Чёгину предложили подумать об отставке
Дело о допинге в ходьбе: над Чёгиным сгустились тучи
Тренер четырех олимпийских чемпионов по спортивной ходьбе сам должен определить меру личной ответственности за допинговые скандалы своих учеников и, возможно, добровольно оставить свой пост.
Кавалер двух орденов, почетный гражданин Республики Мордовия и один из самых успешных тренеров в истории спортивной ходьбы Виктор Чёгин оказался в роли офицера, которому выдали пистолет с одним патроном и предложили спасти свою честь единственным доступным в безвыходной ситуации способом.
Президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев, объявляя об изгнании Чёгина из сборной России до завершения разбирательства о допинге в саранском Центре олимпийской подготовки, отметил, что заслуженный специалист сам должен определить свою дальнейшую судьбу.
Вариантов, надо полагать немного – либо 52-летний наставник, осознав меру своей ответственности за последние допинговые скандалы и вспомнив имена "сгоревших" спортсменов, уходит на покой, сохранив созданную им в Саранске спортивную школу, либо в рамках расследования, начатого Российским антидопинговым агентством, будет задано особенно много неприятных вопросов. Между делом Балахничев заметил, что у РУСАДА есть возможность обращаться за помощью к правоохранительным органам. Следователь по допинговому делу уже назначен, хотя его имя и звание пока решено не разглашать. По мнению главы ВФЛА, первые выводы следственной комиссии должны появиться совсем скоро – в августе этого года.
Напомним, что тучи вокруг саранской кузницы чемпионов сгустились в конце июня, когда стало известно о двухлетней дисквалификации за допинг олимпийской чемпионки Елены Лашмановой. В допинг-пробе лидера женской сборной страны был обнаружен крайне опасный и редкий препарат – метаболит GW1516. Вопросы к Чёгину по поводу большого числа допинговых нарушений среди его подопечных (помимо Лашмановой зарегистрированы еще как минимум 12 подобных инцидентов) были и раньше. Но до поры до времени успехи мордовских ходоков на крупных международных стартах помогали этому специалисту избегать пристального внимания к отдельным "проколам".
Надо понимать, что до недавнего время Чёгин считался непререкаемым авторитетом в легкой атлетике, а в родной Мордовии его буквально обожествляли – существует проект установки ему прижизненного памятника, а саранский Центр олимпийской подготовки уже несколько лет носит имя этого специалиста. Тем больнее сейчас падать наставнику. По мнению Балахничева, мордовскую школу спортивной ходьбы необходимо сохранить в любом случае. Но вот кто будет ее возглавлять – большой вопрос. Лашманова слишком яркая звезда, чтобы ее дисквалификацию можно было списать на досадную случайность. С потоком положительных допинг-проб в российской ходьбе уже требует разобраться Международная федерация легкой атлетики (IAAF). И если IAAF в ближайшее время не узнает о принятых мерах, плохо придется не одному Чёгину.
Черный список Чегина: от Борчина до Лашмановой
Пока в Саранске идет расследование "возможных нарушений антидопинговых правил в отношении спортсменов, выступающих в дисциплине спортивная ходьба, и персонала спортсменов", тренер национальной команды Виктор Чёгин не сможет участвовать в сборах и не будет включен в состав российской делегации на чемпионат Европы в Швейцарии, который пройдет с 12 по 17 августа. Во время вынужденного простоя наставник, наверное, может отыскать "стрелочника", который ответит за все скандалы перед ВФЛА, министерством спорта России и IAAF. Однако Чёгин наверняка отдает себе отчет в том, что его случай во многом показательный. Если наши спортивные власти всерьез хотят отвратить тренеров от использования запрещенных препаратов и заставить местные власти бороться с допингом, а не покрывать нарушителей, то в жертву должна быть принесена действительно значимая фигура.
В этом контексте возникает резонный вопрос об ответственности за допинговый позор, с которым уже не первый год живет российская легкая атлетика в целом, самого Валентина Балахничева, возглавляющего ВФЛА более 20 лет. По этой логике, министр спорта Виталий Мутко точно так же может попросить Балахничева подумать о мере его собственной личной вины в вознесении и падении Чёгина. Глава федерации готов к самым жестким решениям.
– Я надеялся на улучшение ситуации. Однако со временем выяснилось, что формальные методы борьбы с допингом не приносят должного эффекта, – признался Балахничев. – И вообще, если бы мне сказали, что мой уход решит допинговую проблему в российской легкой атлетике, я бы немедленно подал в отставку. К сожалению, все намного сложнее. Если мы хотим победить допинг, тренеры должны нести такую же ответственность, как федерация и я лично, в том случае, если спортсмены будут уличены в применении запрещенных средств.