О Болт, ты - мир!
ЧЕМПИОНАТ МИРА
В воскресенье в Лужниках 26-летний ямаец Усэйн Болт вернул себе чемпионский титул на дистанции 100 метров. Несмотря на сильнейший дождь и встречный ветер, гениальный спринтер показал свой лучший бег в нынешнем сезоне – 9,77.
Сергей БУТОВ
из Лужников
Вот оно, случилось!
Болт в Москве.
И он неудержим.
Воскресный вечер в Лужниках наглядно показал, на каком ките покоится вся современная легкая атлетика. И нам с вами известно имя этого кита.
Вы начали гадать? Думаете, это наш сенсационный, 20-летний чемпион в ходьбе Саша Иванов из Саранска?
– Профессор, – сказал бы Маяковский. – Снимите очки-велосипед!
Этот чемпионат для всей России – больше того, для всего мира – сделал Усэйн Болт. Делает его с самого начала и будет делать до самого конца.
Виктор Чёгин, знаменитый саранский тренер наших ходоков, сегодня ответил на звонок "СЭ". Принял поздравления с золотой медалью "новой русской сенсации" Иванова, но на второй минуте разговора извинился и повесил трубку: "Нам надо уезжать в гостиницу".
Спасибо вам за сладкие минуты победы, Виктор Михайлович. Но так спортивный бизнес не делают. Мы, журналисты, так не продадим "слона" – нашу и вашу безоговорочно лучшую во всем мире спортивную ходьбу.
Живая легенда спорта, великолепно обученный бизнесмен и медиаперсона мирового масштаба, одержав в 21.50 под проливным московским дождем свою очередную блистательную победу, не уехал в гостиницу играть в playstation, что он, как мы с вами знаем, пока предпочитает Кремлю.
Смешанную зону стадиона, огонь, воду и медные трубы он проходил до полуночи. Болт знает пароль. Болт видит ориентир. Он все прекрасно понимает.
Первые два дня московского чемпионата дали довольно жестокий, но все же объективный ответ в дискуссии о популярности легкой атлетики. Несколько тысяч загоравших на солнце москвичей во время безфинальной утренней программы воскресенья, многие из которых пришли на стадион по бесплатным билетам, распространявшимся во всех округах столицы, – вот интерес людей к легкой атлетике в чистом ее виде. К очкам, секундам, сантиметрам.
Думаете, во всем виновата "зажравшаяся", как многие считают, российская столица?
Знакомый немецкий журналист, с которым мы оглядывали вместе Лужники, пожал плечами:
– Послушай, – поморщился он, когда я заговорил о посещаемости. – Четыре года назад в Берлине было примерно то же самое: пустые утренние программы и незаполненные сектора по вечерам. Потом говорили про дорогие билеты, но что-то я не помню, чтобы они были очень дорогими. По-моему, все просто: все с ума посходили с этим Болтом. И больше их никто не интересует.
Знаменитый немецкий социолог первой половины XX века Макс Вебер выделил пять классических критериев лидерства, каждый из которых при желании можно интерпретировать в пользу ямайского гения.
В случае с ним совпало все. Кризисная ситуация, сложившаяся в легкой атлетике в связи со сходом целого поколения звезд прежних лет. Наличие – в лице Международной федерации легкой атлетики – организованной силы, заинтересованной в появлении суперзвезды. Личные качества лидера, которые проявились не сразу – но когда проявились, стало ясно, какого масштаба перед нами человек.
Произвел ли он революцию в своем виде спорта? Безусловно, да, хотя временами опирался на иррациональное и пренебрегал правилами. Иначе не критиковал бы Усэйна президент МОК Жак Рогге за его финиш в олимпийском Пекине, который Рогге, человек старого поколения, назвал "неуважительным" по отношению к соперникам.
Но что это? Прошло 5 лет, и Рогге снова рукоплещет Болту. Уже в Москве.
В воскресенье он показал России шоу мирового класса, хотя нельзя сказать, чтоб та в ответ сошла с ума, а те, кто наблюдает Болта регулярно, пришли в полнейший от него восторг.
Но шоу хотя бы было – вот какая штука.
Как жаль, что он когда-нибудь уйдет. Как жаль, что он в Москве всего до воскресенья.