Кенийский проект в России закрыт
Приказ об отчислении четырех кенийцев – Амоса Кибитока, Эванса Киплагата, Исаака Кипкембои и Николаса Чепсебы, из числа студентов Поволжской академии физической культуры поставил точку в проекте, который тянулся три года. Причем, говорили о необходимости подобного эксперимента еще дольше: слишком неубедительны были результаты россиян на средних и марафонских дистанциях.
Бегуны из Кении выступают сейчас по всему миру под самыми разными флагами, так почему бы и России было не воспользоваться их помощью? Из приехавшей к нам четверки, наибольший интерес со спортивной точки зрения представлял Кибиток. Минувшим летом он стал чемпионом страны в беге на 5000 м, выиграв у ближайшего преследователя более 15 секунд. До выполнения норматива на чемпионат мира в Пекин кенийцу не хватило менее секунды. Хотя поехать туда в составе нашей команды он в любом случае не смог бы по причине отсутствия гражданства.
Проект с привлечением кенийских бегунов под флаг сборной России с самого начала пошел не так, как планировалось. Начавшаяся в Казани учеба плюс акклиматизация привели к тому, что в свой первый сезон кенийцы выглядели даже слабее российских коллег. Тут же пошли разговоры о том, что такие атлеты нам не нужны. И кенийцам пришлось в срочном порядке брать академический отпуск и возвращаться на родину.
Потренировавшись в привычных условиях, уже на будущий год кенийцы смотрелись куда интереснее. Кипкембои и Чепсеба выбыли из проекта по причине неубедительных результатов, но остальные двое закрепились как минимум в числе призеров российских стартов. А Кибитоку удалось даже установить рекорд страны в беге на 10 000 м – хотя засчитан официально он, конечно, не был.
Российские бегуны изначально отнеслись к приглашению кенийцев скептически. И определенное "зерно" в их сомнениях есть: если бы проект удался, кенийцы заняли бы места коренных россиян в нашей сборной. Но о передаче опыта и поднятии класса наших стайеров речи не шло. Кенийцы жили и тренировались на высокогорной базе у себя дома, и приезжали в Россию только на соревнования.
Новое руководство Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) в нынешних условиях решило проект закрыть. Наша страна несла приличные траты на оплату обучения и проживания кенийских бегунов, при том, что олимпийские перспективы всей сборной под вопросом. Какой смысл финансировать спортсменов и проводить сложную процедуру смены гражданства, если неясно, когда они смогут выступать на международной арене?
Кенийцы, конечно, стали определенной потерей для сборной в спортивном плане. Но международная федерация (ИААФ) и иностранные журналисты уже нанесли по российской легкой атлетике столь мощные удары, что отъезд пары африканцев – меньшее "зло", какое только сейчас могло случиться.
"У КЕНИЙЦЕВ ПРЕКРАСНЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О РОССИИ"
Менеджер группы кенийских бегунов Валентина Федюшина заявила, что не прочь повторить эксперимент с натурализацией африканцев в России в будущем.
– Почему четверка кенийцев отправилась домой?
– Российская команда находится сейчас в тяжелом положении: действуют санкции, неизвестно, будут ли спортсмены выступать на Олимпийских играх. Есть трудности и в политическом, и в финансовом плане. Поэтому новое руководство федерации приняло решение, что проект с натурализацией кенийских бегунов на сегодняшний день не актуален.
– Но им не так много оставалось до завершения учебы. Может быть, стоило уже доучиться?
– Ребята год были на подготовительном отделении, которое успешно закончили. А затем взяли академический отпуск для подготовки к Олимпиаде. То есть им оставалось еще года три-четыре, не меньше. Но раз проект закрывается, то и платить за учебу теперь нет смысла. Отсюда и отчисление.
– Как сами ребята восприняли эти событие? Для них сейчас, видимо, даже в плюс избежать международных санкций, которые автоматом наложило бы на них российское гражданство?
– Ребята фактически три года и так были под санкциями. Мы все это время ждали российского гражданства, и так и не дождались. Хотя все было очень реально, в декабре нас уже приглашали на подачу документов. Но один Татарстан без поддержки федерации решить этот вопрос не сможет. Это было прекрасное время, у всех ребят прекрасные воспоминания о России, остались друзья в Казани.
– Какие у "российских" кенийцев теперь планы, они будут продолжать бегать?
– Конечно будут, но это уже следующая страница их жизни.
– Вы готовы после Олимпиады в Рио снова вернуться к теме натурализации африканских бегунов в России?
– Мне жаль, что этот проект случился не в подходящее время. Потому что перспективы у него были замечательные. Если России это будет интересно, я готова вернуться к обсуждению похожего проекта, но с другими участниками.
"ИЗНАЧАЛЬНО БЫЛ ПРОТИВ"
Лидер сборной России по марафону, бронзовый призер чемпионата Европы Алексей Реунков заявил, что отъезд кенийцев не является большой потерей для отечественной легкой атлетики.
– Я изначально был против этого проекта, – заявил Реунков. – У нас свой путь, и не надо сравнивать Россию с европейскими странами, куда люди из Африки приезжают от бедности и постепенно натурализуются. Если в сборной России будут выступать кенийцы, то это просто убьет интерес к бегу на выносливость. У нас и так с этим проблема, и дети не хотят идти в секции...
– Предполагалось, что кенийцы станут "локомотивом" и помогут подняться на новый уровень и российским бегунам.
– Кенийцы тренировались у себя дома и приезжали только на соревнования. Ничего из озвученного первоначально – что якобы они станут работать вместе со всеми, мы так и не увидели. Я считаю, что лучше бы поступили наоборот – создали экспериментальную группу российских бегунов и организовали нам сбор в Кении.
– Вы бы согласились принять участие в таком эксперименте?
– Думаю, да. Мне было бы интересно посмотреть, как тренируются ведущие бегуны мира.