В Кении появился свой "Родченков"?
Кипроп доминировал в беге на средние дистанции рекордно долго, практически целое десятилетие. Для кенийских бегунов, которые зачастую ярко вспыхивают и затем так же быстро уходят в тень, это исключение из правила. Свою первую олимпийскую награду 18-летний на тот момент Кипроп выиграл в 2008-м году в Пекине. Тогда он стал вторым на любимой дистанции 1500 метров, но чемпион, представляющий Бахрейн Рашид Рамзи, попался на одной из разновидностей эритропоэтина (CERA) и впоследствии был лишен медали. Кипроп получил золото, но, похоже, участь Рамзи настигла его и спустя десять лет.
КЕНИЙСКИЙ БОЛТ
Впоследствии кениец завоевал три подряд титула чемпиона мира – в 2011, 2013 и 2015 годах, выиграл бесчисленное количество этапов "Бриллиантовой лиги" и показал третий результат за всю историю легкой атлетики. Кипроп исправно штамповал космические секунды, и до легенды вроде Усэйна Болта ему не хватало только еще одной победы на Олимпиаде. Но после Пекина-2008 Кипропу на Играх фатально не везло: он приезжал в статусе фаворита, но дважды не мог добраться даже до пьедестала.
Последнее время карьера Кипропа была на спаде. На чемпионате мира прошлого года он финишировал лишь девятым. Кенийская пресса утверждает, что Кипроп сдал положительную пробу на ЭПО недавно в ходе внесоревновательного контроля. Это значит, что все свои титулы легендарный кениец, скорее всего, сохранит. Но удар по имиджу легкой атлетики в целом из-за него будет нанесен громадный.
Вообще, ситуация с допингом в кенийской легкой атлетике удивительно напоминает российскую. Начиная с 2012 года, положительные допинг-пробы сдали более 40 кенийских спортсменов. Учитывая, что все они специализируются только в беге на средние и длинные дистанции, это очень много. В числе попавшихся были и звезды – например, трехкратная победительница Бостонского марафона Рита Джепту, двукратная чемпионка мира Эмили Чебет и победительница олимпийского марафона в Рио-2016 Джемима Сумгонг. Все они, как и Кипроп, попались на ЭПО.
Один из местных бегунов даже дал показания, что в местной федерации легкой атлетики у него требовали взятку в размере 50 тысяч долларов за скрытие положительной допинг-пробы. Также он признал, что федерация заранее предупреждала спортсменов о приезде допинг-контроля. Но Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) на проделки "кенийского Родченкова" почему-то посмотрело сквозь пальцы: никаких расследований в отношении него не проводилось.
ВАДА ограничилось тем, что накануне Игр-2016 в Рио поставило перед кенийцами дедлайн, до которого им нужно было изменить национальное законодательство и исправить вопиющие недочеты в работе своего антидопингового агентства. Кенийцы дедлайн пропустили. После чего ВАДА вовсе не стало сразу лишать их признания и настаивать на отстранении от Олимпиады. Вместе этого дедлайн был продлен, кенийцы в итоге с требованиями справились и выступали в Рио как полноценная команда. Впрочем, это отнюдь не значит, что допинговому беспределу в их легкой атлетике положен конец. Поимка Кипропа – это только вершина айсберга. На самом деле, кенийские бегуны по-прежнему сдают катастрофически мало внесоревновательных проб, и в честности самого процесса тестирования тоже есть большие сомнения.
БЕГ КАК БИЗНЕС
В Кении подготовка бегунов – огромный бизнес, в котором сплелись большие деньги и амбиции. Каждый день сотни местных парней и девчонок тренируются для выполнения самых разных задач: от пейсмейкера в каком-нибудь мелком европейском марафоне до победителя Олимпиады. Пока не дойдут до звездного статуса, все они получают минимум денег, в то время как основной куш уходит агентам и тренерам. Чем ниже квалификация бегуна, тем в более жестком соревновательном ритме он существует. Зачастую, чтобы выжать из спортсмена максимум, агенты заявляют его на пробеги каждые выходные подряд на протяжении целого сезона. Неудивительно, что выдержать такой ритм без применения запрещенной фармакологии крайне сложно. Тем более, что на многих пробегах даже не проводится допинг-контроля.
По идее, ВАДА совместно с ИААФ должны были начать чистку этих "конюшен" еще вчера. Но видимо, сейчас им удобней закрывать глаза и делать вид, что случай Кипропа —исключение из правил, а не система.