Валентин Балахничев: "Дорожки в "Лужниках" уже уложены"
ДО ЧЕМПИОНАТА МИРА В МОСКВЕ – 141 день
Президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) рассказал корреспонденту "СЭ" о ходе подготовки к ЧМ-2013, который в августе примет наша столица
– В чем заключается роль ВФЛА как члена оргкомитета?
– Фактически именно мы отвечаем перед международной федерацией за подготовку к чемпионату мира. Уровень контроля со стороны IAAF очень высок, и в этой работе она опирается на нас. Разумеется, мы не делаем все самостоятельно, в одиночку. Без государства, без наших московских коллег, в том числе из Дирекции спортивных и зрелищных мероприятий, все это было бы невозможно.
Есть примеры, когда в других странах подготовкой чемпионатов практически "под ключ" занимались коммерческие организации. Они нанимали профессионалов и набирали волонтеров. В таких случаях доля участия государства в подготовке турнира невелика. Но в России со спонсорством дела обстоят иначе. Поэтому большая часть бюджета предстоящего чемпионата идет из средств города Москвы и Минспорта. Часть расходов – несколько процентов от общего бюджета – несет и ВФЛА. Из средств, которые мы можем собрать.
– За что конкретно отвечает ваша федерация?
– Мы несем полную ответственность за все, что будет происходить на стадионе. Сюда входит и отбор судей, и контроль за ходом работ на арене, и качество покрытия. В том числе мы оказываем содействие в покупке оборудования, которое будет использоваться во время тренировочного процесса. Кроме того, постоянно сопровождаем IAAF во всех делах, связанных с контролем за подготовкой к чемпионату.
– В Москву уже несколько раз приезжала комиссия IAAF. И после каждого визита работу оргкомитета оценивали положительно. Насколько сложно было этого добиться?
– Такие визиты – стандартная процедура. Но на самом деле за ней скрывается титаническая работа всего оргкомитета, правительств Москвы и РФ, и, конечно, Министерства спорта. При подготовке турниров такого уровня часто сталкиваешься с разными подходами, культурами, разными традициями проведения соревнований. Но уровень организации в любом случае должен быть очень высоким. Ведь чемпионат мира – это главный продукт, который приносит IAAF средства от спонсоров, рекламы, продажи телевизионных прав. Ну и поддерживает авторитет этой организации, конечно.
– Что вы подразумеваете под "разными традициями"?
– Например, проводить соревнования в Европе зачастую намного легче, чем в России. Дело не в том, что наша страна хуже других. Это связано с особенностями законодательства, правилами перемещения лиц и предметов. В связи с тем, что Россия не является членом Евросоюза, приходится решать массу вопросов. Например, оргкомитет занят оформлением виз для огромного количества людей. В частности, мы ожидаем около 5000 гостей и членов их семей. Все это достаточно серьезно. Плюс нужно компенсировать расходы по оформлению виз.
Кроме того, в Россию к чемпионату мира прибудет огромное количество различного телевизионного оборудования. Все оно должно быть ввезено и вывезено из страны в определенный срок. Это большая логистическая работа.
Также нужно организовать транспорт. Как вы прекрасно знаете, Москва – очень загруженный город. Но у нас есть некоторые способы облегчить гостям столицы передвижение по городу на стадион и обратно. Мы обещали сделать выделенные полосы, а в некоторых случаях, возможно, даже предоставить полицейский эскорт – чтобы спортсмены могли беспрепятственно попасть на стадион.
Наконец, на чемпионат приедет много журналистов. Если не ошибаюсь, их ожидается около 3000. Нужно всех разместить, аккредитовать, предоставить доступ к информации на стадионе. Поэтому сейчас стоит вопрос о том, чтобы реконструировать и достроить места работы для журналистов, которые на всех крупнейших международных соревнованиях находятся в зоне финиша беговой дорожки.
– Сразу ли удалось найти общий язык с властями по поводу выделенных полос на дорогах?
– Мы получили полную поддержку мэра Москвы Сергея Собянина и его команды. Нельзя не отметить и Министерство спорта, которое также делает огромную работу.
– Как обстоят дела с подготовкой судей, о чем вы также упомянули?
– Мы начали работу в этом направлении три года назад. Хотели не только омолодить состав судей, а дать им помимо теоретической подготовки практику на крупнейших соревнованиях, проходящих в России. Чемпионат страны в этом смысле очень важен, поскольку в нем участвует примерно 1000 человек и работает большое количество судей. По сложности это в общем-то сопоставимо с чемпионатом мира.
– Во время недавнего визита комиссии IAAF говорилось, что работы по подготовке "Лужников" к ЧМ завершены на 90 процентов. Что входит в оставшиеся 10?
– Сейчас мы в процессе закупки оборудования, которое предстоит установить на стадионе. Все должно быть сделано в срок. Дорожки уже практически уложены. На поле Большой спортивной арены к чемпионату мира будет постелен естественный газон, что тоже немалый объем работы. Плюс это все нужно привезти на арену. В общем, много чего еще предстоит сделать – и по организации системы безопасности, и по механизму аккредитации. Думаю, что 90 процентов – это то, что уже готово для проведения соревнований. Но надо организовать еще много технических вещей. В частности, чтобы обеспечить условия для телевизионщиков, которые будут транслировать соревнования.
– На чьих плечах лежит укладка в "Лужниках" натурального газона?
– Это обеспечивает правительство Москвы.
– Сложно ли было найти к чемпионату мира подходящие гостиницы?
– Тут не было особенных проблем, хотя разместить такое количество гостей – само по себе непросто. Москва имеет большое гостиничное хозяйство. Главной гостиницей для официальных лиц станет "Украина". От нее удобно добираться по набережной до Лужников. Спортсмены будут жить в шести или семи гостиницах. Самая удаленная из них – "Космос". Представители московских властей провели необходимые переговоры, и уровень цен, насколько я знаю, всех устраивает. Все отели – уровня четыре звезды и выше. Так что с комфортом и качеством питания проблем не предвидится.
– Что для вас, как руководителя ВФЛА, было самым сложным в подготовке к этому чемпионату?
– Подготовка еще не закончена. Наверняка у нас еще будут проблемы, и я думаю, что все самое сложное – впереди. Совещаться, решать вопросы с визами – это одно дело, а когда все эти люди окажутся здесь, в Москве – абсолютно другое. Плюс мы, конечно, можем столкнуться с проблемой заполнения "Лужников". Если на чемпионате мира не будет стопроцентной посещаемости, как, например, на Олимпиаде в Лондоне, это станет большим минусом для нас.
В последние годы на крупнейших соревнованиях по легкой атлетике стадионы заполнялись везде. Не было ни одного обратного случая. Но я надеюсь, что интерес к московскому чемпионату все же будет высоким. В том числе и потому, что он пройдет всего через год после Олимпиады и фактически все звезды Лондона приедут в Москву.
– Вы предвосхитили мой вопрос о заполняемости "Лужников"...
– Москва – сложный город, перенасыщенный зрелищами. Поэтому реакцию жителей столицы на то или иное событие порой трудно предсказать. Но у меня складывается впечатление, что огромный интерес к чемпионату проснулся не только в столице. Мы получаем из регионов очень много заявок на билеты. Да и региональные представительства нашей федерации работают в этом направлении, дают людям информацию.
Кроме того, есть категории билетов, которые мы выделим бесплатно – для людей, чья работа связана с легкой атлетикой. Поможет и московская программа "Зритель". Если же наши ожидания по посещаемости все-таки не сбудутся, придется приглашать детей. Думаю, им будет интересно посмотреть чемпионат мира.
– Вариант с военнослужащими рассматривается?
– Их уже давно никто не привлекает. У нас такого опыта, во всяком случае, нет. Речь идет о том, чтобы позвать учащихся спортшкол. И всех тех, у кого летом каникулы. Часть билетов будет выделена для этой категории зрителей бесплатно.