«Ментально я русский и люблю эчпочмак». Болгарин переехал в Казань и выступает за Россию
Если вы следили за турнирами по спортивной гимнастике в этом сезоне, то наверняка заметили необычного парня — Даниела Маринова. Имя сразу бросается в глаза, и неудивительно: ведь Маринов родился в Болгарии, и там до сих пор живет половина его семьи. Правда, как рассказал Даниел «СЭ», ментально он скорее русский — здесь для него все ближе и роднее. Спортсменом он стал тоже у нас, причем высокого класса — уже к 17 годам Маринов успел дважды выиграть чемпионат страны и взять Кубок России в упражнениях на брусьях. Он на равных конкурирует с Никитой Нагорным и другими нашими звездами, причем не только в спорте.
Так же как и у Нагорного, у Маринова есть свой блог на YouTube. В большом интервью перед Спартакиадой Даниел рассказал историю возвращения семьи в Россию, как оказался в татарской языковой группе (и даже прочел стихи), сравнил кухни разных народов и предположил, может ли гимнастика в нашей стране стать такой же популярной, как в США.
Если мне не удалось выступить на международных стартах — значит, так было нужно
— Как проходят тренировки, подготовка к Спартакиаде сильнейших в Казани?
— Это важнейший старт этой части сезона, так что готовимся по серьезному. Есть пока недочеты, с тренером их дорабатываем. Остались в целом считаные дни до начала турнира. Будем стараться потом показать проделанную работу уже на соревновательном помосте.
— Есть какое-то дополнительное давление в связи с тем, что ты едешь на соревнования уже не как темная лошадка, а как один из фаворитов турнира?
— Стараюсь об этом не думать. Может, на меня и стали как-то иначе смотреть, но сам про себя я все прекрасно знаю — в душе я ровно такой же, каким и был. Поэтому бояться нечего. Буду выступать так же, как на Кубке России. Хотя бы стараться это делать.
— Неужели после того, как ты стал систематически обыгрывать Нагорного и других олимпийских чемпионов, не лезли мысли в голову, что ты теперь один из лучших в мире?
— Иногда проскакивает. Но я понимаю, что они сейчас не в форме. Не в той форме, какую показывали на Олимпиаде. Сколько они там баллов набирали и сколько здесь — глобальная разница. Поэтому звездной болезни у меня нет никакой. Сто процентов.
— Как вообще в плане мотивации и конкуренции в гимнастике обстоят дела?
— Лично у меня — хорошо. Я реальный кайф ощутил на Кубке России. От выступления, от побед на стартах вместе с лучшими ребятами страны.
— То есть уровня российских гимнастов хватает, чтобы найти себе достойных конкурентов?
— Выступает основной состав сильнейшей сборной. Одной из сильнейших в мире. Поэтому, конечно, конкуренция серьезная. Кто-то хорошо показывает себя на отдельных снарядах, кто-то больше по многоборью. Но выступать точно не скучно, соперников достаточно.
— Сильно скучаешь по международным стартам?
— Если бы я раньше на них выступал, то, может, и заскучал бы. Но так как меня на них и не было ни разу, то я и не знаю, что это. Скучать не по чему. Получилось так, что у меня в жизни даже не было шанса на них выступить. Сначала меня не брали по возрасту. А когда я подрос и мог выступать хотя бы по юниорам, начался ковид. Сейчас могу выступать и по взрослым, но нет, снова трудности. Очень хочется, чтобы ситуация как можно скорее разрешилась и попробовать себя на этих стартах. Мечты выступить на чемпионате мира или Олимпиаде, конечно же, остаются. Но я не могу ничего с этим поделать.
— Не чувствуешь в этом плане какую-то несправедливость? Как будто именно по твоему поколению так сильно ударило...
— Я склонен мыслить, что все, что ни делается, — к лучшему. Если мне тогда не удалось выступить на международных стартах, то, значит, так было нужно. Все воздастся еще сторицей. Кто умеет ждать, тот дожидается лучшего. Так что я подожду. Но при этом не перестаю работать, чтобы быть готовым показать себя в любой момент.
Болгары хотели помочь, видели — я молодой и перспективный. И с паспортом
— Читал интервью Родионенко, что тебя хотели оставить в Болгарии. Насколько это правда?
— Я сам решил поехать домой в Болгарию, потому что последний раз был там лет шесть назад. А у меня там очень много родных людей — бабушка, дедушка, родной отец, брат. Хотелось и пообщаться с ними, и полноценно отдохнуть, потому что совсем без отдыха тоже невозможно. Не просто отдохнуть от тренировок, а сменить обстановку. Позагорать на море, подумать о своем. Был удачный момент, получилось уехать на три недели, всех увидеть, пообщаться по душам. Но меня никто туда не звал.
— Нет, вопрос не о поездке к родственникам — в этом нет ничего особенного. Тренер Родионенко говорила о том, что пока вы были в Болгарии, местные спортивные чиновники уговаривали вас сменить гражданство. Это так?
— Не то чтобы предлагали. Они общались со мной и продумывали разные варианты, как мне можно помочь. Как вариант — придумать особый контракт с местным клубом. Но скорее не из своих собственных целей, а из искреннего желания мне помочь. Видят, что я молодой, перспективный. И не хотели, чтобы я пропадал, тем более раз у меня есть паспорт Болгарии, значит, у них есть возможность мне помочь. Но я им сразу сказал, что мне ничего не нужно. Я люблю Россию, и что бы ни происходило, я все равно буду выступать за эту страну.
— Ты для себя точно отметал варианты остаться в Болгарии? Не жалел потом?
— Никаких сожалений. Я отдаю отчет своим словам и действиям.
— Кем ты себя считаешь ментально? Русским или болгарином?
— Конечно же, русским. В Болгарии я просто родился. У меня там много близких людей, но Родиной я считаю ту страну, в которой я вырос. Благодаря которой у меня все появилось. Где я тренируюсь всю жизнь, развиваюсь. Здесь у меня друзья, мама, девушка моя. Все здесь. Поэтому я головой русский, хоть еще и с паспортом Болгарии.
— Сколько тебе было лет, когда ваша семья перебралась в Россию?
— Лет пять или шесть. Сразу поехали в Казань, потому что моя мама всю жизнь жила в Татарстане. Просто она вышла замуж в Болгарии, там родила. Закрутилось, завертелось так... Но вообще мы местные.
— То есть Казань для тебя — родной город?
— Обожаю Казань, Татарстан. Чак-чак, эчпочмак. Наша тема!
— Возможно, как раз причина, по которой и выбрал гимнастику, — это бурное развитие вида в городе?
— На тот момент, когда я начинал, не сказал бы. Это сейчас есть большой отдельный дворец красивый. А мы туда перешли заниматься году так в 2015-м. Когда я только начинал, за меня все решали по факту родители. Я был непоседой, постоянно прыгал везде, скакал, бегал. И маме посоветовала подруга отдать меня в спорт. После переезда в Россию стали искать секции, и меня отвели в зал спортивной гимнастики. Это был маленький зал рядом с центральным стадионом, где Кремль. Условия там были так себе, если честно. Но зачем с детства баловать хорошими снарядами? Подкачаться и окрепнуть, базовые элементы где угодно можно выучить.
— И все же на мировой уровень вряд ли возможно выйти без должных условий, я прав?
— В какой-то момент уровень снарядов имеет критическое значение, это правда. Наверное, я бы не смог открыть свой потенциал в том старом зале, готовиться к соревнованиям. Лет в шесть — десять неважно, где тренироваться. А дальше нужно искать хорошую секцию. Но мои тренеры смогли попасть в сборную из того самого зала и защищали честь страны. Меня это поражает.
Не вижу смысла тратиться на дорогие рестораны — дома вкуснее!
— В Казани очень много турниров по спортивной гимнастике. Только вот был чемпионат России, теперь еще и Спартакиада. Это помогает или отвлекает? Я скорее про родных на трибунах.
— Даже опытные гимнасты говорят, что дома выступать сложнее. Это напряжение. На чемпионате России все дни, каждый соревновательный день ко мне приходили то друзья поддержать, то родители и другие родственники. Это был мой первый крупный старт. Я раньше-то не волновался, у меня был страх в детстве, но, казалось бы, он прошел. И тут как накрыло. Не справился с давлением, и отчасти это из-за лишних мыслей в голове.
Очень боялся облажаться перед родными. В зале почти все знакомые лица, все смотрят на меня и болеют, и в результате излишняя ответственность меня сбила. Поэтому перед Спартакиадой я их попросил прийти только к концу программы, к финалам в отдельных видах. Квалификацию и многоборье мне будет спокойнее пройти одному, чтобы я не чувствовал себя дома.
— Какие места любишь в Казани? Где проводишь время?
— Я живу в Ново-Савиновском районе. Как говорят местные, на Квартале. Для меня Квартал — сердце Казани, провожу там постоянно время с друзьями. Ривьера, на пляже посидеть, на самокате до Чаши (ЗАГС) доехать. В центре реже бываю, если выезжаю — то к озеру Кабан, на Черное озеро. Нравятся красивые большие улицы центра, напоминают Санкт-Петербург. Катаем там на машинах. Вернее, меня друзья катают, так как у меня самого пока прав нет.
— Далеко, однако, тебе ехать от дома до тренировок, через весь город и без машины. Как справляешься?
— А выход у меня есть? Не перенесут же ради меня арену. Еду, как и все, на метро и автобусе. Сначала на автобусе до метро, еду шесть станций, потом пешочком 10 минут. Суммарно 50 минут на дорогу. Есть еще с Квартала прямой трамвай. Но он кольцевой через весь город и едет больше часа...
— Где предпочитаешь поесть?
— Да без разницы. Могу вон в фастфуд сходить. Даже чаще там питаюсь, чем в каких-то дорогих заведениях. Не вижу смысла на них тратиться, потому что там та же самая домашняя еда. Нет, мама дома вкуснее готовит!
— А как в плане спортивной диеты? Не получишь нагоняй от тренера после картошки с бургером в «Маке»?
— Тренер, конечно, ругается, говорит, что все это вредное. С весом-то у меня проблем нет, да и в целом организм хорошо работает, я быстро сбрасываю. Но тренер говорит, что в старости такой режим питания все равно скажется на нас, могут развиться разные заболевания. Больше претензий у него даже не к бургерам, а к газировке. А лично у меня и нет большой любви к коле. Не могу пить газировку в большом количестве. А пацаны в команде постоянно бегали с бутылками «Спрайта» и попадали под нотации тренера. Кто-то слушал, кто-то нет. Мне самому не нравится.
— В плане кухни чья для тебя фаворит? Русская, татарская или болгарская?
— С ними я знаком хорошо. К русской я привык, мне она ближе. Болгарская скорее в диковинку, хотя, когда я недавно приезжал, было интересно и необычно. Довольно вкусно. Очень нравится болгарский суп таратор. Он подается холодным, там специальное кислое молоко загустевшее. Огурцы, чеснок, получается очень вкусно! Из татарской кухни предпочитаю классику, сладости да выпечку. А еще недавно начал есть суши, девушка подсадила. Теперь всегда заказываю.
Сидел в русской группе, было скучно, наседал на учителя. Вот меня и отправили в татарскую
— Что у тебя с языками? Свободно владеешь и русским, и болгарским?
— Русский мой родной, основной язык. Болгарский я забываю, но, когда недавно приезжал, быстро вспомнил. К концу поездки общался совершенно спокойно, хотя в первые дни были трудности с общением. Понимать я почти все понимаю, а вот сказать не всегда могу — вылетают слова из головы. Есть еще и проблемы с грамматикой, построением предложений.
— Татарский знаешь? Хотя бы на базовом уровне.
— Я учил его в школе. Я же в Казани учился, у нас он обязательный предмет был. Так я не просто учил, я записался в татарскую группу и учился на пятерки. Нужна практика, ее не хватает. А так могу с ходу стихотворение прочитать. (Даниел прочитал четверостишие про день рождения на татарском.)
— Ничего себе. Как ты вообще оказался в татарской группе?
— Сначала я был, конечно, в русской группе. Но мне быстро стало скучно. И я стал наседать на учительницу — мы когда вообще язык-то будем изучать? Мы повторяли неделями одни и те же слова, которые я и так знал. И мне предложили перейти в татарскую, раз я такой активный. Вот и получилось, болгарин — в татарской группе.
— Считается, что билингвы с рождения легко осваивают другие языки. Что тогда с иностранными языками?
— По-английски на базовом уровне. Могу говорить, общаться на примитивном уровне. Когда только начал активно вести соцсети, порой сталкивался с ситуацией, что пишут иностранцы, а ты не можешь ответить. Но я всегда старался ответить вообще всем, если что-то не понимал, то пользовался переводчиком. И так потихоньку учил язык. У меня есть один знакомый гимнаст из Канады, мы с ним периодически созваниваемся. И вроде бы неплохо друг друга понимаем. Для практики захожу в приложения по тренировке языка, занимаюсь. Но времени мало.
Вся современная жизнь — в соцсетях. Не понимаю запреты на съемку и блоги
— Чем занят твой день помимо тренировок и учебы?
— Сейчас активно развиваю свой YouTube-канал и стараюсь все свободное время посвящать ему. Даже на интервью время было непросто найти. Снял недавно выпуск с Кубка России, на Спартакиаде буду делать новый контент.
— Откуда появилась идея вести свой блог? Засмотрелся на того же Нагорного?
— Первый фактор, конечно же, — старшие товарищи. Следил за Никитой, смотрел, как он развивает спорт. Второй момент — хотелось найти хобби, которое помогло бы мне отвлекаться от работы и других обязательств. На базе очень скучно, нечем заниматься кроме того, что тренироваться, есть и спать. Хотелось как-то украсить свой быт. Нашел для себя такой вариант. Порой, правда, так увлекаюсь, что теряю голову. Нужно спать ложиться, а чтобы монтировать, приходится сидеть за компьютером до двух-трех часов ночи. Не всегда, конечно, но случается и такое.
— От тренеров не было критики? Что покажешь лишнего или отвлекаться будешь от тренировок?
— Когда я первый раз снимал выпуск, был один случай. Мы выложили очень сырой материал, без монтажа и сценария. И туда попал момент, где мы плавали в бассейне. Но не только плавали, а еще и немного прыгали с вышки. А нам нельзя этого делать, к тому же рядом не было тренера. Когда это видео увидели в руководстве базы «Озеро Круглое», нам нехило попало по шапке и снимать запретили. Я расстроился, но потом поговорил с Никитой. Он посоветовал пообщаться со старшим тренером, объяснить, что это для развития спорта. Я в целом не понимаю такие запреты, поскольку вся современная жизнь — она в соцсетях. Но есть моменты, которые теперь стараюсь не показывать.
— Верная мысль, что такие видео — это работа на популяризацию гимнастики. С этим ведь далеко не все хорошо, в Европе и Америке она популярнее. Я прав?
— На данный момент это так. Для меня пример для вдохновения — британец Найл Уилсон. У него тоже свой канал на YouTube, и он бог челленджей. Для понимания разницы — у него два миллиона подписчиков, а у Никиты пока 350 тысяч. Хотя канал Нагорного также качественный.
— Есть ли шанс, что у нас тоже будут активно следить за гимнастикой?
— В целом, мне кажется, популярность спорта растет. Но не только в нашей стране, а в целом в мире. И вот догнать и перегнать зарубежный уровень будет сложно. У нас непростой вид для понимания сторонним зрителем, если ты раньше его не смотрел, тебе нужно много выучить. В отличие, например, от футбола. Где есть мяч и ворота, две команды. Базовые вещи можно быстро понять и включиться. А у нас разные снаряды, элементы, группы, надбавки — на неподготовленного человека с самого начала сыплют тонну информации. Почему гимнастику активно смотрят в США, не до конца понятно. Возможно, интерес раскрутили различные коммерческие шоу — там это популярная тема. У нас подобных намного меньше.
Даниел Маринов
Родился 17 декабря 2004 года в Софии (Болгария)
Место жительства: Казань, Республика Татарстан
Специализация: брусья, многоборье
Достижения: двукратный чемпион России, двукратный победитель Кубка России