Вырастет ли из Грожана... Сенна?
Обозреватель "СЭ" - о возможном будущем французского пилота "Лотуса" Ромэна Грожана.
В нынешнем пелотоне "Больших призов" есть сразу несколько пилотов, которых с полным правом можно назвать бомбами замедленного действия, собранными каким-нибудь народовольцем-Кулибиным, главная особенность которых - неизвестно, когда и где рванет.
Год назад сию неблагодарную роль исполнял чемпион мира-2008 Льюис Хэмилтон, чья коронация случилась явно раньше, чем настоящее гонщицкое взросление. К чести британца нужно сказать, что он сумел-таки обуздать собственный темперамент и непомерные амбиции, и если еще не научился окончательно, то на наших глазах учится (и успешно) переплавлять агрессию в результативность.
В этом сезоне таких "гранат с сорванной чекой" в пелотоне аж несколько. Венесуэлец Пастор Мальдонадо, мексиканец Серхио "Чеко" Перес и француз Ромэн Грожан. Из всех троих самый разумный - Перес. Он, как и его молодые коллеги, наделен от природы всем, что является необходимой составляющей гонщика - бесстрашием, азартом, агрессивностью и скоростью. Ну и, само собой, талантом. Коктейль, который любого молодого пилота, попавшего за руль машины, способной соответствовать амбициям, сводит с ума. Потому что начинает казаться, что ты все можешь и все умеешь, ты вот прям сейчас, сию минуту, обогнав эту старую развалину (Марка Уэббера, к примеру), приедешь первым и станешь если не сразу чемпионом мира, то победителем "Гран-при" точно! Но у Переса в наличии и довольно неплохой для его возраста и темперамента самоконтроль, что в принципе позволяет ему избегать глупых инцидентов. Исключений наберется немного - недавний "Гран-при Японии" в том числе, но там, увлекшись борьбой с Хэмилтоном, Чеко пострадал сам, не нанеся вреда никому из соискателей высоких мест.
Мальдонадо, заметный в нынешнем сезоне не только благодаря сенсационной победе в Барселоне, но и целой серией последовавших за ней блокировок, аварий и столкновений, не так опасен, ибо его экзерсисы происходят главным образом в глубине пелотона. Из его честно предпринимаемых попыток взять себя в руки пока мало что выходит, а вот результативность страдает - после Барселоны его единственным финишем в очках было 8-е место на Сузуке.
Но главная опасность - это Грожан. Ибо у него в руках, кроме таланта и скорости, машина, позволяющая вмешиваться в борьбу на самом серьезном уровне. И француз вмешивается. Да так, что остается только за голову хвататься. Чуть ли не в половине из пятнадцати прошедших гонок он был повинен в авариях уже на старте. В "Формуле-1" говорят: гонки не выигрываются в первом повороте. И во втором. И даже в третьем. А вот проигрываются - легко. В том числе и чемпионаты. Причем - не свои. Думаю, двукратному чемпиону мира Фернандо Алонсо серьезно аукнется эскапада Грожана в Спа, после которой пилот "Лотуса" был дисквалифицирован на одну гонку. А в Японии снова спровоцировал аварию на старте...
Да сам был так раздавлен случившимся, что на вопросы прессы отвечал со слезами на глазах, извинялся перед жертвой своей неуемности Уэббером и публично поклялся сделать все, чтобы подобное больше не повторилось.
У таких как Ромэн два пути в будущем. Если он сумеет справиться с собой, направить свою энергию в продуктивное русло, сохранив разумную степень агрессивности и риска, но не зациклившись на старании ездить аккуратно, то из него вполне может вырасти, к примеру, второй Айртон Сенна. Великий, агрессивный, азартный, бескомпромиссный, харизматичный, но умевший переплавлять свою агрессию в результат. Если же в неравном поединке с собственным боевым безумием, которое было полезно древним викингам-берсеркам, но вредно не только конкурентам Грожана, но и ему самому и его команде, Ромэн падет смертью храбрых, то мы рискуем получить в пелотоне, к примеру, второго Найджела Мэнселла. Харизматичного, агрессивного, азартного, безбашенного, но запомнившегося не столько тем, что выиграл чемпионат-1992 (как - на этом мы не будем заострять внимания), сколько тем, какое количество чемпионатов из-за неумения контролировать свои эмоции проиграл.
Хотя есть и третий путь. Если Грожан начнет сознательно ограничивать себя, если в нем поселится страх снова попасть в нелепую аварию на старте, мы можем получить и обычную серость.
Чего, как вы понимаете, не хотелось бы.
Ольга ЛИНДЕ