Три месяца тюрьмы. Первый приговор по закону Родченкова обернулся фарсом
Первый приговор, вынесенный в США по разрекламированному «закону Родченкова», оказался запредельно мягким. Эрик Лира, 44-летний врач-терапевт из Техаса, получил три месяца лишения свободы, еще год условно и 16 410 долларов штрафа. Это при том, что этому крупному допинговому дилеру грозили десять лет за решеткой и компенсация ущерба в миллион долларов. Лира находился под стражей с января прошлого года. Так что он сможет выйти на свободу прямо сейчас. И это делает восторги по поводу «жесткого наказания» по меньшей мере удивительными. В других странах осужденных по допинговым уголовным делам наказывали гораздо серьезнее.
Приговор накануне Олимпиады
Лира, представлявшийся «кинезиологом и врачом-натуропатом», продавал запрещенные препараты иностранным атлетам, проживающим в США. На допинге, нелегально завезенном из Центральной и Южной Америки, просто переклеивали этикетки и потом спокойно рассылали по США. «Кинезиолог» также расписывал схемы применения препаратов. Среди пойманных клиентов Лиры — нигерийская бегунья Блессинг Окагбаре (получила 11 лет дисквалификации), ее соотечественник Дивайн Одудуру (шесть лет отстранения) и ямайская прыгунья тройным Сабина Аллен (четыре года). Во время слушаний проводились примеры СМС-сообщений, полученных Лирой от Окагбаре, в которых спортсменка докладывала о хорошем самочувствии и благодарила за предоставленные препараты.
В случае возникновения неприятностей с антидопингом Эрик советовал своим клиентам валить все на «зараженное мясо». Ранее федеральная прокуратура США также предъявила обвинения двум сообщникам врача — либерийцу О'Нилу Райту и ямайцу Дуэйну Барретту. Оба в прошлом были спринтерами топ-уровня. В обвинительном заключении говорится, что они предлагали клиентам просто шикарный «набор допингера»: «100 миллионов стволовых клеток по 1900 долларов, человеческую плаценту за 350 долларов, а также 12 мг гормона роста — по 450 долларов». Помимо спортсменов из Нигерии и Ямайки, в деле замешан некий представитель Швейцарии (скорее всего, речь о спринтере Алексе Уилсоне) и британец (его имя не называется).
«Особенно важно, что приговор выносится накануне летней Олимпиады в Париже. Те, кто испытывает искушение поставлять допинг олимпийцам, теперь будут понимать серьезность наказания», — заявил судья Дэмиан Уильямс, также отметивший, что в мае прошлого года Лира признал свою вину, что позволило вынести вердикт относительно быстро.
«Реальный срок по допинговому делу — это результат продолжающегося сотрудничества между антидопинговыми организациями, правоохранительными органами и другими федеральными структурами, — прокомментировал приговор гендиректор антидопингового агентства США (USADA) Трэвис Тайгарт. — Всех, кто сговаривается против чистых спортсменов и честного спорта, в будущем ждут большие неприятности».
В России осуждены уже два тренера
В 2021 году Лира стал первым человеком, которому было предъявлено обвинение по антидопинговому Акту Родченкова. Этот закон, названный в честь беглого российского ученого, был принят в 2020 году с огромным скандалом. Акт устанавливает уголовную ответственность (до десяти лет тюрьмы) за допинговые схемы, влияющие на спортивные результаты. Ключевым моментом является его экстерриториальность — правоохранителям США разрешается преследовать виновных на территории других стран, если преступные действия затронули интересы американских спортсменов или американских спонсоров. Это вызывало серьезные опасения, в частности, среди участников Олимпиады-2020 в Токио.
Обсуждались даже варианты, при которых спецслужбы США будут похищать допингеров по всему миру и доставлять их в Штаты для справедливого возмездия. ВАДА тоже выражало протест — из-за того, что из-под действия акта были выведены североамериканские профессиональные лиги. Однако реальность оказалась намного скучнее. Во всяком случае первый задержанный — гражданин США, его подельники — давно живущие в этой стране эмигранты, разоблаченные спортсмены — тоже в основном жили в Штатах и выступали в студенческой лиге NCAA. В общем, «преследование по всему миру» пока выглядит очень условным, а наказание — просто смешным.
В других странах, где действует уголовная ответственность за допинг, решения выносились намного серьезнее. В 2004 году врач футбольного клуба «Ювентус» Рикардо Агрикола получил 22 месяца тюрьмы за то, что в 1990-х колол игрокам эритропоэтин. В 2020-м врач Марк Шмид за незаконные переливания крови и распространение запрещенных препаратов получил в Германии четыре года и десять месяцев реального тюремного заключения, штраф в 158 тысяч евро и пожизненный запрет на медицинскую деятельность. Тогда же доктор Вальтер Майер, признанный виновным в снабжении спортсменов допингом и гемотрансфузии, получил в Австрии 15 месяцев реального срока, а также штраф. Во Франции и Бельгии, где уголовная ответственность за допинг предусмотрена с 1965 года, таких историй вообще множество.
В России первый приговор по уголовному делу за склонение спортсменов к употреблению запрещенных веществ был вынесен в 2020 году. Тренер по пауэрлифтингу из города Северодвинска Архангельской области получил два с половиной года лишения свободы (правда, не отправился за решетку из-за истечения срока давности по своей статье УК). Два года и шесть месяцев колонии (но уже с отбытием) в 2021-м дали фитнес-инструктору из Копейска Челябинской области. Конечно, уровень спортивного мастерства клиентов тренеров, осужденных в России, не сравним с тем, что был у американского доктора Лиры. И все же очень странно говорить, что первый приговор по закону Родченкова — это какой-то невообразимый прорыв в деле борьбы с допингом.