Золотые слова Татьяны Лысенко
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Олимпийская чемпионка в метании молота, ставшая на прошлой неделе в Лужниках двукратной чемпионкой мира, пообщалась с корреспондентом "СЭ". В этой подборке – самые интересные цитаты из интервью 29-летней спортсменки. И не только о легкой атлетике. Еще – об общении с семьей, маникюре, высоких каблуках, уроках английского и даже о выгуливании собак.
Я не выбирала молот. Тренер пригласил – и меня это заинтересовало. Результаты стали расти, я начала ездить по соревнованиям. Так все и получилось. О том, зачем девушки идут в метания, я даже никогда не задумывалась.
Уставала ли я от молота? Нет. Вообще. Знаю, что перед соревнованиями становится немножко тяжело. Но когда они проходят, внутренние ощущения совсем другие.
Мне очень нравится база в Новогорске. Там идеальные условия, на мой взгляд. К тому же мне нравится, что там собраны все виды спорта. Мы там со всеми перезнакомились, со всеми общаемся: с футболистками, с девчонками из керлинга. Мне это интересно. Например, закончила я свои тренировки – и могла пойти с баскетболистками покидать мяч в кольцо в качестве заминки. Аккуратненько, конечно – я же понимала, что у меня идет подготовка к чемпионату мира. Мы играли не всерьез, а в удовольствие. Иначе это очень опасно, и для меня, и для них – все-таки я физически помощнее буду. Когда сама играла в баскетбол, была куда слабее.
Мне всегда нравились горные лыжи. Но поскольку я сейчас метаю молот, берегусь. Когда у меня был перерыв и я два года "отдыхала", то встала на лыжи и немножко каталась. Но это было всего несколько раз, не больше. Пока смотрю со стороны.
Моя внешность – это от природы. У меня, в отличие от других, проблема – к официальным соревнованиям стараюсь набрать вес. Но он должен быть таким, чтобы не мешал выполнять работу на тренировках. На какой-то определенной цифре я никогда не зацикливалась. Мы делаем упражнения, и я определяю по ощущениям, тяну или не тяну. Пока сложностей не было.
На официальных соревнованиях я всегда заплетаю косички. Крашу ногти в триколор. Мне нравится. На чемпионате мира у меня были розовые "металки" (обувь. – Прим. Е.К.). Такая в этом году экипировка у моего технического спонсора. На самом деле, мне главное, чтобы было удобно и комфортно. А какого они цвета – без разницы.
Наряжаться я скорее люблю. Не то чтобы очень, но у меня есть красивые платья, туфли, каблуки. Правда, надеваю их очень редко, очень. Бывает за месяц – ни разу. Максимальная высота каблуков – сантиметров 12 (рост Татьяны 186 м. – Прим. Е.К.). Под вечернее платье – то, что надо. Каблуки все равно не видно. Я и так высокая, лишние 10 см роли не сыграют. Главное, чтобы туфли удобные были. Нам, спортсменкам, нужно быть очень аккуратными даже с каблуками. Чтобы не получить травму на ровном месте.
По магазинам хожу. Не то чтобы я их люблю, но бывает такое желание – пройтись. А после соревнований чаще хочется просто отдохнуть. С удовольствием полежу с книжкой, погуляю с собакой во дворе. Стараюсь читать разную литературу. Если нахожусь дома с родственниками, с удовольствием проведу время с ними.
На чемпионате мира был мой племянник Сережа. Мама приехала, но на стадион я ее попросила не приходить. Для меня это было бы волнительно. Смотреть по телевизору даже интереснее – там есть повторы, все видно. Остальные смотрели дома. Семья у нас большая, родственников много. Все звонили, все писали. Спасибо им большое. Для меня домашний чемпионат мира – это, конечно, событие. Но я переживала бы, если бы они были на стадионе. А ведь нужно было собраться. Мама, конечно, видела, как я метаю, – она несколько раз приезжала в Адлер на чемпионаты России, на другие отечественные соревнования.
Родные понимают меня, прекрасно знают мой график, знают, что у меня тренировки. Чтобы меня не тревожить, могут написать сообщение или еще что-то. За несколько дней до чемпионата мира даже перестали звонить – лучше я сама наберу. Но я звонила очень часто, практически каждый день.
Эта победа – не только моя. Я очень благодарна своему тренеру Николаю Николаевичу Белбобородову. Это его заслуга, что подготовил, настроил на эти соревнования. И всем моим родным и близким, которые переживали, верили, большое спасибо. Нашему руководству, массажистам, врачам, поварам и всем, всем, всем. Отсюда и такой результат.
Это спорт, здесь все возможно. Поэтому в Москве я до последней попытки Аниты (Влодарчик. – Прим. Е.К.) не была уверена, что выиграла. Она – сильный соперник, спортсменка мирового уровня. Давно выступает, стабильно метает. Другие девчонки тоже сильные, но Анита стоит особняком. Спасибо ей за этот финал. Не знаю, насколько она на самом деле счастлива, что установила в Москве национальный рекорд. Мы после финала общались, она сказала: Татьяна, соревнования были хорошие, интересные. Она говорит только по-польски. Но как-то так получилось, что мы понимаем друг друга.
Я тоже говорю только на русском. Английский учила – и сейчас учу (смеется). Но когда останавливают иностранные журналисты, отвечаю: извините, но разговариваю только на русском.
Метательницы молота очень дружные. Почему так? Могу говорить только за наш вид, но мы давно соревнуемся вместе и всегда друг друга поддерживаем. Та же Влодарчик – она добрая. Если, к примеру, соревнования задерживали, Анита всегда подходила ко мне и предупреждала, чтобы я не разминалась раньше времени. Если на соревнованиях я уже закончила выступать, а она или кто-то другой на своей попытке просит поддержки – всегда так и сделаю. Такие вот отношения.
Каждый период жизни хорош по-своему. Везде есть свои плюсы и свои минусы. Первое время после дисквалификации было совсем тяжело, если честно. Но за те два года, что меня не было в секторе, в жизни произошло много изменений. Дом выстроился. Я сама выросла. Наверное, можно сказать: хорошо, что все так получилось. Хотела бы я что-то поменять, если бы могла? Нет. Как есть, так пусть и будет.
После Олимпиады я несколько месяцев отдыхала. Был такой довольно активный период. А потом мы начали ездить на сборы – и все. Олимпиада осталась позади. Впереди был домашний чемпионат мира, к которому нужно было готовиться.
Я много общалась с детьми, ездила по школам. И на чемпионате мира в Москве ребята подходили. Это говорит о том, что они интересуются нами, спортом, легкой атлетикой. Поэтому считаю, что я не должна закрываться, должна общаться с детьми. Это важно, это часть нашей работы.
Я – домосед. Я так думаю. Люблю находиться дома. Не знаю, стоит ли об этом говорить, но больше всего люблю наводить порядок. Возможно, потому, что я на самом деле редко бываю дома.
Когда у тебя свой дом, там всегда хватает работы. В моем и сейчас что-то нужно доделать, что-то докупить. Когда мы сидим на сборах, я этим, естественно, не занимаюсь. Если делаешь одно дело, нужно стараться удалять ему максимум времени, не распыляться.
Я не употребляю спиртные напитки.
Я никогда не говорила о своих планах насчет семьи и детей. На то это и личная жизнь, правильно? Дело не в том, что я об этом не думаю. Просто задачи нужно решать поэтапно. Если решил заниматься семьей – то нужно заниматься семьей. Это мое предположение. Сейчас закончился чемпионат мира, будут еще старты. Что дальше, я не знаю.
Танюха – так я называю Татьяну Лебедеву – для меня большой пример. Она молодец! Но сама я о втором образовании или чем-то таком еще не думала.