Сделано в Саранске
Специальный корреспондент "СЭ" побывал в Саранске, который называют мировой столицей спортивной ходьбы. А как же иначе, если на недавнем чемпионате мира в Берлине мордовские спортсмены завоевали три золотые медали из трех возможных!
До Берлина считалось, что все золото в спортивной ходьбе в одни руки - то есть спортсменам одной страны - судьи не отдадут никогда. Две победы россиян, как в олимпийском Пекине, - уже чересчур, а три - да не бывать такому! Но саранские ходоки Ольга Каниськина, Валерий Борчин и Сергей Кирдяпкин под руководством тренера Виктора Чегина взяли все золото чемпионата мира. Получается, на наших глазах переписали историю.
Еще в Берлине пошла гулять шутка о том, что если бы Мордовия заявилась на чемпионат отдельным государством, то заняла бы в официальном медальном зачете… 5-е место. Хотя какие тут шутки, когда маленькая республика завоевывает в 3 раза больше золотых медалей, чем вся остальная Россия!
Мало кто знает, что в нынешнем году ходоки из Саранска к тому же выиграли золотые награды на юниорском чемпионате мира и Универсиаде-2009. Победили на чемпионатах Европы для спортсменов не старше 20 и 23 лет.
Выходит, берлинский триумф - всего лишь верхушка айсберга? Но откуда взялась в Саранске эта фабрика спортивных звезд? Как долго она просуществует? В чем вообще заключается феномен мордовской школы ходьбы?
С такими мыслями спецкор "СЭ" отправился в Саранск, где в минувшую субботу состоялся заключительный турнир сезона ходоков - Финал "Гран-при IAAF".
ТАЛОНЫ НА УСИЛЕННОЕ ПИТАНИЕ
Поезд мчал на юго-восток. Ночь пролетела незаметно, и теперь гости финала суматошно готовились к торжественной встрече на перроне. "Будут телекамеры", - пугали бывалые. Мы верили, потому как слышали рассказы о встрече Валерия Борчина после его победы в олимпийском Пекине. Хлеб-соль, оркестр, песни и пляски. Встречать в Саранске умеют.
В проходе вагона, засмотревшись на пейзажи, держала равновесие живая легенда мировой ходьбы норвежка Кьерсти Платцер. У них в Норвегии ночные поезда такая же редкость, как космические ракеты, но Платцер, будущая победительница женского "Гран-при", с перекинутым через плечо полотенцем и выдавленной на зубную щетку пастой, ничем не отличалась от завсегдатаев скорого поезда "Харьков - Ереван". В этот момент я пожалел, что в Саранске проводится "Гран-при" по ходьбе, а не полноценный чемпионат мира. Очень захотелось, выйдя из купе, потолкаться в утренней очереди в туалет с Усэйном Болтом. Или Бланкой Власич.
Для небольшого Саранска и Финал "Гран-при" сродни чемпионату мира. Заметное событие в общественной жизни города. Новости о ходьбе и ходоках обосновались на страницах местных газет столь же прочно, как прогноз погоды. В свежих "Известиях Мордовии" заметка о том, что двукратный чемпион мира Сергей Кирдяпкин награжден медалью "200 лет МВД", умудрилась не затеряться среди громких заголовков: "Ударим штрафами по авторазгильдяйству!" и "Мордовские корни Льва Толстого". "Уже четвертый год спортсмен служит в рядах милиции инспектором дорожно-патрульной службы отдельного батальона ДПС ГИБДД МВД по Республике Мордовия в звании старшего лейтенанта", - уточняли "Известия".
Большинство гостей финала разместились в гостинице "Саранск", что на Коммунистической улице. Там нас ожидал теплый прием и талоны на питание. Как выяснилось позже - усиленное.
В самом городе, несмотря на разгар осени, бьют фонтаны. Тихий, провинциальный Саранск трижды за последние годы получал звание "Самого благоустроенного города России". Здесь действительно уютно. Хорошие дороги, много зелени. В качестве колорита - вырванные из 80-х палатки с квасом, по 5 рублей за стаканчик.
Весь центр можно обойти менее чем за час. Прямо по соседству с "Саранском" - стадион "Светотехника". Здесь играет местная футбольная команда "Мордовия", на днях оформившая путевку в первый дивизион. Ее следующий домашний матч назначен на 1 октября с "Тольятти", а пока здесь вяло семенит по легкоатлетической дорожке группа студентов: через дорогу от стадиона - главный корпус местного МГУ. Мордовского государственного университета.
О КУЛЬТЕ ЛИЧНОСТИ
Впрочем, футбол в Саранске - редкий случай - находится в тени легкой атлетики. И с развешанных по всему городу плакатов вам улыбаются вовсе не футболисты, а ходоки, чемпионы мира и Олимпийских игр. Почти на всех плакатах фигурирует и Виктор Чегин. Возможно, самый успешный тренер во всем мире. Без рассказа о нем не понять феномена саранской школы ходьбы.
Виктор Михайлович на самом деле - Чёгин. Впрочем, из-за регулярного игнорирования буквы "ё" в печатном русском языке, об этом догадываются не все. Точно так же в свое время из Лёгкова превратился в Легкова один из лучших действующих российских лыжников.
Из Москвы кажется, что Чегин остается несколько в тени своих воспитанников-чемпионов. Но когда я ему об этом скажу, он только рассмеется: "Это я-то в тени?!"
Двухдневные наблюдения натолкнули на мысль о том, что в Мордовии по отношению к Чегину процветает настоящий культ личности. Этого человека знает в лицо все взрослое население республики. Его именем назван центр олимпийской подготовки (ЦОП). Он первый в истории республики полный кавалер ордена Славы. Ему, почетному гражданину республики, в скором времени будет поставлен в Саранске прижизненный памятник. Логичный вопрос - как относится к такому вниманию к собственной персоне сам Чегин? Показалось, что с определенной долей иронии. Хотя и не без гордости. Ведь Чегину всего 47. А ему уже не прощают серебряных медалей.
Чегин - тренер молодой по возрасту, но не по стажу. Тренировать начал с 10-го класса. Работал с лыжниками, биатлонистами, футболистами. Зачастую подопечные были старше своего тренера. Наверное, именно с тех пор Чегин умеет найти общий язык с каждым. Из его интервью газете "Мордовия С" можно узнать, что Чегин служил на границе с Афганистаном. В городке, о существовании которого в свое время знали все советские школьники. "Самая южная точка СССР - Кушка". Воевать не воевал, но тамошний колорит прочувствовал - тиф, желтуха, вши.
После дембеля Виктор Михайлович возобновил тренерскую карьеру. В какой-то степени ему повезло с первой вышедшей на серьезный международный уровень ученицей - чемпионкой мира-1995 Ириной Станкиной. В распоряжении Чегина и до того были сильные спортсмены, но Станкина, которой тогда было 18 лет, выделялась на общем фоне. Именно после победы Ирины в Саранске и был открыт центр подготовки ходоков. Это была точка отсчета. Процесс пошел - в прямом смысле этого слова.
Говорят, в олимпийском Пекине в глазах Чегина стояли слезы. Это не очень-то вяжется с имиджем требовательного, жесткого, порой даже жестокого наставника. Впрочем, кто вообще сказал, что тренер должен быть мягким и рассуждать с учениками о живописи? Основа основ отношений Чегина с учениками - дисциплина. Разводить демократию в спорте он не позволяет, ни себе, ни другим.
Как результат - у чегинских учеников нет завышенной самооценки. Те же Каниськина, Борчин и Кирдяпкин - скромные, открытые, дружелюбные ребята. В свое время восходящей звездой мировой ходьбы считался другой воспитанник Чегина - Роман Рассказов. Но был, несмотря на статус чемпиона мира, безжалостно выведен из группы, когда стало ясно, что его звездная болезнь лечению не поддается.
Сами же спортсмены в Чегине души не чают. Понимают что к чему. И благодаря кому они стали всемирно известными.
ДОСТАЛОСЬ И БОРЬБЕ НА ПОЯСАХ
Ровно в полдень в местном Белом доме, где бьется правительственный пульс республики, началась церемония вручения грантов мордовским спортсменам и тренерам за 2008 год. В зал нас проводил солидный мужчина в сером пиджаке - министр спорта Мордовии Владимир Киреев.
В президиуме к тому моменту рассаживались уважаемые люди - олимпийские чемпионы Валерий Викторович Борчин и Ольга Николаевна Каниськина, усиленные двукратным чемпионом мира Сергеем Александровичем Кирдяпкиным. Сергей Александрович, нечастый гость в президиумах, искал глазами в зале супругу Анисию (она тоже ходок и в Берлине лишь чуть-чуть не дотянула до пьедестала), по большей части был задумчив и чувствовал себя в пиджаке и галстуке не в своей стихии, словно выброшенный на берег дельфин.
Зазвучал, кажется, штрауссовский вальс, все расслабились, и если бы не серьезный статус мероприятия, кто-нибудь из гостей обязательно вытащил бы из президиума Ольгу Николаевну и закружил ее в танце.
Дикторы, мужчина и женщина, тут все политкорректно, объявили о появлении главы республики Николая Меркушкина. После его вступительного слова началось вручение дипломов, к каждому из которых прилагалась по красной розе. Каниськиной их досталось две - еще одну галантно преподнес Валерий Викторович.
Всего в тот день награды нашли аж 118 героев. Не забыли никого, от победителей Пекина до чемпионки мира по фитнесу, бронзового призера юниорского первенства мира по пауэрлифтингу и даже медалистов международных соревнований по борьбе на поясах. Стоит отметить, что многих грантополучателей глава республики знает в лицо, остальных - по именам. Позже министр Киреев расскажет, что Мордовия тщательно следит за всеми без исключения успешными спортсменами, вне зависимости от вида спорта, олимпийского или не очень. При этом денежные премии колеблются от 5 тысяч рублей за победу, скажем, в молодежном первенстве России в неолимпийском виде спорта, до 120 тысяч - чемпионам мира и Олимпийских игр.
Затем были вручены еще 50 грантов. На этот раз тренерам, причем детским. Самым незащищенным. Тем, которые рано или поздно отдадут своих воспитанников более маститым коллегам, а те будут получать за них высокие звания. Поддержка молодых тренеров - такая же немаловажная часть стратегии развития мордовского спорта, как и поддержка молодых спортсменов.
И ГДЕ ТЕПЕРЬ БАНДИТАМ "СТРЕЛКИ" ЗАБИВАТЬ?
Еще лет пятнадцать назад Мордовия считалась одним из самых неблагополучных в криминальном смысле регионов страны. К общей нестабильной атмосфере России середины 90-х добавлялись давние связи Мордовии с исправительными лагерями, концентрация которых в советские времена была здесь очень высокой.
"И не спится мне ночью черною
Возле лагерной проходной,
Ах, Мордовия, заключенная!
Ах, Мордовия, край родной!"
Эти строки были актуальны еще в недалеком прошлом. А теперь чуть вдалеке от центра - на месте, где в 90-х устраивались бандитские "стрелки", стоит новенький ледовый дворец с двумя хоккейными коробками. Недавно здесь был организован боксерский поединок с участием экс-чемпиона мира в тяжелом весе Олега Маскаева. И где, скажите, теперь бандитам "стрелки" забивать?
По дороге в ЦОП, где с минуты на минуту должна была начаться церемония переименования его в ЦОП имени Виктора Чегина, в окнах автомобиля то и дело проплывали спортивные объекты. Среди других - универсальный спорткомплекс "Мордовия", функционирующий, между прочим, с 6 утра до 11 вечера. Там занимаются одновременно 19 видами спорта, а дети - бесплатно.
Есть еще теннисный центр имени Шамиля Тарпищева, гимнастический центр имени Леонида Аркаева, лыжно-биатлонный комплекс, где будет базироваться недавно созданная лыжная экспериментальная группа "Сочи-2014". Плюс в Саранске работает целая сеть СДЮШОР. Среди них - борцовская (имени олимпийского чемпиона Афин Алексея Мишина) и боксерская (имени Олега Маскаева).
Другое направление деятельности саранских властей - приглашение уже состоявшихся спортсменов, с именем. На легкоатлетическом стадионе "Старт", оказывается, предусмотрены персональные сектора для толкательницы ядра Анны Авдеевой и метателей диска Богдана Пищальникова и его родной сестры Дарьи. Несмотря на дисквалификацию Дарьи (ее имя фигурировало в так называемом "деле семи"), финансирование ей не было урезано ни на копейку.
Строительство спортивных объектов идет в Саранске такими же темпами, с каким в Москве возводятся торговые центры. То есть стахановскими. И сколько еще планируется построить! Например, едва ли не первый в мире крытый круглогодичный комплекс для занятий набирающей популярность у молодежи олимпийской дисциплины велоспорта - BMX. Саранск, если я правильно понял главу республики, намерен претендовать даже на включение в российскую заявку на проведение чемпионата мира по футболу 2018 года, ради чего город готов построить новую 40-тысячную футбольную арену (в этом случае "Светотехника" перейдет в распоряжение легкоатлетов).
В общем, планов громадье. При этом думают в Саранске не только о количестве, но и об эффективности. В основе концепции строительства объектов воспетая в Америке модель шаговой доступности, которой так трудно следовать, например, в Москве.
ЦОП ЧЕГИНА И ПЕТУХ КИРДЯПКИНА
Вишенкой на торте спортивной инфраструктуры Саранска все же считается ЦОП, прогремевший в Берлине на весь мир. Именно здесь - наша следующая остановка.
Сам Центр - это компактное трехэтажное здание со своим легкоатлетическим стадиончиком. Неподалеку лесок, где ходоки лавировали между деревьями во времена, когда никаким Центром тут еще не пахло.
Экскурсию по нему взялся провести сам Чегин. С гордостью показывал нам развешанные на стенах проекты будущего - гостиницы, бассейна, нового крытого манежа.
Главный этаж здесь - второй. Тут восстановительный центр, просторная сауна, напротив которой комната отдыха с кожаным диваном и огромным телевизором. По пути заглянули в прачечную, где трогательно развешаны чьи-то маечки и носочки. Сами спортсмены от стирки освобождены. В медицинском центре с современным оборудованием с десяток кушеток для массажа. Здесь же кабинет главного тренера, куда нас, впрочем, не пригласили. В Центре постоянно живут 52 спортсмена, размещающиеся в 26 комнатах. Пару таких комнат нам показали. Две кровати, две тумбочки, два стула, ванная, туалет - никаких излишеств. Обстановка, говорят, одинаковая у всех.
Настоящая гордость ЦОПа - ресторан, посещение которого для гостей строго обязательно. Мы тоже зашли отобедать чем бог послал. Стол ломился от яств. Сами ходоки говорят, что так их кормят всегда, просто не в тех количествах. Без сна и отдыха трудится где-то в углу кофеварочная машина, в недрах которой, отчаянно шипя и ругаясь, рождается очень приличный эспрессо.
Поварихам уже хорошо известны кулинарные преференции спортсменов (Каниськина, например, любит курицу), и они стараются идти навстречу спецзаказам. Еда всегда свежая и одноразовая. Как и на легкоатлетической базе в итальянском Формио, где Елена Исинбаева работает с тренером Виталием Петровым, борщи три дня подряд тут никто не ест.
Пока все обедали, Каниськина, доедая очередной кусок дыни, увлеченно рассказывала про недавнюю поездку в Питер, где до того не бывала. Ее внимательно слушала чета Кирдяпкиных, глава которой по-прежнему маялся в костюме. Говорят, Сергей с Анисией поселились где-то за городом, ведут хозяйство. Про кирдяпкинского петуха по Саранску бродят всякие нехорошие слухи. Дескать, забияка, хулиган, и в драке даст фору любому доберману.
БОРЧИН, БУДЬ ЧЕЛОВЕКОМ!
Длинный день никак не кончался. Вечером мы с Валерием Борчиным и его менеджером, бывшим рекордсменом России в спринте Александром Порхомовским отправились общаться в более неформальной обстановке. С Борчиным мы подружились в прошлом году, когда вместе фотографировались с Усэйном Болтом на гала-вечере Международной федерации легкой атлетики в Монте-Карло. Валера заехал за нами на своем "президентском" BMW X5.
- Ну что, заметку собрался писать? - хитро улыбнулся Борчин. - Про петуха Кирдяпкина слышал? Ну тогда я не знаю, что еще тебе рассказать.
Надо заметить, что машину Борчина в городе знают. Оттого и водит он соответствующе. Порой позволяя себе отличающуюся от официальной трактовку правил дорожного движения. Пока вроде не попадался. А когда попадался - отпускали. Да еще честь отдавали. Хорошо быть олимпийским чемпионом в Саранске.
Борчин, Каниськина и Кирдяпкин во всех интервью искренне благодарят руководство республики за поддержку и созданные условия. Но это тощий ручеек по сравнению с мощными фонтанами любви и уважения, которые бьют сверху вниз. Ведущие спортсмены получают в Саранске большие привилегии. Квартиры, машины, крупные денежные премии. Не говоря уже о сумасшедшей популярности. Борчину, парню из простой рабочей семьи, понадобилось время, чтобы к этому привыкнуть. "Тут надо еще суметь человеком остаться", - вздохнул он. Очень важные, на самом деле, слова.
Узнают Валерия не только гаишники. Девушки тоже, особенно молодые и симпатичные. Да и официанты заискивающе интересуются: "Завтра выступаете?"
- Если б выступал, здесь бы в такое время не сидел, - отрезал Борчин.
Профессионал!
Валерий познакомил нас со своим первым тренером - Сергеем Климкиным. Утром мы его видели в Белом доме в числе получателей грантов. Он один из "подносчиков снарядов" для группы Чегина. Они с Борчиным принялись вспоминать первые годы сотрудничества. Валерий без особенных успехов занимался лыжами, когда его заприметил Климкин.
- Валерка жил тогда за городом, в деревне, - рассказал Климкин. - Каждый день ходил пешком по несколько километров на тренировку.
- Ага, - подхватил Борчин. - А однажды, до сих пор помню, мороз жуткий стоял, за тридцать градусов. Позвонил Сереге: "Будет занятие?" "Еще бы", - отвечает. Ну я и пошел в город. А он вышел на тренировку ради меня одного.
Система, выстроенная Чегиным в Мордовии, функционирует эффективно прежде всего потому, что это - настоящая система. В ней задействовано множество тренеров, в том числе детских. Скажем, Климкин отдал Борчина в группу Чегина вовремя, и тот сумел раскрыться в тренировочных условиях, каковыми сам Сергей не обладает. Но при этом Климкин не только не остался не у дел, как это часто случается в спорте, но до сих пор материально заинтересован в победах своего подопечного. Более того, иногда при переходе к Чегину первый тренер спортсмена сразу получает определенную финансовую компенсацию.
При такой пирамиде остается очень мало обиженных и очень много заинтересованных в том, чтобы их ученики тренировались именно в чегинской группе. Селекция, этот "деревенский чес" по всей республике, проходит весьма успешно. Практически ни один мало-мальски талантливый спортсмен из тренерского поля зрения не ускользает. Тем более сейчас, когда в Мордовии в прямом смысле этого слова нет отбоя от желающих заниматься ходьбой. В этом-то и заключается талант и мастерство Чегина-организатора.
…На следующий вечер мы прощались с Саранском, многое узнав об этом городе и живущих здесь людях.
Не забыть длинную очередь на входе к стадиону "Старт", где почти в проливной дождь проходила церемония открытия Финала "Гран-при IAAF". Толпы людей промокли насквозь лишь ради того, чтобы своими глазами увидеть победителей берлинского первенства, - и сказать им спасибо.
Не забыть и ажиотаж, сопровождавший сам финал, хоть начались соревнования ранним субботним утром. Мы сумели воочию убедиться в невероятной популярности Каниськиной, Борчина и Кирдяпкина, с которыми сфотографировалось, наверное, полгорода. И не могли не заметить обожающих детских глаз, ловивших каждый вздох своих кумиров.
Очень может быть, что это были глаза будущих подопечных Виктора Чегина. А, значит, будущих чемпионов. По-другому в Саранске не умеют.
Саранск - Москва