Анна Чичерова: "У меня была паника"
Лучший спортсмен России 2011 года по версии "СЭ" готовится к лондонским Играм в статусе обладательницы лучшего результата сезона в мире - 2,02.
Впрочем, мало кто знает, что этому предшествовало. В марте из-за воспаления седалищного нерва Чичерова, действующая чемпионка мира, проиграла зимнее мировое первенство в Стамбуле. То поражение и ту травму мы в своей памяти зафиксировали. Подробности стали известны только сейчас.
- Так что же происходило после Стамбула?
- Много чего. Страшно болел крестец (нерв крестцового сцепления. - Прим. С.Б.). Проблемы начались со спины. Но по ходу обследования выяснилось, что не все в порядке с тазобедренным суставом. Я с этим очень долго возилась. Проковырялась, наверное, месяца два. Пробовала все. Пиявки, иголки, массажи, походы к кинезиологам и мануальным терапевтам. Теперь даже не могу определенно сказать, что именно мне помогло.
- Но прошло ведь?
- Прошло. Спина по-прежнему ноет, но нет тех жутких прострелов, что были в Стамбуле. После зимнего чемпионата мы поехали в Португалию на сбор, и кроме бега трусцой и упражнений на пресс я вообще ничего не могла делать. Да что там упражнения, я при ходьбе чувствовала боль. Потом мне сказали, что это результат больших физических нагрузок после родов (Чичерова стала чемпионкой мира меньше чем через год после родов. - Прим. С.Б.). Даже обычные люди сталкиваются с такими проблемами, о спортсменах и говорить нечего.
Сильно расстроилась, когда узнала, что придется серьезно лечить, видимо, уже после Лондона, тазобедренный сустав. Пока мое тело дает мне прыгать, я эту возможность буду использовать. А остальное потом будет видно. Если бы вы знали, сколько людей было задействовано в моем лечении! Я им всем, как на "Поле чудес", "пользуясь случаем, хочу передать привет".
- Испуг после Стамбула был сильный?
- Я бы сказала, что в какой-то момент это была паника. В марте - апреле я привыкла заниматься совершенно иными вещами, чем теми, которые делала на этот раз. Нужно было вовсю набирать прыжковый объем, а у меня было ощущение, что я сижу на обочине. Это довольно депрессивное состояние. "Что я буду делать?" "Как я стану прыгать?" "Мне не хватит времени до Олимпиады!"
Когда у всех начались технические тренировки, я прыгать не могла вообще. Сейчас, когда до Лондона осталось совсем мало времени, я по-прежнему внимательно прислушиваюсь к собственному организму. Волна отчаяния, конечно, уже сошла. Но тревога осталась.
- Для дебюта в "Бриллиантовой лиге" вы выбрали американский Юджин. Именно этого и хотели - или это реверанс в сторону спонсора?
- Таков контракт, предполагающий жесткие условия. Но благодаря поездке в Америку я как-то встрепенулась, сумела сконцентрироваться.
- Мария Савинова рассказала, что за прошлогодний отказ приехать в Юджин ее действующий контракт был сокращен на 30 процентов.
- У меня речь шла о 35-процентном сокращении. Это большие деньги, но не в них дело. Я точно никуда не поехала бы, если бы знала, что участие в турнире угрожает моему здоровью. В Юджин приехала прыгать на 1,90 с неполного разбега. Но на месте выяснилось, что я могу больше. Началась азартная борьба, в которой не хотелось уступать. Света Школина прыгнула два метра, например. Именно она фактически вытащила меня на 2,02.
- Это были хорошие прыжки. Хотя привычной легкости им все же не хватало. Это так?
- Конечно, не хватало. А откуда ей взяться, легкости-то? Прыгала я там с пяти шагов - для привычных семи не хватало кондиций. Определенная недоработанность тоже чувствовалась - все-таки это была только четвертая моя прикидка в сезоне. Ни о каком автоматизме в прыжках не могло быть и речи.
- А сейчас?
- Сейчас я хотя бы вернулась на семь шагов. Хотя по-прежнему ощущается, что прыгала мало. С годами какие-то вещи нарабатываются автоматически, но все равно многое приходится тренировать регулярно. Даже с моим соревновательным опытом иногда выпадают заключительные три шага. Или начинаешь бежать слишком быстро. Или слишком медленно. Все эти нюансы - практика в чистом виде. Сейчас я постепенно приближаюсь к своему зимнему состоянию, когда могла прыгать с закрытыми глазами.
- Что лучше: лететь десять часов, чтобы выступить при полных трибунах в Юджине, или остаться в Москве, чтобы прыгнуть на "Московском вызове" в пустых Лужниках?
- Я, пожалуй, выбрала бы первый вариант. При пустых трибунах прыгать обидно везде, а на родной земле - обидно вдвойне. К тому же я никогда до этого не была в Америке, и мне было по-человечески интересно. Немного страшила акклиматизация, и на обратном пути я, конечно, поняла, что такое день, который не кончается. Но в целом все оказалось не так проблематично. Перелет почти не ощущался, так как летела бизнес-классом. Хотя организм еще неделю после Юджина чувствовал, что его недавно надурили.
- Где будете прыгать до Игр?
- На чемпионате России в Чебоксарах и на "Бриллиантовой лиге" в середине июля, как раз в Лондоне. Мало? Возможно. Меня саму чуть-чуть смущает количество оставшихся турниров, но все же не настолько, чтобы это выбивало из колеи. Бывало и похуже. Думаю, справлюсь.
- В Чебоксары вы поедете, по сути, освобожденной от отбора. Это правильно?
- Видите ли, я впервые оказалась в такой ситуации. И с точки зрения чемпиона мира, которому скоро предстоят Игры, я не против, скажу честно. Можно спокойно готовиться. Так или иначе, любые отборы сильно напрягают. Это я уже говорю как спортсменка, которая в прошлые годы отбиралась постоянно. Не думаю, что чемпионы мира должны обязательно автоматически проходить в состав. Между чемпионатом и Олимпиадой дистанция почти в год. За это время все может поменяться. Но при этом у нас немало видов, где за лидером - пропасть. Если та же Маша Абакумова метает свое копье на 68 м и дальше, а за ней никого, то такой отбор для нее особого смысле не имеет.
- Мужчинам-высотникам, думаете, обидно наблюдать за этим парадом освобожденных?
- Я не знаю, какой мудростью и каким чувством предвидения нужно обладать, чтобы заранее, без соревнований, определить, кто из ребят достоин ехать в Лондон, а кто нет. Так уж получилось, что они все как на подбор, а на Олимпиаде три места. Просто им не повезло, вот и все. А к необходимости отбираться они относятся спокойно. Им не впервой.
- Результаты в женской высоте для середины июня довольно скромные. Согласны?
- Полностью. Я тоже думала, что будет поярче. Пока же средний результат где-то в районе 1,95. Но давайте не забывать, что не выступает Бланка Власич, не выступает Ди Мартино, только-только вернулась в строй Фридрих. А другие-то чего ждут? Вон, думала, шведки будут к июлю порхать, как бабочки. А они что-то не порхают.
- Что знаете про Власич?
- Ничего не знаю. Читала, что дела не очень хорошие. Но в прошлом году у нее дела тоже шли неважно, а потом…
- То есть вы не исключаете варианта Тэгу-2011, когда Власич говорила, как больно ей прыгать, а потом началась борьба на 2,05?
- Я тоже в Юджине была "ой, не могу прыгать", а показала 2,02. Разговоры про Бланку разные ходят. Но, судя по ее лицу на фотографиях, все действительно не очень радужно. И потом, не хочу даже думать об этом. Как и о том, сколько там прыгнула Шанти Лоу, сколько прыгнула другая. Отслеживаю результаты в порядке информации, но больше занята решением собственных проблем. Их пока хватает.
- В мужской высоте - дожили - этап "Бриллиантовой лиги" недавно выиграл англичанин. У женщин возможны такие сюрпризы?
- Я к сюрпризам готова. Олимпийский год - он такой, чарующий. Много появится людей, которых никто не знает. Правда, англичанок в высоте, скорее всего, не будет. Я вообще не знаю ни одной англичанки, кроме Джессики Эннис (экс-чемпионка мира в семиборье. - Прим. С.Б.), которая могла бы прыгнуть в высоту хотя бы на 1,90.
- Давайте называть вещи своими именами: вы поедете в Лондон главным фаворитом. Опыт Тэгу-2011 как-то поможет пережить нервотрепку?
- Я очень на это надеюсь. Все, что происходило в Тэгу, в том числе наша борьба с Бланкой, записано в моем блокноте жизни. Фаворит я или нет, но есть задача. И есть мечта. И к ним надо идти.
Сергей БУТОВ
P.S. Час спустя Чичерова перезвонила сама. "Вы знаете, - сказала. - Я все думаю о "Поле чудес" и о тех людях, которые помогли мне выбраться из пучины. Опубликуйте имена этих специалистов, пожалуйста: Ф. Хамидулин, Н. Челнокова, В. Степанов, А. Лушников, Е. Федотов, Г.Чудный, Центр кинезиологии, компания Eaglesport, весь персонал медико-восстановительного центра "Юг-Спорт". Это далеко не полный список всех тех, кто помогал. И это, конечно, не реклама, что вы. Просто - спасибо. Я уже молчу о своих родных и близких, которые такого со мной натерпелись…"