Владимир Алекно: "Мы - на дне. Такова реальность"
Хет-трик Алекно // Станислав Шевченко: "Воронков поступил мужественно"
– Генеральный секретарь Всероссийской федерации волейбола Александр Яременко назвал вас главным кандидатом на пост главного тренера мужской сборной. Вы готовы вернуться к работе в национальной команде?
– Да, я готов работать.
– Тренерский штаб, список игроков – вам есть что сказать по этому поводу?
– Все решения, тем более кадровые, будут обсуждаться и приниматься после проведения исполкома. Пусть сначала назначение состоится официально. Но работать со сборной я готов, и у меня есть мотивация.
– Как оцените сложившуюся ситуацию в сборной? Мы же рискуем вылететь из Мировой лиги.
– Ситуация грустная, но предельно честная и конкретная. Мы – на дне, если говорить об элитном уровне в мужском волейболе. Такова реальность. Ее надо принять и двигаться дальше. Нужно забыть про статус олимпийских чемпионов, о том, что Россия много чего выиграла, а взяться и пахать. Так, словно впереди целина, и нет у нас никаких титулов. Это очень приятная, но уже история. Наше настоящее – это десять поражений подряд. Если вы понимаете, где находитесь, многое становится проще. Нужно оттолкнуться, и – вперед: поползли, поплыли, пошагали. Кому что нравится. Дорога все равно одна – наверх.
– Игроки подавлены, в коллективе нет былого единства. Это отмечают даже сами волейболисты. Как решать такую проблему?
– Иногда достаточно понять, что с вами. Думаю, понимание уже пришло. Дальше все как всегда – работа.
– Почему сборная, выигравшая за три сезона Олимпиаду, Кубок мира, две Мировых лиги и чемпионат Европы, оказалась в такой незавидной ситуации – десять поражений подряд?
– Мне кажется, нас несколько расслабили победы, которые шли серией. Особенно – победный чемпионат Европы. Он сборной очень долго не давался: в любых составах, с любыми тренерами. Мой коллега и предшественник выиграл этот титул с первой попытки. Видимо, тот успех сослужил недобрую службу.
– Заколдованный для нас турнир. После него – словно отрезало.
– Не нужно мистики. Важно осознать, где мы находимся сегодня. Не в лидерах, мягко говоря.
– Есть мнение, что наш состав, выступавший на Мировой лиге-2015, просто слабее команд Ирана, США, Польши.
– Если б были сильнее, что-то бы выиграли, верно? Плохо, что десять раз уступили конкурентам. Эти три сборные плюс Италия и Аргентина – наши соперники за две олимпийские путевки на Кубке мира.
– Кого из этой пятерки выделите?
– Итальянцы с Османи Хуантареной в составе будут иной командой. Кубинец твердо решил играть за свою новую страну и очень хочет выступить в Рио-де-Жанейро в следующем году.
– Предположим худшее – Россия вылетает из элитной группы Мировой лиги. Это серьезная потеря?
– Не хотелось бы этого. Давайте пока не гадать, а верить в лучшее и в тех парней, которые будут играть в Тегеране.
– Почему мы в этот раз проиграли так много? Работая со сборной, вы позволяли себе эксперименты в Мировой лиге; как и Воронков не приезжали на туры, но такой черной серии не случалось.
– Та Мировая лига и нынешняя – разные соревнования. По сути, ФИВБ провела революцию в своем ежегодном турнире. Он стал жестким, тяжелым состязанием, где нельзя расслабляться и ошибаться. У нас возникли проблемы, соперники мотивированы, группа тяжелая. Этого хватило, как видите.
– Насколько возвращение в состав Сергея Гранкина, Дмитрия Мусэрского, Николая Павлова, Тараса Хтея, выздоровление Максима Михайлова может изменить ситуацию?
– Это те, кто делал результат – в сборной и в клубах на всех турнирах последних лет.
– Есть мнение, что мы опоздали со сменой поколений. Мол, сборная постарела, а молодежи шансов не дают.
– Тема острая и актуальная, когда нет побед. Я в свое время начинал работу в сборной с ее омоложения. В Пекине, на Олимпиаде 2008 года, в составе играли Гранкин, Волков, Михайлов, в ротации были Остапенко и Бережко. На тот момент – молодые, сыгравшие за национальную команду немного. Я рисковал, делая это сознательно. Видел, что будущее за этими парнями. Если тренер в таком выборе – в пользу молодости – уверен, нужно действовать. Но надо понимать, ради чего ты идешь на перемены. Такие решения не должны быть импульсивными.
– Сергей Шляпников, куратор молодежных программ ВФВ, во вчерашнем интервью для "СЭ" заявил, что в современном волейболе на результат любой сборной все больше влияет фактор больших контрактов. Мол, не всех молодых людей сегодня можно "зажечь" только большой целью и хорошей идеей.
– Я читал интервью. Коллега, наверняка подсознательно, немного тянет одеяло на себя. Он все-таки не только в Федерации успешно работает, но де-факто вице-президент родного ему "Ярославича". В идеале этот клуб мог бы стать базовым для второй или молодежной сборной. Работать с молодыми игроками Шляпников умеет. Но в нынешних реалиях сложно создать команду, которая станет костяком сборной, используя базу какого-то клуба. Там, где есть деньги, люди и сами создают дочерние команды, ищут по стране молодые таланты. Отдать кому-то в аренду пока "сырого" парня, сохраняя ему зарплату, непросто. Да и зачем?! Пусть работает рядом, видит уровень конкуренции в клубе с амбициями.
Если говорить о национальной сборной России, фактор денег серьезного значения в жизни этой команды не имеет. Деньги зарабатываются в клубах. Сборная – это наша страна, общая гордость, витрина вида спорта. Можно подобных слов наговорить много, но я буду скуп. Итак: правила, которые не без моего участия стали нормой жизни и поведения в сборной России, не меняются и не изменятся.
– В чем особенность Кубка мира?
– Он выматывает игроков сначала психологически, а потом физически. Много переездов, порой по всей стране. Варианты перемещения любые – то вас ждет скоростной поезд, потом едем автобусом или садимся в самолет. Дюжина команд играет в круг, на кону всего две путевки. Любая потеря при такой формуле сразу осложняет решение задачи. Это все осознают, а потому нервозность всегда чувствуется.
– Сборная России отберется в этот раз на Олимпиаду?
– Будет трудно. И на Кубке мира – тем более. Давайте пожелаем сборной и самим себе удачи и терпения. Нужно признать: "мы упали, нам сегодня нехорошо, и многое начинаем с нуля" – и продолжать работать. Я – оптимист.