Ноги заплетались даже у чемпиона
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Чемпионом Европы в ходьбе на 50 км стал 32-летний француз Йоан Динис. Сергей Бакулин завоевал бронзу, а действующий чемпион мира Сергей Кирдяпкин сошел с дистанции.
Сергей БУТОВ
из Барселоны
Чемпион Европы-2006 француз Йоан Динис, решивший продлить свой победный мандат на следующие четыре года, ушел почти в самом начале. Ушел осознанно. Демонстративно взвинтил темп - и скрылся за поворотом, намолотив ногами на все три красные карточки, но получив вместо этого одну желтую.
Динис не какой-нибудь молодой пацан, и на предложение одного из фаворитов гонки поиграть в догонялки надо было что-то отвечать. Причем ответа ждали как раз от россиян - от кого же еще?
Наша сборная выставила на марафон во многом экспериментальный состав, в котором нашлось место и молодому для "полтинника" победителю прошлогодней универсиады 23-летнему Сергею Бакулину, и опытнейшему 38-летнему Юрию Андронову. Действующий чемпион мира Сергей Кирдяпкин выступил в качестве наконечника копья. Русский охотник о трех головах был готов свалить любых мамонтов, встретившихся ему на пути. Даже если этих мамонтов звали Йоаном Динисом или Алексом Швацером, действующим олимпийским чемпионом на этой дистанции из Италии.
Так вот, в боксах россиян было решено ничего пока беглецу Динису не отвечать. Не ломать свою игру, немного подождать, как будут разворачиваться события в дальнейшем. Не может же Динис идти таким темпом всю дорогу, правда ведь?
Как выяснилось - может. Но где-то после 30-го километра во француза верили далеко не все. Возможное скорое крушение французского поезда предсказывал и легендарный польский ходок Роберт Корженевский - правда, природа его пессимизма читалась как на ладони. В полутора минутах за Динисом шагал его соотечественник Гжегож Судол - как тут остаться объективным? Кстати, шагал Судол в тот момент не один. В компании с Бакулиным и Швацером. Все остальные, включая Андронова и Кирдяпкина, уже шли своим темпом.
Сергей упирался до последнего, но... "Я могу только предполагать, но иногда выходишь на старт и с первых же метров начинается "терпежка", - сказал мне после финиша Бакулин. - Выхода два - либо гробить здоровье, либо превратиться в статиста, шагая на 20-е место. Я думаю, что Сергей просто не хотел соглашаться ни на то, ни на другое".
После 40-го километра Кирдяпкин сошел и с совершенно белым, как скатерть, лицом побрел в сторону финиша. "Лучше не подходите, плохо ему", - посоветовала прибежавшая зачем-то в боксы Ольга Каниськина, которую я спросил про самочувствие Кирдяпкина.
Между 35-м и 40-м километром состоялась процедура естественного отбора. Любой сход - маленькая спортивная смерть, но они превратились в рядовое событие. Из 28 атлетов дистанцию закончили только 15. Один за другим они занимали места в зрительном зале: те, кому повезло, - на своих ногах, другие - на носилках. На них, к примеру, покинул трассу финн Яркко Киннунен, рухнувший на асфальт. 21-летний немец Кристофер Линке шагал свои последние в этот день километры, прекрасно понимая, что ему не суждено увидеть финиш. Он шагал такой походкой, будто его ноги были наполнены битым кирпичом, но все равно шагал - через боль, через не могу, срывая аплодисменты из собственного бокса. А потом Линке тихо свернул с трассы, пересек одну из тропинок парка Сиутаделла и опустился на колени на ступеньках какого-то павильона. И не вставал с них, пока к нему не подбежала обнять какая-то женщина. Кто еще может утешить в такой момент настоящего мужчину?
Пришло время терпеть боль и разочарование и Швацеру. В какой-то момент он вскинул голову и стал волочь по земле правую ногу. Кто на себе знает, что такое отказавшая задняя поверхность бедра, поймет ощущения, которые пережил итальянец. Швацер молотил кулаком по простреленной мышце, пытался размять ее пальцами. Выглядело это довольно страшно, и, должно быть, Алексу в тот момент было очень больно. Он прошел еще несколько десятков метров - и свернул вправо. Перешагнул за бордюр.
Швацера лично мне было не жаль. Я был свидетелем того, как надменно тот вел себя на вторничной пресс-конференции призеров на дистанции 20 км. Герой итальянской светской хроники, бойфренд любимицы всей страны фигуристки Каролины Костнер, Швацер был явно раздосадован тем, что в Барселону не приехал олимпийский чемпион Валерий Борчин, но все равно нашелся какой-то малоизвестный русский ходок, отнявший у него золото. Ходока этого зовут Стас Емельянов. Впрочем, ни имени, ни фамилии победителя Швацер запомнить не удосужился. А может, умышленно не произносил вслух, ограничившись словосочетаниями вроде "этот русский", "тот парень" и "мой соперник".
А потом случилась кульминация всей гонки. После 40-го километра лидер Динис заметно сбавил темп, а такие вещи не остаются незамеченными. Проходя в очередной раз мимо питательного пункта, Динис вдруг со всего маху рухнул на асфальт, ударившись о бордюр.
Никто ничего не мог понять. В боксах сборной России на мгновение возникло нечто вроде ликования. Там не имели ничего против Диниса и не желали ему зла, просто у тренеров сработал инстинкт охотников, увидевших подстреленную жертву, которая оставляет на земле кровавые следы. Сзади, на расстоянии чуть более минуты, шагал Бакулин, предпринявший удачную (как казалось в тот момент) попытку сбросить с колеса поляка.
Динис поднялся быстро и зашагал дальше. Уже после финиша я подошел к одному из тренеров сборной Франции и узнал, что на самом деле с Йоаном ничего серьезного не произошло. Просто от усталости у него заплелись ноги. Стресс, пережитый в момент соприкосновения с асфальтом, моментально привел Диниса в чувство.
Но в тот момент многим казалось, что падение стало прямым следствием усталости. Бакулина стали яростно, другого слова не подберешь, гнать вперед. Он сумел немного, секунд 10 - 15, отыграть у приходившего в себя Диниса, но дальнейшие события показали, что погоня за французом стала роковой со стратегической точки зрения.
Лидер сумел вернуться на те рельсы, с которых сошел минутами ранее, а вот комфортный для Бакулина темп был безвозвратно нарушен стремительной атакой, высосавшей из россиянина последние силы. Вскоре между ним и французом был восстановлен статус-кво, а затем Бакулин словно нажал на тормоза.
Уже не было речи не только о золоте, но даже о серебре. На последних пяти километрах от мужественно сражавшегося россиянина ушел поляк Судол. Откровенно "выживавшему" на последних трех километрах Бакулину досталась только бронзовая медаль, которая напомнила нам о том, что ходоки из Саранска люди, а не роботы.
Просто их бесконечные победы заставили нас об этом на время позабыть.
Чемпионат Европы. Барселона. Мужчины. Ходьба 50 км. 1. Динис (Франция) - 2:40.37. 2. Судол (Польша) - 3:42.24. 3. БАКУЛИН - 3:43.26. 4. Хеффернан (Ирландия) - 3:45.30. 5. Гарсия (Испания) - 3:47.56. 6. Де Лука (Испания) - 3:48.36…10. АНДРОНОВ - 3:54.22. КИРДЯПКИН - сошел.
23-летний бронзовый призер чемпионата Европы поразил тем, насколько четко мог формулировать свои мысли после 50-километровой дистанции.
Сергей Бакулин: "Испанцу от меня сто пятьдесят и пирожок"
Сергей БУТОВ
из Барселоны
Бакулин вошел в смешанную зону и журналисты ужаснулись. Сергей держался молодцом, но абсолютно синие губы и потухшие глаза выдавали его истинное состояние. Настрадался Бакулин на этих 50 километрах на месяцы вперед. Особенно на заключительной части тяжелейшей дистанции.
- Да, последние три километра тянулись очень долго, - согласился Бакулин. - Я в тот момент почему-то вспоминал своего отца, чье трудолюбие всегда являлось для меня эталоном. Он настоящий трудяга. Я шел и вспоминал о том, как он тащил на себе семью, троих детей. Если бы я не смог финишировать, мне было бы стыдно перед ним.
- А кто ваш отец?
- Простой работяга. Сварщик. С детства меня приучал к рыбалке, охоте. Зимой вместе проходили на лыжах по 30 - 40 километров. Поэтому спорт в моей жизни возник не случайно.
- Проиграть серебро за несколько километров до финиша было обидно?
- Очень! Поляк Судол, конечно, молодец, и я его поздравляю. Но уступать ему очень не хотелось. Проигрывать кому-то, с кем шел в одном темпе, всегда обидно. Не важно, кто перед тобой - знаменитый итальянец Швацер или кто-либо другой. Поражение от Диниса из Франции принять проще, потому что он был далековато, а вот поляк - досягаем. Потому и обидно.
- Вам всего 23 года. Вы намного младше тех, кому проиграли сегодня. Это совпадение?
- Думаю, что нет. Все-таки 50 километров - это опыт, опыт и еще раз опыт. Это был мой всего лишь четвертый "полтинник", поэтому трудно быть недовольным бронзой.
- Можете объяснить, чтобы стало понятно, в чем заключается преимущество опыта на такой дистанции?
- Понимаете ли, в организме вырабатывается привычка терпеть. Эта привычка с неба не сваливается, ее нужно вырабатывать. Причем делается это годами - от старта к старту, по крупицам.
- Закаляется характер?
- Да.
- Совсем молодой немец Линке сошел на второй половине дистанции. Но до этого прошагал несколько километров еле живым. Это тот самый пример закаливания характера?
- Естественно. Знаете, ходьба бывает непредсказуемой. Вот, к примеру, на чемпионате страны я проиграл Юрию Андронову на последних пяти километрах. Еще на отметке 45 км мое преимущество над ним составляло три минуты, а на финише я отстал от него на полторы. Трудно сказать точно, что тогда со мной случилось: то ли тепловой удар получил, то ли, как мы говорим, бензин закончился. Может произойти все что угодно.
- Когда наступает усталость, какое важное качество уходит первым?
- Думаю, у всех по-разному. Лично у меня "пропадает" таз. А когда движения тазом нет, остается одна "молотилка". Далеко с ней не уйдешь.
- Почему вы вообще выбрали "полтинник", эту жестокую дистанцию?
- В принципе я готов ходить все дистанции. Но могу объяснить, почему выбрал "полтинник" конкретно на этом чемпионате. В мае я выступил на Кубке мира в Мексике на "двадцатке". Но при этом прекрасно понимал, что мне трудно будет составить серьезную конкуренцию Стасу Емельянову. Стас набрал отличные кондиции, к тому же был свежим в отличие от меня. Поэтому я и выбрал "полтинник". Потому что это прежде всего - "терпежка".
- Можно ли сказать, что 50 км - ваша дистанция?
- Моя дистанция - 35 км. Хотя все зависит от подготовки. Мы же не просто так здесь встали и пошли "полтинник". Нас к нему готовили полтора месяца.
- Вам еще с погодой сегодня повезло.
- Точно, пофартило. Хотя была и сложность - километровый круг. Почему сложность? Голова устает. Шагаешь и из круга в круг видишь одно и то же. Приедается.
- Вы эти круги успевали считать?
- Никогда не считаю. Сегодня первые 10 км пролетели незаметно. Да и "двадцатка" махом промелькнула. В голове только мысль возникла: "О, как быстро!" А потом уже не до подсчета кругов было.
- Знаменитый испанец Гарсия, которому вы "сели на колесо" незадолго до финиша, вам здорово помог?
- Испанец-то? Очень здорово помог! Наверное, он увидел, как мне тяжело, и решил помочь. Гарсия большой молодец, спасибо ему. Как говорится, с меня сто пятьдесят и пирожок.
- Почему сошел ваш товарищ по команде Сергей Кирдяпкин, не знаете?
- Точно нет. Я Сергея еще не видел после финиша. Могу только предполагать. Знаете, бывает, что выходишь на старт и с первых же метров начинается "терпежка". Выхода два - либо гробить здоровье, либо превратиться в статиста, шагая на 20-е место. Я думаю, что Сергей просто не хотел соглашаться ни на то, ни на другое.