Гонки на трассе в Сильверстоуне: "плейстейшн", ломающая шеи
"ФОРМУЛА-РЕНО 3.5"
Быстрые повороты легендарного британского автодрома вызывают у гонщиков восторг - пока от боковых перегрузок не начинает отваливаться голова…
В понимании большинства болельщиков участие в гонках как-то плохо рифмуется с комфортом и расслабленностью. Тем более если речь идет о "Формуле-Рено 3.5" с весьма мощным мотором, очень эффективными тормозами и продвинутой аэродинамикой. Продольные ускорения во время резких разгонов и жестких торможений, боковые - при прохождении скоростных поворотов, а после гонки - трясущиеся руки, ноющая шея и насквозь пропотевший комбез... И вдруг опытный пилот говорит об одной из весьма скоростных трасс: "Тут как будто на диване с игровой приставкой сидишь"
Трасса эта - легендарный Сильверстоун, "дом британского автоспорта", где с момента превращения военного аэродрома в автодром состоялись тысячи соревнований, включая самую первую гонку "Формулы-1" больше 60 лет назад и прошедший пару месяцев назад очередной британский "Гран-при", победу в котором одержал Марк Уэббер. А опытный пилот - выступающий за российскую команду Team RFR москвич Антон Небылицкий, которому вместе с другими участниками "Мировой серии Рено" предстоит выступать в Сильверстоуне в ближайший уик-энд.
- Дело в том что от разных трасс ощущения могут быть принципиально разными, - поясняет Антон свою весьма неожиданную мысль об игровой приставке. - Где-то ты постоянно борешься с машиной, которая - будь ее воля - поехала бы совсем в другую сторону, чуть ли не в каждый поворот запихиваешь ее через силу. Сильверстоун совсем другой, тут все можно и нужно делать плавно - не ломать машину, а аккуратно направлять ее по выбранной траектории. Поэтому по сравнению со многими другими трассами пилоты здесь чувствуют себя непривычно комфортно и расслабленно.
Британский автодром составлен из самых разных участков: здесь есть и медленные повороты (к примеру, Вейл, на входе в который скорость падает ниже 100 км/ч), и очень быстрые (Эбби или Коппс можно проходить на 250-260 км/ч). Но если медленные не особо отличаются от похожих участков на других трассах, то быстрые зачастую оказываются "с секретом". Проезжая по трассе впервые, пилот, как правило, непроизвольно перестраховывается - многие повороты поначалу кажутся ему медленнее, чем они есть на самом деле. Только со временем, глядя на езду соперников или телеметрию более опытного товарища по команде, гонщик понимает: если использовать всю ширину трассы (а о прямых Сильверстоуна некоторые спортсмены отзываются как о "широченных") и не бояться заезжать на поребрики, то ряд поворотов можно проходить гораздо быстрее, чем казалось поначалу. Многим английский автодром западает в душу именно по этой причине: он раскрывается перед пилотом постепенно, а не сразу принимается выжимать из него все соки. Впрочем, наряду с неоспоримыми достоинствами у Сильверстоуна есть и ощутимые недостатки.
- Быстрые повороты - это здорово, это помогает машине проявить свои достоинства, а хорошему пилоту - отыграть максимум у соперников, - рассуждает Михаил Алешин, экс-чемпион "Мировой серии Рено", также выступающий за российскую команду Team RFR. - Но с другой стороны, обгоны в быстрых поворотах случаются чрезвычайно редко. Поэтому на трассах, где таких поворотов достаточно много (а Сильверстоун относится как раз к таким трассам), возможности вести полноценную борьбу за позицию ограничены: результаты гонок во многом определяются тем, кто какое место занял в квалификации. Не стоит также забывать, что быстрые повороты - это сильные перегрузки. К физической форме гонщика Сильверстоун весьма требователен. Даже среди гонщиков "Формулы-1" не все готовы к таким нагрузкам: я, к примеру, во время трансляции последнего "Гран-при Великобритании" заметил, что под конец гонким Бруно Сенна в правых поворотах наклоняет голову не вправо (как это обычно делает любой пилот), а влево, облокачиваясь на "воротник" кокпита. Это значит, что мышцы шеи ослабели, что они уже не в состоянии сопротивляться центробежной силе.
Впрочем, не стоит думать, что Михаил питает к Сильверстоуну какую-то антипатию. Во-первых, россиянин вообще не привык делить трассы на любимые и нелюбимые, а во-вторых, и ему нравятся многие повороты знаменитого автодрома - к примеру, быстрый Эбби (на свежей резине он проходится на полном газу на скорости около 260 км/ч), пикантность которому придает кочка - небольшая, но способная сбить машину с курса в самый неподходящий момент. Поэтому Михаил не видит неприятной тенденции в том, что в Сильверстоуне пока не попадал в первую тройку - даже в чемпионском сезоне 2010 года он был далек от подиума: британский этап пришелся на тот неприятный период, когда автомобиль Алешина не мог ехать в одном темпе с лидерами из-за таинственной, разгаданной только несколько недель спустя неисправности. Все когда-нибудь приходится делать в первый раз - так почему бы экс-чемпиону серии при помощи отечественной команды не поставить галочку в очередной, пока пустующей клеточке напротив строчки "подиумы в Сильверстоуне"?
Примечательно, что тот же британский этап 2010 года, который Алешин расценивает как один из неудачных, Небылицкий вспоминает с определенным удовольствием. Во многом из-за того, что Антон по ходу уик-энда регулярно опережал лидировавшего на тот момент в чемпионате Михаила - что считал доказательством собственного прогресса. Вдобавок именно в те выходные представители выступавшей в "Формуле-1" команды "Рено" предложили Небылицкому присоединиться к ней в качестве тест-пилота. И хотя пополнение бюджета команды немалой суммой было в этом случае обязательным условием, такое предложение вряд ли бы сделали безнадежному или даже посредственному пилоту.
Впрочем, накануне, во время и непосредственно после гонки в Сильверстоуне в неприятные и даже глупые ситуации может попасть любой, даже самый умелый и талантливый пилот - если он живет по ту сторону Ла-Манша. Отдельные гонщики играючи управляются с машинами "Формулы-Рено 3.5", проходя повороты на 250 км/ч - но благодаря левостороннему движению езда по обычным дорогам со смешными по гоночным меркам скоростями иногда превращается в настоящую пытку! И правильно разъехаться в глухой английской деревне со столетним дедушкой порой оказывается гораздо труднее, чем обогнать пилота, который спустя пару лет будет выступать в "Формуле-1".
Кирилл КАЧНОВ