Жюль Бьянки: ухажер "Маруси" косит глазом на итальянку
Пилоты, финиширующие 13-м или 15-м, редко вызывают восторги. Для француза стоит сделать исключение - но надо ли с ходу записывать его в будущие звезды?
Не секрет, что социальное расслоение наблюдается даже внутри такой сравнительно небольшой (в сумме около 5 тысяч человек) группы, как команды "Формулы-1". Лидеры избалованы успехами и большими бюджетами порой до потери здравого смысла. К примеру, есть такая вещь, как аэродинамическая труба, – сооружение по всем параметрам сложное (в тщательно спроектированном сооружении надо разместить и настроить продвинутое оборудование) и потому дорогое. Коллективы "Макларен" и "Феррари" в свое время не пожалели больших денег на постройку таких труб, а теперь вместо них пользуются чужой, принадлежащей "Тойоте" и расположенной в немецком Кельне. Конечно, все не так просто, и поступки инженеров по-своему логичны, но с виду две легендарные команды "Формулы-1" просто бесятся с жиру.
На другом полюсе – т. н. новые команды. Называть их "новыми" уже не очень корректно: обе – "Катерхэм" и "Маруся" – гораздо моложе других коллективов, но все-таки проводят в чемпионате мира уже четвертый сезон. Проблема в том, что заменить слово "новые" можно лишь на не очень позитивные эпитеты. К примеру – "аутсайдеры": как три года назад они "жались возле почек", так и по сей день сражаться могут исключительно друг с другом. И то хлеб: ведь изначально "новых" команд было три, но третья – HRT – несколько месяцев назад благополучно дала дуба. В начале каждого сезона руководители коллективов грозятся сделать широкий шаг вперед и набрать хотя бы одно-единственное очко (для чего машина должна прийти к финишу на 10-м месте) – и в конце каждого с тоской осознают, что в пословице про цыплят речь шла об осени какого-то другого года.
Судя по итогам двух первых гонок 2013 года, аутсайдерский воз и ныне там: в квалификациях гонщики "Катерхэма" и "Маруси" занимают четыре последних места, а в гонках если и обгоняют пилотов других команд, то позже теряют завоеванное из-за низкой скорости своих машин. Картину эту "портит" только Жюль Бьянки: за рулем "Маруси" он не только постоянно опережает товарищей по несчастью, но и дает некоторые основания считать себя скорее последним из середняков, чем первым из аутсайдеров. Взять, к примеру, результаты квалификаций. На первом этапе в австралийском Мельбурне француз уступил разместившемуся на одну строчку выше Эстебану Гутьерресу из "Заубера" меньше чем полсекунды – а оказавшегося строчкой ниже собственного товарища по команде Макса Чилтона обогнал почти на секунду. На втором этапе в малазийском Сепанге – и того хлеще: ближайшему преследователю "привез" ту же секунду, а отставание от разместившегося на одну позицию выше пилота сократил до двух десятых. Неудивительно, что журналисты поспешили обнародовать приличную порцию восторгов. Некоторые были совсем свежие, а с некоторых пришлось сдуть пыль. К примеру, вспомнили выступления Бьянки в "Формуле-3" пять лет назад – в том числе слова ассистировавшего французу Теофила Гузена, гоночного инженера команды ART. Гузен до этого успел поработать с Себастьяном Феттелем – и сравнивая двух пилотов, назвал Бьянки более быстрым.
23-летнему пилоту было у кого учиться: в шестидесятые годы дед Жюля успешно выступал в гонках категории "гран туризмо", а двоюродный дед Люсьен Бьянки выиграл легендарную гонку "24 часа Ле-Мана" и отметился в летописях "Формулы-1", однажды финишировав на подиуме "Гран-при Монако". Не менее важно, что Бьянки есть на кого положиться: его дела ведет Николя Тодт, а это человек, быть подопечным которого наверняка мечтают больше половины талантливых молодых гонщиков. Для начала Николя – сын Жана Тодта, который сейчас является президентом Международной автомобильной федерации, то есть руководит автоспортом в мировом масштабе. Не стоит забывать, что этот же Жан Тодт в течение 15 лет возглавлял "Феррари". Впрочем, Николя может получить пропуск в боксы итальянской "конюшни" и без папиной помощи – ведь он является менеджером выступающего за "Феррари" бразильца Фелипе Массы. Наконец, Тодт-младший еще и совладелец упомянутой выше команды ART, выступающей в нескольких молодежных турнирах.
Такой менеджер не будет рулить за тебя гоночной машиной, но за все остальное можно не волноваться. Уже в 2009 году, когда Фелипе Масса выбыл из строя из-за травмы, а сменивший его итальянец Лука Бадоер выступал из рук вон плохо, о Бьянки (тогда ему едва исполнилось 20) уже говорили как об одном из претендентов на место в легендарной команде – хотя в очередь на собеседование были готовы встать гораздо более опытные и успешные пилоты. Говорили журналисты, которые вполне могли выдать за правду самостоятельно сочиненную историю, но в декабре того же года Жюль сел за руль "Феррари" на тестах и был включен в программу поддержки молодых пилотов. Поддержка эта была в том числе и финансовой, позволившей Николя Тодту провернуть элегантную комбинацию: он обеспечил подопечному бюджет – и тут же положил этот бюджет к себе в карман в качестве платы за выступления Бьянки как пилота ART в турнире Grand Prix 2.
"Феррари" поддерживает Жюля до сих пор. Во многом благодаря этому в прошлом году француз был резервным пилотом "Форс Индии" и регулярно участвовал в пятничных тренировках накануне "Гран-при", а в нынешнем – дебютировал в гонках в составе "Маруси". И теперь Бьянки регулярно спрашивают, не обидно ли ему выступать за аутсайдеров. "Может быть, так даже лучше, – отвечает пилот. – Когда нет прессинга, ты быстрее осваиваешься с новой ситуацией, больше внимания уделяешь по-настоящему важным вещам (к примеру, своему вождению), в некоторых моментах даже получаешь удовольствие от происходящего…"
Прессинг – слово, которое Бьянки произносит без особого удовольствия: "Многие считают, что под давлением я выступаю не слишком хорошо. Но откуда они это взяли? Посмотрите на три предыдущих года. Я выступал в таких серьезных турнирах, как "Мировая серия Рено" и Grand Prix 2, и каждый раз заканчивал сезон в первой тройке. Да, ошибки были, но их допускает любой гонщик – даже лидеры чемпионата мира…"
Проблема частично в том, что от Бьянки в те "три предыдущих года" закономерно ждали громких побед. Во-первых, перед этим француз более чем уверенно выиграл Европейскую серию "Формулы-3", финишировав первым чуть ли не в половине гонок. Во-вторых, именно в этот момент пилот попал под покровительство "Феррари". В-третьих, команда ART тогда была попросту лучшей: перед самым приходом Бьянки один из его нынешних соперников по "Формуле-1", немец Нико Хюлькенберг, завоевал в ее составе чемпионский титул. А французу повторить это достижение не удалось. И как назло ошибки он при этом совершал яркие, запоминающиеся – такие, по сравнению с которыми терялись завоеванные по итогам сезона места в первой тройке.
Взять хотя бы проведенный в Grand Prix 2 сезон 2011 года. На старте гонки в Барселоне француз в какой-то момент сместился на прямой левее – и "облокотился" на машину Гидо ван дер Гарде (того самого, который прошлой зимой увел место в команде "Катерхэм" из-под носа у Виталия Петрова). Причем не осознал этого сразу – и хотя в течение секунды-другой еще существовала возможность избежать крупной аварии, не повернул руль в другую сторону и продолжил спихивать соперника на обочину. Само собой, закончилось все обоюдным сходом. Чуть позже в Валенсии на входе в первый поворот Бьянки снова неправильно оценил ситуацию и повернул прямо в болид ехавшего параллельным курсом пилота. А на немецком Нюрбургринге француз начудил ближе к финишу: он возглавлял пелетон на протяжении 18 кругов из 23, и до победы оставалась пара минут – но на предпоследнем круге Бьянки ошибся на торможении и дал себя обогнать Роману Грожану (выступающему сейчас за "Лотус"). Неудивительно, что на фоне таких промашек (приведенный список которых отнюдь неполный) потерялась одна-единственная победа в гонке Grand Prix 2, которую Жюль смог завоевать за два года выступлений.
Похожая ситуация сложилась и в прошлом году в "Мировой серии "Рено". Француз имеет полное право жаловаться на не слишком корректный маневр в исполнении своего оппонента, голландца Робина Фрейнса, которому столкновение с Бьянки за несколько кругов до финиша последней гонки принесло чемпионский титул. Но не стоит забывать, что как лидер общего зачета голландец в тот момент меньше своего оппонента терял в случае обоюдного схода – поэтому и пошел на обострение ситуации с легким сердцем. А к лидерству Фрейнса руку приложил в том числе и сам Бьянки своими ошибками по ходу предыдущих этапов. К примеру, буквально днем раньше (в "Мировой серии" каждый гоночный уик-энд состоит из двух гонок) француз на предпоследнем круге вылетел с трассы, атакуя одного из соперников, и потерял несколько ценных очков. А ведь эти очки сделали бы Жюля лидером турнира – а оказавшемуся в ситуации догоняющего Фрейнсу агрессивный пилотаж уже не принес бы никакой выгоды.
Одним словом, пока результаты Бьянки, безусловно, впечатляют. Тем более что другим пилотам команд-аутсайдеров в способности управлять гоночными машинами не откажешь – по крайней мере, в младших формулах показали себя не особо хуже, а то и лучше француза (тот же Гидо ван дер Гарде смог завоевать ускользнувший от Бьянки титул чемпиона "Мировой серии "Рено"). И все-таки объявлять Жюля будущей звездой "Феррари" пока рано: молодому пилоту еще предстоит доказать, что он не потеряет присущей ему скорости и не начнет допускать дорогостоящие ошибки в более сложной ситуации – когда от него будут ждать результатов. Когда 13-м местом на финише (пока это лучший результат Бьянки в "Формуле-1") и статусом то ли лучшего из аутсайдеров, то ли худшего из середняков работодателя удовлетворить уже не получится.
Выступления Жюля Бьянки в первых двух гонках сезона-2013
Гран-При Австралии | Гран-при Малайзии | |
Место в квалификации | 19 | 19 |
Отставание от лучшего времени | - * | 2,24 с |
Отставание от худшего из пилотов команд-середняков |
0,38 с | 0,28 с |
Отрыв от лучшего из других пилотов команд-аутсайдеров |
0,76 с | 0,88 с |
Место в гонке | 15 | 13 |
Отставание по времени на круге от обладателя лучшего времени круга | 1,19 с | 3,23 с |
Отрыв по времени на круге от лучшего из других пилотов команд-аутсайдеров | 1,76 с | 0,52 с |
* - времена квалификации "Гран-при Австралии" не показательны: разница очень велика из-за погодных условий - Бьянки показал свое время на мокрой трассе, а лучшее время было показано на почти полностью просохшей с использованием другого типа покрышек