Дождевую гонку выиграл Шустов
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
В четверг россиянин Александр Шустов стал чемпионом Европы в прыжках в высоту, обыграв лидера мирового сезона - своего соотечественника и друга Ивана Ухова.
Сергей БУТОВ
из Барселоны
На бумаге российское трио в составе Ухова, Шустова и Алексея Дмитрика было безоговорочным фаворитом. И все вместе и по отдельности. Если претензии Дмитрика и были мною только что преувеличены, то не сильно.
Взглянем на рейтинги нынешнего сезона. Его лидером являлся Ухов, который не далее как неделю назад на очередном этапе "Бриллиантовой лиги" в Монте-Карло показал 2,34. Следом за ним с результатом 2,33 шла целая группа товарищей, включая Шустова, которому эта высота покорилась дважды. Кроме того, чемпионом России Александр стал, взяв 2,32. Наконец, Дмитрик. В июне в солнечном Марокко Алексей показал 2,31, и хотя ничего уж такого особенного данная высота собой не представляет, это все равно выше, нежели 2,30, которые брал в сезоне сильнейший из тех наших конкурентов, что вышли вчера в сектор Олимпийского стадиона в Барселоне, - швед Линус Торнблад.
В общем, россияне действительно имели все основания на золото (и даже на серебро с бронзой). Единственное, что могло полностью спутать карты, - непогода. И она пришла - по всем правилам спортивного триллера.
В 17.00 по местному времени, когда небо над всей Испанией, как и положено, было абсолютно безоблачным, на трибуну для прессы прорвался батальон волонтеров, которые принялись яростно натягивать дождевые чехлы на дорогостоящие мониторы, установленные на столах. Волонтерам явно было известно нечто большее, чем дремавшим за своими рабочими местами репортерам.
Мы тоже скоро оказались в курсе. Минут за 15 до старта, в момент разминки прыгунов, ливануло так, что непокрытые трибуны опустели в минуту. Героически мокнуть под ним остались лишь прыгуны в секторе, нацепившие пластиковые балахоны. А самые продвинутые из них раскрыли зонты. Темнокожий британец Мартин Бернард с таким зонтом и вовсе затанцевал. Оказывал, надо понимать, на соперников психологическое давление.
Дождина, ливший (если не из ведра, то как минимум из чайника) не менее получаса, налил в прыжковый сектор целое море. Но беречь спортсменов никто и не собирался - не теннисисты, в конце концов. Турнир они начали с 2,19. Давайте конспективно пробежимся по их соревновательному вечеру.
2,19 Ухов и Шустов взяли с первой попытки, Дмитрик - со второй. На 2,23 сорвался Ухов, но со второй справился. На 2,26 серьезно подвис дебютант международных соревнований такого уровня Дмитрик, но все-таки взял себя в руки и третьим прыжком высоту одолел.
На 2,29 в секторе остались семь атлетов, включая трех россиян. Но для чеха Ярослава Бабы, украинца Александра Нартова и того же Дмитрика это было уже высоковато. Совершенно неожиданно с первой попытки планку легко преодолел танцор Бернард, тогда как Ухову, Торнбладу и Шустову пришлось попотеть. Все в итоге 2,29 взяли, но Ухов только с третьей попытки.
Судьба медалей решалась на 2,31, так как на эту высоту вышли только четверо. Здесь уже пришел черед проявлять чудеса выдержки Шустову, допрыгавшемуся до третьей попытки. Его знаменитый наставник Евгений Загорулько, которого выхватила телевизионная камера, едва сдерживал эмоции. Шустов завел и себя, и трибуны - и сделал-таки то, что от него ждали. В этот момент дрогнули нервы как у Торнблада, так и у Бернарда, так что стало понятно: на 2,33 нас ждет российская разборка за золото.
Но головокружительной дуэли не получилось. Получилась просто дуэль, где все решилось очень быстро. Шустов справился с 2,33 с первой же попытки, а Ухов - нет. Припертый к стенке, Иван поднял планку до 2,35 (высота лучшего результата сезона в мире), но ничего поделать не смог.
Шустов же отпраздновал первый в карьере крупный международный успех. Надеемся, что не последний.
Чемпионат Европы. Барселона. Мужчины. Высота
1. ШУСТОВ - 2,33. 2. УХОВ - 2,31. 3. Бернард (Великобритания) - 2,29. 4. Торнблад (Швеция) - 2,29. 5. Баба (Чехия) - 2,26. 6. Нартов (Украина) - 2,26. 7. ДМИТРИК - 2,26.
Алёхина - лучшая в квалификации
Во вчерашней квалификации в тройном прыжке Надежда Алёхина показала лучший результат - 14,93. Правда, россиянке помогал попутный ветер 3,7 м/с.
- Прыжок действительно получился, - сказала Алехина после квалификации специальному корреспонденту "СЭ" Сергею БУТОВУ. - Попала на планку практически идеально. После чемпионата России в Саранске я нигде не выступала, готовилась к Барселоне. Надеюсь, смогу показать здесь свой максимум. Во всяком случае, настроение хорошее, боевое.
Квалификационный барьер также преодолела Алсу Муртазина, а Наталья Кутякова не смогла.
В прыжках с шестом из россиян в основной турнир вышел лишь Дмитрий Стародубцев. Леонид Кивалов и Александр Грипич соревнования завершили.
Не смог пробиться в полуфинал на 110 м с/б Константин Шабанов.
Интервью "СЭ" дала серебряный призер в беге на 10 000 м.
Инга Абитова: "На меня поставили, как на лошадь"
Сергей БУТОВ
из Барселоны
С 28-летней выпускницей Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний надо держать ухо востро. После завершения пресс-конференции я поздравил Ингу с серебряной медалью, но поинтересовался, как следует расценивать этот результат с учетом ее чемпионства четыре года назад. Не шаг ли, дескать, это назад? И чуть не был за это наказан.
- Что значит - шаг назад? - угрюмо переспросила 153-сантиметровая Абитова, подняв бровь, и мне стало страшно. - Жизнь не стоит на месте. Всякий раз у спортсменов бывает разный уровень готовности, разные условия, тренировочные и соревновательные. Победа была четыре года назад, и с тех пор утекло много воды. На сегодняшний день я полагаю, что второе место для меня - результат хороший. Перед стартом я сомневалась насчет победы, но на медаль, конечно, настраивалась.
- Элван Абейлегессе из Турции, которая сегодня победила, четыре года назад сошла с дистанции. Хотя считалась явным фаворитом. Можно сказать, что судьба вернула ей долг?
- Каждый достоин того, что он имеет.
- Случилось что-либо особенное во время вашего забега?
- Всякий раз случается что-нибудь особенное. Ведь каждый старт не похож ни на один другой. В Гетеборге четыре года назад было очень быстрое начало и ровный жесткий темп на протяжении всего бега. Здесь, наоборот, работали спокойно и потихоньку натягивали. Кто-то бежал впереди сразу, кто-то, как я, набегал. Все работали, исходя из своего состояния.
- Что случилось с Лилией Шобуховой? Почему она сошла в районе пятого километра?
- Не знаю. Не видела ее после финиша. Может быть, плохое самочувствие. Возможно, не смогла остаться на той скорости, что запланировала.
- Вы выглядели довольно свежей на протяжении всего забега. Во время подготовки все прошло гладко?
- Да, без форс-мажора. Нормальная была подготовка. Нам с тренером (Владимиром Тимофеевым. - прим. С.Б.) пошли навстречу и освободили от отбора на это первенство, за что я руководству федерации благодарна. Меньше сил израсходовала. С другой стороны, это очень большая ответственность - выступать без отбора. Всякие в спорте бывают ситуации. Что-то может не заладиться, и ты не оправдал надежд, которые на тебя возложили.
- Никогда не думал, что профессиональные спортсмены так переживают из-за этого.
- Еще как переживают. Ведь о чем идет речь? Фактически на тебя поставили, как на лошадь. Я, конечно, образно говорю. Стоит не оправдать надежд, как начинаются разговоры за спиной о том, что ты кому-то место перекрыла. Хотя любое соревнование - это ж лотерея, кто что вытянет.
- А что, много таких разговоров?
- Хватает. И раньше хватало.
- Вы сказали о тренере. Как у вас выстроены с ним отношения?
- Интересно выстроены. Я максималистка, хочу всего и сразу, а тренер - фаталист. Ну, или старается таковым передо мной казаться. Но поджилки-то все равно наверняка трясутся во время турниров. У нас с ним не принят авторитарный подход. Скорее это можно назвать двусторонним процессом обмена мнениями. Думаю, что он все же прислушивается к тому, что я говорю. Особенно когда я чем-то недовольна и высказываю свое мнение - об ощущениях, о том, как я на скорость выхожу - играючи или нет, о том, нравится мне работа или не очень.
- Вы специализируетесь на марафонах и полумарафонах. Вам вообще "десятка" нравится?
- Нравится там, где есть результат, понимаете? Я по юниорам "полуторку" и "тройку" бежала. Очень нравилось! Когда побеждала, конечно. А так, можно и сто метров пробежать и возненавидеть их.
- Я к тому, что есть люди, которые бегают марафон для заработка, а "десятку" для души?
- Вот и вы туда же - про заработки. Знаете, времена, когда за мастера спорта раздавали квартиры от какого-нибудь завода, остались в далеком прошлом. Да, мы стараемся заработать, когда представляется такая возможность. Но меня страшно раздражают все эти разговоры о том, как они, то есть мы, на "коммерции" ногами молотят, а на "официалке" ничего не могут сделать. Хотя я стараюсь близко к душе все это не принимать, потому что считаю, что подобное говорят недальновидные люди.
Как в четверг сообщал "СЭ", чемпионом Европы в беге на 100 м стал 20-летний француз Кристоф Лемэтр с результатом 10,11.
Первый спринтер на деревне
Сергей БУТОВ
из Барселоны
Усэйн Болт после своей победы никогда бы не сел в зале для пресс-конференций с краю, как это сделал Кристоф Лемэтр поздним вечером в среду. Это главное отличие между лучшим спринтером мира и лучшим спринтером Европы. Разумеется, кроме уровня их результатов и цвета кожи.
Последнее в случае с Лемэтром приобретает едва ли не решающее значение, потому как его результаты в планетарном масштабе нельзя назвать заурядными, но и выдающимися не назовешь. Только вот Лемэтр - белый, и это все меняет.
Три недели назад в Валансе на чемпионате Франции, где проходил отбор на первенство Европы, Лемэтр стал первым в истории белокожим атлетом, которому удалось выбежать из 10 секунд на стометровке. Результат юного француза - 9,98 - будет золотыми буквами вписан в историю европейской легкой атлетики. До этого все европейцы, бежавшие "девять с чем-то", были темнокожими, чаще всего выходцами из Африки.
Мужская стометровка была и остается гвоздем программы любых легкоатлетических стартов, но наличие в финальном забеге Лемэтра и действующего чемпиона Европы Дуэйна Чэмберса обещало особую интригу. Француз вновь, как и в предварительных забегах, ушел со стартовых колодок в числе последних, но успел прогреть мотор и в результате смог обойтись без фотофиниша.
Стартовая реакция - важный элемент, но все же не решающий. Скажем, Болт регулярно проигрывает старт, но это не мешает ему бить мировые рекорды. Что до Лемэтра, то я здесь, в Барселоне, слышал разговоры о том, что, мол, плохая реакция Кристофа является следствием серьезного психологического удара, полученного им в ходе мирового первенства-2009.
19-летний на тот момент француз приехал в Берлин, только что победив на 100-метровке юниорского первенства Европы с результатом 10,04, был полон надежд, и все такое прочее. Но там молодого Лемэтра встретило такое внимание средств массовой информации, что парень быстро скис, а тренерам приходилось едва ли не прятать его от репортеров. Предварительную стадию Кристоф преодолел, но в четвертьфинале оконфузился, дважды совершив фальстарт. От того, что произошло в Берлине Лемэтр, как сказал он сам, не оправился до сих пор.
С другой стороны, провал в Берлине помог ему немного почерстветь душой. Знакомые французские журналисты, работающие в Барселоне, рассказывали, что Кристоф в какой-то момент в психологическом развитии застрял где-то посередине между "добрым отзывчивым юношей" и "инфантильным подростком". Оплеуха в Берлине заставила его повзрослеть. Но все же не до неузнаваемости.
В смешанную зону после своей победы Лемэтр явился в какой-то дурацкой соломенной шляпе, под которой скрывалось мальчишеское еще лицо, с торчащим пучком усов. Раздавая интервью, Лемэтр отчаянно кривлялся, пытаясь быть Болтом, и смотреть на это со стороны было забавно. Тем не менее при ближайшем рассмотрении француз впечатлил: высокий, но не высоченный (189 см), крепкий, но не здоровенный. В свое время привычный образ спринтера, накачанного, словно воздушный шар, нарушил все тот же Болт. Но даже на фоне ямайца мускулатура Лемэтра выглядит совсем еще сырой и... тем самым подсознательно вызывает доверие. Так как косвенно свидетельствует об отсутствии стероидной базы в его подготовке, как бы цинично это ни звучало.
Кстати, на пресс-конференции Лемэтра прозвучало слово musculature, произнесенное Кристофом по-французски. Но целиком фразу расслышать не удалось - в комнате вот уже который день отвратительно работали микрофоны. А официальному переводчику на английский язык пассаж про мускулатуру показался лишним, и он укоротил по своему усмотрению. Жаль. Было ли любопытно узнать, о чем шла речь.
- Кристоф, верите ли, что когда-нибудь сможете опередить Болта? - спросил Лемэтра все на той же пресс-конференции корреспондент "СЭ".
- Мы не знакомы с Усэйном вне дорожки, - ответил француз. - И я больше сконцентрирован на том, чтобы улучшить собственный результат, нежели на том, чтобы угнаться за Болтом. Всему свое время.
- Мне было важно реабилитироваться за то, что произошло в Берлине, - заявил Лемэтр в начале общения с прессой. - Я работал этот год как проклятый и не хотел, чтобы со мной повторилось нечто подобное. Когда ушел со стартовых колодок последним, я чуть из штанов не выпрыгнул, гнал вперед как сумасшедший, чтобы быть первым. И сейчас испытываю большое удовлетворение и даже определенную гордость.
- Рассчитывали ли вы пробежать в Барселоне быстрее 9,98?
- Я мог только мечтать об этом. Знаете, сейчас меня вполне устраивает победа. А следующая моя цель на стометровке - 9,90.
О Лемэтре мы еще услышим на этом чемпионате. Впереди 200-метровка, где француз смотрится неплохо. Все в том же Валансе ему удалось повторить рекорд страны на этой дистанции - 20,16. И с таким результатом у него есть все основания рассчитывать на победу, а с учетом крепкой как никогда французской эстафеты - и вовсе на хет-трик, подобный хет-трику Болта в олимпийском Пекине и годом спустя в Берлине.
Если это произойдет, Лемэтр будет обречен на постоянное сравнение с феноменальным Болтом. В конце концов, когда ямайцу было 20 лет, его лучшим результатом на стометровке было 10,03, а не 9,98, как у француза. Так что Лемэтр, этот первый спринтер на деревне, еще погонит "городских". Дайте только время.