«Есть ощущение, что перед Дохой нам снова не вернут флаг»
У Полины Миллер нетипичные для российской бегуньи фамилия и судьба. В свои 19, она уже участвовала во взрослом чемпионате Европы и готовится к чемпионату мира. Она выступает на 400-метровке — дистанции, где доминируют представительницы США и стран Карибского бассейна. Недавно Полина выиграла престижный турнир в Мадриде с результатом 51.00. Это новый рекорд России среди юниоров, причем предыдущий — 51.31 — был установлен в далеком 1999 году и принадлежал будущей звезде Олесе Зыкиной. Конечно, говорить о том, что Миллер выиграет медали на ближайшем чемпионате мира или Олимпиаде пока рано. Но в своем возрасте — она безусловный мировой лидер.
Настраивалась бежать и кайфовать
— Перед стартом в Мадриде тренер попросила меня бежать в свое удовольствие, — сказала Миллер. — Свои цели на сезон я выполнила, выиграла в июле юниорский чемпионат Европы. Теперь оставалось выступать просто для себя, для развития. Я так и настраивалась: бег — это мое любимое дело, значит, нужно выходить и кайфовать.
— Вы же впервые выиграли на таком уровне у взрослых соперниц?
— В прошлом году я победила на турнире в Польше. Но он был не такой крупный, как в Мадриде.
— Вы держали в уме юниорский рекорд России?
— Нет, скорее хотела выполнить олимпийский норматив для Токио — 51.35. Это тоже было заметно выше моего предыдущего личного рекорда. Этот результат очень желательно было показать уже в нынешнем сезоне, потому что срок заявок на Игры закрывается в конце июня 2020-го. В будущем году на это почти не оставалось времени.
— Зыкина поздравила вас с достижением?
— Конечно, мы с ней очень тепло пообщались. Она сказала, что рада, что этот рекорд побила именно я.
Тренируюсь в тире, где протекает крыша
— Недавно на Европейских играх в Минске вы впервые выступили на международных соревнованиях в российской форме, а не в нейтральном статусе. Это что-то меняет?
— Конечно. Когда надеваешь форму, как-то особенно стараешься показать себя с самой лучшей стороны. Я реально ощущала гордость за свою страну.
— Ваш земляк Сергей Шубенков сейчас ведет кампанию в защиту манежа в Барнауле, который хотят закрыть. Вы же тоже там тренируетесь?
— Конечно. Летом я бываю на сборах в Новогорске и в Сочи, но зимой большую часть времени провожу в этом манеже. Там, конечно, ужасное покрытие, с дырками. Второе место для тренировок — это тир, где есть дорожки четыре длиной 60 метров. Там очень грязно и постоянно протекает крыша.
— Почему вы не переедете в какой-то другой город?
— Я об этом даже не думала. Пока я живу дома и никуда не собираюсь. Слышала, что сейчас вопрос с манежем решается и есть шанс, что его все-таки не закроют.
— Ваша тренер Надежда Клевцова — бывшая супруга наставника Шубенкова Сергея Клевцова...
— Меня привел к ней папа, который раньше тоже у нее тренировался. С самим Сергеем мы не очень часто видимся, потому что у каждого свой график соревнований. Но иногда, конечно, в Барнауле пересекаемся.
— Можете назвать его своим кумиром?
— Конечно. Он великий спортсмен и на него все ровняются.
— Своим кумиром на 400-метровке вы называли американку Эллисон Феликс. Знаете, что она тоже будет на чемпионате мира в Дохе?
— Конечно. Мне очень бы хотелось ее увидеть и пробежать с ней вместе. Это было бы огромной честью для меня.
— Еще пару лет назад вы бегали и 100, и 200 метров. Почему в итоге выбрали 400?
— Лет пять назад у нас с мамой был разговор. Она меня убеждала, что пробиться на 100 и 200 метров нереально, слишком большая конкуренция за рубежом, и с моими данными было бы неплохо попробовать 400 метров. Тогда ответила: «Я и 400 метров?! Да ни за что!» Но потом однажды попробовала 400 метров в эстафете и поняла, что ничего ужасного в этой дистанции нет. Мне даже понравилось.
— У вас есть нейтральный статус. Насколько для вас сейчас принципиален вопрос восстановления статуса федерации?
— Насчет лично себя я относительно спокойна: нет никаких причин, чтобы мне не дать нейтральный статус. Но конечно, когда ты выступаешь за страну, а не только за себя, это совсем другие ощущения. Хочется их снова испытать. Но к сожалению, у меня есть ощущение, что перед Дохой нас снова не допустят...
Перед стартом полтора часа делаю макияж и прическу
— Откуда у вас такая необычная фамилия?
— У меня есть немецкие и еврейские корни.
— Вы ведь параллельно со спортом еще учитесь на стоматолога?
— Да, я уже перешла на второй курс. Совмещать учебу с легкой атлетикой, конечно, непросто: приходится сдавать все темы, которые пропускаю, задним числом, постоянно брать на сборы учебники...
— Зубы реальным пациентам уже лечили?
— Нет, конечно, мне пока рано!
— Почему выбрали такую необычную специальность, а просто не поступили в физкультурный вуз?
— У меня папа стоматолог, и вообще все родственники так или иначе имеют отношение к медицине. А в медицине стоматология — одна из самых легких специализаций. Пока я даже не знаю, буду ли использовать эту профессию в дальнейшем. Сейчас я мечтаю, прежде всего, стать хорошей спортсменкой.
— Правда ли, что перед каждым выходом на старт вы по полтора часа делаете макияж и прическу?
— Правда, но тренер на меня за это сильно ругается. Ей не нравится, что вместо отдыха и восстановления я трачу время непонятно на что. Но на самом деле, пока крашусь, я настраиваюсь на бег. А если выхожу на дорожку и знаю, что хорошо выгляжу, это придает мне сил.
— В отличие от большинства наших 400-метровичек, вы очень миниатюрная. Это от природы?
— Наверное, да. Я ем практически все, что хочу. Есть верхняя граница веса, которую установила мне тренер, и если приближаюсь к ней, начинаю себя ограничивать. Но такое бывает редко.
Полина Миллер, родилась 9 июня 2000 года в Барнауле
Чемпионка Европы среди юниоров в беге на 400 метров (2019)
Чемпионка России в беге на 400 метров (2018)