Почему бежит Ямайка?
ЕСТЬ ТЕМА
Болт - лишь вершина.
Но не весь айсберг //
"Чампс" на выживание
Всем известно, что самые быстрые люди на Земле живут сейчас на Ямайке. Но почему? Решив ответить на этот вопрос, "СЭ" воспользовался приглашением Международной федерации легкой атлетики (IAAF) и отправил на далекий карибский остров своего корреспондента.
Сергей БУТОВ
Даже самый заядлый спорщик вынужден будет уступить под напором фактов. На последнем чемпионате мира, в августе прошлого года в Москве, Ямайка забрала джекпот в спринте, выиграв шесть золотых медалей из шести на дистанциях 100 и 200 м, а также эстафете 4х100 м. Сделали это всего два 27-летних бегуна: Усэйн Болт и Шелли-Энн Фрэйзер-Прайс.
Болт сегодня – человек, обладающий на Ямайке куда большим влиянием, чем министр иностранных дел. Он спортсмен, которого знают в лицо во всем мире, а таковых в спорте единицы. Талант Болта, шестикратного олимпийского чемпиона и действующего рекордсмена мира, перевернул представления миллионов о том, насколько быстро может передвигаться человек.
Ученые посчитали, что при установлении потрясающего воображение мирового рекорда 9,58 во время чемпионата мира 2009 года в Берлине его средняя скорость составила 37,58 км/ч. С учетом характерной для Болта запоздалой реакции на выстрел стартового пистолета ученые скорректировали показатели скорости – 38,18 км/ч. А во время 20-метрового промежутка, от 60 до 80 метров, когда Болт был в состоянии держать ее пик, она составила 44,72 км/ч, приблизившись к лимиту скорости автомобилей в черте многих городов.
Картина тотального доминирования ямайцев будет неполной, если не заглянуть Болту за спину.
Третьим на московской стометровке был Неста Картер. Уоррен Вейр – вторым на 200 м. Более того, только туристом в Россию приехал чемпион мира-2011 на 100 м Йохан Блэйк, не успевший восстановиться после травмы. С высокой долей вероятности это означает, что, будь Блэйк в строю, Ямайка дважды оккупировала бы весь пьедестал мужского спринта – самой элитарной дисциплины мировой легкой атлетики.
Еще десять лет назад, когда в спринте господствовала Америка, поверить в ямайскую сказку было невозможно.
Почему даже безусые юниоры на Ямайке бегут быстрее всех без исключения российских спринтеров и подавляющего большинства европейских? Эксперты склонны объяснять это генетикой. В частности, строением суставов и разным соотношением "быстрых" и "медленных" мышечных волокон.
Одного взгляда на состав участников финальных забегов на стометровке на любом крупном турнире достаточно, чтобы понять: генетическая предрасположенность действительно напрямую влияет на специализацию. Весь мир знает силу кенийских и эфиопских стайеров, но ничего не известно о существовании там спринтеров. Россия обладает целой россыпью бегуний мирового класса на 400 м, однако уже на дистанции вдвое короче начинает испытывать серьезный кадровый голод.
Сверхбыстрые люди с белой кожей – не сенсация. Отправляться за примерами во времена Валерия Борзова необязательно, достаточно вспомнить о существовании француза Кристофа Лемэтра, который первым из белых выбежал из 10 секунд – 9,92 (а это быстрее, к примеру, результата бронзового призера Картера в Москве). Тренерская методика в отдельных случаях способна компенсировать продиктованное природой неравенство. Временами и вовсе случаются почти невероятные истории. Так, на недавнем чемпионате мира в помещении в польском Сопоте "зимний" вариант стометровки – дистанцию 60 м – выиграл 24-летний белый британец Ричард Килти, готовившийся без тренера на протяжении почти целого года!
Но если в дуэли "Ямайка против Европы" в целом расклад сил предельно ясен, чем тогда объясняется столь явное преимущество Ямайки над преимущественно темнокожим американским спринтом?
США, безусловно, сильно подкосила череда допинговых разоблачений в середине 2000-х годов, когда была дисквалифицирована целая группа спринтерской элиты: Мэрион Джонс, Тим Монтгомери, Джастин Гэтлин. В прошлом году попался на допинге и главный соперник Болта – Тайсон Гэй.
Когда после явления миру Болта фокус всеобщего внимания окончательно переключился на Ямайку, быстро выяснилось, что и там хватает внутренних проблем. Страна словно решила побороться с Америкой в сомнительном лидерстве за самый "грязный" спринт, и почти весь 2013 год не утихала канонада скандалов и разоблачений. В результате вне спорта осталась значительная часть спринтерской элиты во главе с экс-рекордсменом мира Асафой Пауэллом, а руководство антидопингового агентства островного государства в полном составе подало в отставку. Однако, несмотря на серьезные пробоины, ямайский корабль в 2013-м не просто остался на плаву, но и торпедировал в Москве всех конкурентов.
Пятно на репутации Ямайки Бегущей скандалы, вне всяких сомнений, оставили. Однако повальный допинг, во-первых, не подтвержден, а во-вторых, не может быть единственным разумным объяснением ямайского феномена, по-прежнему малоизученного.