Допинг укоротил российскую эстафету
Чемпионка мира в эстафете 4х400 м Ксения Рыжова осталась вне сборной на девять месяцев
В отечественной легкой атлетике – новая неприятная допинговая история. Ксения Рыжова (Вдовина), выигравшая минувшим летом золото московского чемпионата мира в составе эстафетной четверки, наказана за прием запрещенного препарата триметазидина. 27-летняя бегунья пропустит этот год, но сможет вернуться в сборную России к чемпионату мира-2015 и к Олимпиаде-2016. Однако тот факт, что положительную допинг-пробу у Рыжовой взяли в марте во время зимнего чемпионата мира, не сулит нам ничего хорошего.
Триметазидин (предуктал) был включен в список запрещенных препаратов всего полгода назад. Хотя на нем во время Олимпиады в Сочи уже успела попасться украинская лыжница Марина Лисгор. Этот препарат применяется для улучшения работы сердца и укрепления вестибулярного аппарата, однако его сложно отнести к мощному допингу. Возможно, именно этим вызвана сравнительная мягкость приговора Рыжовой, которая могла остаться вне спорта на два года. По словам главного тренера сборной России Валентина Маслакова, спортсменка пошла на сотрудничество с антидопинговыми службами и сумела объяснить им, каким образом запрещенное вещество попало в ее организм.
– С учетом всех возможных послаблений Ксении дали минимальный срок дисквалификации, – заявил Маслаков "Р-Спорту". – Он продлится с 1 апреля до 31 декабря 2014 года. Срок, в принципе, не очень большой, но она совершенно справедливо пропускает летний сезон. Очень жаль, поскольку планов на лето было много. Но сейчас будет время на тренировки, восстановление после старых травм и целенаправленную подготовку к чемпионату мира-2015 и Олимпиаде-2016.
Ксения Рыжова (до замужества – Вдовина) – постоянный боец в нашей эстафетной четверке на протяжении последних четырех лет. Правда, Олимпиаду в Лондоне она пропустила – тренеры предпочли ей Наталью Антюх. Но в августе прошлого года именно Ксения бежала на третьем этапе в победном финальном забеге на чемпионате мира в Москве. Кстати, из того золотого квартета после дисквалификации Рыжовой в строю не осталось никого – Юлия Гущина и Антонина Кривошапка дружно вышли в декрет, а Татьяна Фирова в этом сезоне еще не принимала участия в крупных соревнованиях.
На злополучном чемпионате мира в закрытых помещениях в польском Сопоте Рыжова была самой опытной в составе сборной России – ей доверили заключительный этап. Правда, на финише наши девушки оказались лишь четвертыми – этот результат из-за положительной допинг-пробы Ксении теперь будет аннулирован. В отсутствие Рыжовой и других чемпионок мира нынешний сезон превращается для эстафетной сборной России в экспериментальный. Впрочем, к чемпионату мира в распоряжении наших тренеров снова должны оказаться все звезды, включая Рыжову. В свое время Анастасия Капачинская – другая наша известная бегунья на 400 м – сумела вернуться на прежний уровень после двухлетней дисквалификации, так что при должных тренировках проблем у Ксении возникнуть не должно.
Другой вопрос, что репутация нашей легкой атлетики, которую во время прошлогоднего чемпионата мира и без того обвиняли в массовом применении допинга, снова подмочена. Всего месяц назад была дисквалифицирована наша знаменитая бегунья на длинные дистанции Лилия Шобухова. В конце прошлого года та же неприятная история случилась с призером Универсиады-2013 в беге на 5000 метров Ольгой Головкиной. Еще ранее кара постигла прыгунью в длину Татьяну Котову, метателя молота Кирилла Иконникова, дискоболку Дарью Пищальникову и ходока Игоря Ерохина. И это все спортсмены топ-уровня. Инцидентов с менее именитыми атлетами – десятки.
Конечно, навряд ли Россию сейчас можно назвать лидером по количеству допинг-скандалов. Они сейчас потрясают даже державы, которые ранее имели безупречную репутацию. Но Рыжова попалась на крупном международном старте, что свидетельствует либо о полном допинговом нигилизме спортсменки и ее тренеров, либо об уверенности в безнаказанности. Как бы то ни было, ситуация типа той, что приключилась с Ксенией, навряд ли укрепит авторитет российской сборной, особенно после того как наши функционеры сделали все, чтобы наказание для проштрафившейся спортсменки оказалось наименее болезненным, а обстоятельства и виновные в приеме допинга не были открыты для широкой публики.