Он зарабатывает миллионы, но продолжает мыть туалеты
Прошлой осенью Кипчоге установил феноменальный мировой рекорд – 2:01.39, улучшив предыдущее достижение больше чем на минуту, а несколько дней назад в четвертый раз подряд выиграл Лондонский марафон со вторым результатом в истории легкой атлетики.
После ухода с дорожки Усэйна Болта Кипчоге остается величайшим действующим бегуном в истории. Его прошлогодний мировой рекорд – это примерно как 9.58 на стометровке в исполнении ямайца. Абсолютный космос, цифры, к которым никто другой не мечтает даже приблизиться.
В конце прошлой недели в Лондоне Кипчоге одержал очередную победу и заявил, что готов снова попытаться пробежать марафон быстрее двух часов. Еще несколько лет назад в то, что подобное в принципе возможно, не верил никто.
Менее полуминуты до цели
Кипчоге никогда не был мировой звездой в полном смысле этого слова. У себя на родине и в Великобритании он, конечно, известен, и уже давно. Свой первый чемпионат мира на дистанции 5000 м кениец выиграл еще в 2003-м. Если верить документам, ему было на тот момент всего 19 лет.
Но по-настоящему зажигать на шоссе Кипчоге стал только спустя десять лет. В 2015-м в Берлине он впервые попытался побить мировой рекорд, но тогда вмешался случай. Стельки Кипчоге отклеились и вылезли из шиповок прямо по ходу дистанции. Кениец добежал и даже выиграл, но рекорд, естественно, не состоялся. После этого компания-спонсор принесла Кипчоге официальные извинения и стала выпускать линейку беговой обуви, сконструированной специально с учетом его пожеланий.
Годовой спонсорский контракт Кипчоге сейчас оценивается примерно в миллион долларов. И это без учета призовых и прочих источников дохода. Возможно, не самые великие деньги по меркам футболистов, но для легкой атлетики кениец очень крут. Тем удивительнее, что он продолжает жить у себя в деревне и вообще, кажется, не позволяет себе больше, чем десять или двадцать лет назад.
Два года назад спонсоры организовали для Кипчоге и еще двух элитарных бегунов специальный забег на марафонскую дистанцию под названием Breaking 2, где для установления нового мирового рекорда были созданы все условия: пейсмейкеры плюс идеальная трасса, проложенная по кольцу "Формулы-1" в Италии. Кипчоге пробежал за космические 2:00.25, до цели не хватило менее полуминуты. Тот рекорд не засчитали, так как он был установлен не в рамках официальных соревнований, но уже совсем скоро Кипчоге установил новое высшее достижение по-настоящему.
Теперь кениец собирается предпринять вторую попытку разменять два часа. Естественно, сделать это будет легче на таком неофициальном забеге, как в 2017-м, чем на официальном старте. Да и с коммерческой точки зрения проект супер-привлекателен: о Breaking 2 сняли документальный фильм и он привлек внимание даже тех, кто обычно марафонами не интересуется.
"Кипчоге на самом деле в районе 43 лет"
– Вы верите в то, что Кипчоге удастся разменять два часа на марафоне? – вопрос чемпиону России на этой дистанции Степану Киселеву, который как раз тренируется в Кении.
– Раньше, пока держался рекорд Киметто, не верил. Тогда и результат немного из двух часов трех минут казался фантастикой. Но потом Кипчоге разрушил этот барьер даже в моей собственной голове. Он – потрясающий феномен, все кенийцы буквально на него молятся. Особенно с учетом возраста.
– А что не так с возрастом Кипчоге? 34 года – для марафонца это как раз расцвет.
– 34 – это по паспорту, реально ему около 43-х. Нашлись даже бывшие одноклассники, которые утверждали, что ему чуть ли не 48. Это, конечно, перебор, но ему точно за 40. В прошлом году на Лондонском марафоне у него прихватил бок: неудачно попил из бутылки, захватил воздух. После этого он установил мировой рекорд в Берлине, а потом вот выиграл Лондон. Сейчас они вместе с компанией-спонсором хотят снова попытаться запустить проект и разменять два часа. Я думаю, пока он на таком потрясающем ходу, это реально.
– В чем уникальность Кипчоге? Что отличает его от десятков других кенийцев, которые тоже хороши на марафоне, но о таких рекордах и не мечтают?
– Конечно, это так называемая "звенящая" техника бега. Она максимально экономична, по ней уже начали составлять учебники. Так многие бегают на дорожке, но при переходе на шоссе эта техника очень травмоопасна. Там идет большая нагрузка на ахиллы, и есть риск по ходу подготовки просто не дожить до марафона. Тот же Кенениса Бекеле в каком-то интервью говорил, что при переходе на шоссе ему пришлось перестраивать свою технику. А вот Кипчоге удается сохранять ее по ходу всей дистанции. Его асфальт не убивает, и это уникально.
– Где он тренируется?
– В деревушке Каптагат, это километров 30 над Итеном. Специфика их лагеря в том, что там жесткая дисциплина. Парни в субботу утром бегут длительный кросс, и только после него их отпускают по домам к семьям. Причем уже в воскресенье вечером все должны вернуться обратно. Если в Итене кто-то из местных может "слиться" с тренировки и на какой-то кросс просто не выйти, там никто ничего не пропускает. Поэтому там все и прогрессируют.
– Кипчоге, несмотря на мировую славу и заработанные миллионы, продолжает тренироваться в деревне в столь жестких условиях?
– Да, он вообще, как говорят, простой скромный парень. Делает всю бытовую работу, даже туалеты моет. Последнее время, когда популярность выросла, к ним в лагерь стали приезжать толпы туристов. Поэтому перед самым марафоном им приходится закрываться, чтобы не заболеть, ну и вообще иметь возможность сосредоточиться на подготовке. Иначе их бы разорвали.?