опыт помог ему это сделать.
"Мы финишировали, но не показали результат, на который рассчитывали. И от этого по-настоящему обидно и досадно, - прокомментировал случившееся Уилкс. – Машина вела себя просто прекрасно, а вот удача, которая нужна, от нас отвернулась. Но это не то, о чем нужно размышлять. Нужно оставить это позади и настраиваться на следующее ралли".
Поздним вечером субботы народ на Гроте Маркт ликовал, чествуя соотечественника, сам Лойкс лучезарно улыбался, и только ценители сражения и риска до последнего участка поджимали губы: мол, в этом году борьба была не та. Но Фредди VII, после этого успеха возглавивший зачет пилотов, даже если бы их услышал, вряд ли бы расстроился. Не зря же говорят: детали забываются, результат остается.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА
Ипр - Москва