Елена Исинбаева: "Я завершаю карьеру. Пусть бог будет Коэ судьей"
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ,
Наталья МАРЬЯНЧИК,
Дмитрий СИМОНОВ
из Олимпийского парка
"СПОРТСМЕНЫ МИРА ПОКАЗАЛИ,
ЧТО ДУМАЮТ ОБ ИСИНБАЕВОЙ"
– Спасибо всем, кто пришел – поддержать меня и поучаствовать в пресс-конференции, – сама начала встречу с журналистами Исинбаева. – Начну с поздравлений нашей сборной по водному поло, которая завоевала бронзовую медаль. А еще, сегодня финал в женских прыжках с шестом. В секторе вы меня не увидите, я не смогу побороться за золотую медаль. Причины вы все знаете. Хочу внести некоторую ясность: меня не пустили на Олимпиаду не потому, что я имела допинговые проблемы. Все мои победы чистые. На протяжении 20 лет я это подтверждала, все мои пробы отрицательные.
У господ из ИААФ были вопросы к нашей федерации. А я оказалась жертвой этой ситуации. Жизнь такая сложная и круглая, мы ее сравниваем с бумерангом... Прилетев в Рио, я сказала: никогда не прощу, что меня несправедливо отстранили от Игр. Но находясь здесь, я изменила свою точку зрения: я не судья и не бог. Если президент ИААФ и все члены Совета считают, что они поступили честно: пусть это будет на их совести. Бог им судья.
Мы живем в одном мире, и правила для всех спортсменов должны быть одинаковы, – продолжила Елена. – А что мы видим сегодня? Я сижу здесь и не готовлюсь к прыжкам. Президент ИААФ (Себастьян Коэ. – Прим. "СЭ") выдвинул заведомо невыполнимый критерий. Самый главный: жить и работать не в своей стране, и они это придумали за два месяца до Игр. Если бы мы знали об этом за два года, возможно, прислушались бы. Но откуда мы могли знать, что нужно было уезжать из своей страны?! Также нам сказали: вас будут тестировать иностранные допинг-офицеры. Я лично прошла 7 допинг-тестов – 5 мочи и 2 крови. Но этого оказалось недостаточно. Нас поставили в условия, которые были заранее невыполнимы. Мне очень жаль, что сегодня игра ведется нечестно.
Хотелось бы переключиться и рассказать, кто я есть сегодня. Сегодня я являюсь двукратной олимпийской чемпионкой и многократной чемпионкой мира и Европы. Создать о человеке мнение и оклеветать легко. Но я нахожусь в выигрышной ситуации. Я росла вместе с вами, у вас на глазах, как и все мои спортивные достижения. Я не вспыхивала случайно, сначала выигрывала юниорские и молодежные соревнования. Ни у кого из вас, думаю, нет вопросов ко мне как к чистой спортсменке. Уверена, что вы ни разу во мне не усомнились.
Я безумно рада, что все спортсмены и участники Олимпиады отдали мне свои голоса и оказали поддержку, избрав меня в комиссию спортсменов МОК. Для меня это огромная победа. Меня выбрали спортсмены, а не чиновники, политики и функционеры. Выражаю благодарность за каждый их голос. Они показали миру, что думают об Исинбаевой.
Я обещаю быть эффективной, стану защищать спортсменов не только в России, но по всему миру. Цель у всех спортсменов одна – стать победителем олимпийских игр. И нельзя позволять, чтобы кто-то страдал за ошибки тех, кто оказался менее порядочен. Выражаю благодарность главе МОК Томасу Баху за его объективность в этой ситуации. Он оказался сильным человеком, допустив Россию на Игры в Рио.
"КОЭ ПЕРЕСТАЛ РАЗГОВАРИВАТЬ
И УХОДИТ ОТ ВСТРЕЧ"
– Вы в начале речи сказали, что готовы простить. Кого вы имеете ввиду? Это Себ Коэ и члены ИААФ или еще кто-то?
– Конечно, в аэропорту это были эмоции. Да, я прощаю господина Коэ и членов Совета ИААФ за их несправедливость. Я не имею права их судить. Кстати, еще один показательный момент про ИААФ. Меня избрали в комиссию спортсменов МОК. А я еще вхожу в комиссию спортсменов ИААФ. Но кроме председателя комиссии ИААФ, меня не поздравил ни один ее член. Конечно, немножко обидно, мы вроде как одна команда, преследуем одни интересы, защищаем права одних и тех же спортсменов...
– Накануне канадский спортсмен Марк Тьюзберг заявил, что сожалеет о том, что в комиссию спортсменов МОК была избрана спортсменка, употреблявшая допинг. Ваша реакция?
– Я хочу призвать всех спортсменов, чтобы они не позволяли себя использовать в любых политических целях. Удалив свое сообщение, он признал, что это была клевета. И я призываю всех не уподобляться этому спортсмену и следовать Олимпийской хартии, где говорится, что побеждать нужно в честной игре, и спорт должен быть вне политики.
– Вы станете теперь членом МОК. Как вы собираетесь изменить подход к тренировкам в вашей стране, в вашей федерации, чтобы российские спортсмены побеждали без допинга? И второй вопрос, президент Путин поздравил вас с избранием в МОК?
– На первый вопрос я буду полностью готова ответить, когда стану президентом ВФЛА и у меня будет программа о борьбе с допингом. Я не отрицаю, что она существует в России, но это не проблема одной страны. Я призываю бороться с ней во всем мире, а не делать акцент в одну сторону, не буду уж говорить по каким причинам. Я живое доказательство, что чистый спорт существует. Употребление допинга это выбор каждого конкретного спортсмена, и ответственность должен нести каждый сам за себя. Так было всегда, дисквалифицируют атлета, ну максимум еще его тренера и врача. Но отстранять всю федерацию за ошибки одного – это нонсенс.
– А что касается карьеры?
– Пока я оставлю это в тайне (смеется).
– Вы читали доклад Ричарда Макларена? Вы считаете, что правильно пожизненно запретить атлетам и тренерам с допинговой историей выступать на Олимпийских играх?
– Я бы поддержала пожизненную дисквалификацию за применение допинга, это было бы очень эффективно. Прежде чем принять что-то запрещенное, спортсмен лишний раз подумает, стоит ли всю жизнь потом бояться быть пойманным. А что касается Макларена, в его докладе много фактов, но все они требуют расследования. И мы со своей стороны готовы в этом расследовании участвовать. И еще очень много предположений, хотелось бы больше конкретики. Почему-то предположений оказалось достаточно, чтобы поставить вопрос о недопущении всей сборной. Доклад не доделан. Брать его в качестве основы для отстранения – несправедливо.
– Что вы скажете президенту ИААФ господину Коэ, когда встретитесь?
– У нас с ним были замечательные отношения. Я его поддерживала на выборах президента ИААФ, верила ему. Он – молодой и энергичный, олимпийский чемпион Игр 1980 года в Москве. Там он доказал, что ничто не может отнять у человека его мечту. Но ситуация изменилась по непонятным причинам. Человек перестал разговаривать и уходит от встреч. Я спрошу его, имеет ли он ко мне вопросы или претензии. Но если он сошлется на критерии ИААФ, тогда наш разговор не будет стоить вообще ничего.
– Вы собираетесь участвовать в следующей Олимпиаде-2020 в Токио?
– Участвовать в Токио я не буду. Объявление о завершении карьеры – это, на самом деле, главное, зачем я вас сюда пригласила. Даже если бы я сильно хотела выступать, то вряд ли смогла бы через четыре года. Слишком большой возраст, ведь уже сейчас многие девочки в секторе младше меня на 10 лет.
"ОЛИМПИЙСКИЙ ФИНАЛ ШЕСТА В РИО
СМОТРЕТЬ НЕ БУДУ"
– Вы сказали, что сидите здесь как действующая спортсменка. Теперь сказали, что вроде бы уходите. Так что все-таки с вашей карьерой?
– План не меняется. Я просто оставила самое важное заявление под конец. Сегодня, 19 августа, в Рио-де-Жанейро Елена Исинбаева заканчивает свою профессиональную карьеру. Я думала, что мне будет грустно и размышляла, как сдержать слезы. Но избрание в комиссию спортсменов МОК дало понять, что прощаюсь со спортом лишь частично. Да, я прощаюсь с сектором, планкой, шестами, гимном в свою честь – все спортсмены эгоистичны. Но я рада, что себя реализовала. Завоевала все возможные медали и титулы, доверие и любовь болельщиков по всему миру. Это верх мечтаний.
– Вы сказали, что победитель в Рио станет только вторым, и недавно тоже заявили, что в ваше отсутствие золотая медаль не будет означать победу. Вы все еще так считаете?
– Да, я верю в то, что я сказала. 21 июня в Чебоксарах на чемпионате России я прыгнула 4,90, и это был лучший результат сезона в мире. Чтобы вы поняли, это были мои первые соревнования после декрета и трехлетнего перерыва. Вы представляете, первый старт после трех лет, после рождения дочери – 4 метра 90 сантиметров?! Я действительно верила, что нас допустят, и мы с Евгением Васильевичем (Трофимовым, тренером Исинбаевой. – Прим. "СЭ") настраивалась показать в Рио космический результат 5,10. Сегодня я уже могу это сказать. Я все поставила на эту победу, мало времени проводила с дочерью, я все делала ради спорта. Я понимаю, что это не вина девочек, которые сегодня выйдут в сектор. Но без борьбы с Исинбаевой это не будет настоящей победой. Я думаю, даже сами девочки это понимают, и сама Дженнифер Сур выражала сожаление, что меня не будет в секторе. Они лишили мировой спорт этой интриги!
На Олимпийских играх в Рио выступает огромное количество спортсменов, у которых были допинговые истории, но почему-то для ИААФ они чистые, – продолжила Исинбаева. – Если это справедливо, тогда я не знаю, зачем вообще здесь сижу?
– Вы говорили, что готовы возглавить ВФЛА. Это реально?
– Предложение такое поступило, оно замечательное, но в то же время очень серьезное. По возвращении из Рио встречусь с руководством федерации, будем обсуждать мои перспективы. Думаю, я смогла бы вернуть нашу федерацию в ИААФ. Но сначала нужно хорошенько все обдумать.
– Как вам выступление сборной России на Олимпиаде в Рио?
– Результаты нашей сборной оцениваю как самые высокие. Они – просто бойцы, молодцы. Какой класс показали наши девочки в гандболе! Норвежки – олимпийские чемпионки, этот матч был достоин финала, я получила огромное удовольствие. Сидя на трибунах, не можешь ни на что влиять – только кричать и размахивать флагом. То, что мы в общекомандном зачете сейчас находимся на четвертом месте – огромное достижение. Наша команда прошла через огромные испытания, но то, что нас не убивает, делает сильнее. Я горжусь нашими спортсменами.
– Эту Олимпиаду много критиковали за плохую организацию. Что вы думаете об этом?
– Меня все устраивает. Для такой экзотической страны проведение Олимпиады – колоссальный опыт. Мы открыли для себя бразильских болельщиков. Хочу пожелать вам всем, чтобы Игры закончились благополучно, чтобы на церемонии закрытия все дружно погасили факел и вспоминали Олимпиаду как самое яркое событие. Для меня она и правда будет самой запоминающейся.
– Вы планируете смотреть финал шеста сегодня вечером? И что вы будете чувствовать, если да?
– Сегодня я физически не смогу посмотреть финал, потому что у нас будут финальные схватки в борьбе у мужчин, игра по волейболу у наших парней за выход в финал. Находясь в Рио, я предпочитаю болеть за наших спортсменов. А в секторе шеста наших не будет, поэтому вряд ли у меня получится этот вид посмотреть. Но мне интересно, что скажет в смешанной зоне девушка, которая выиграет сегодня золото, полностью ли она будет довольна своей победой.
– Вы поговорили с бразильским чемпионом в прыжках с шестом Тиагу Бразом де Силва или с серебряным призером Рено Лавиллени? Как вы думаете, какой будет борьба между ними в будущем?
– Я видела Тиагу, когда он только пришел к Виталию Петрову, мы тогда тренировались вместе. Я видела, как он улучшал себя с каждым днем. С техникой, которую он продемонстрировал, можно прыгать за 6 метров. Я не удивлюсь, если Тиагу побьет мировой рекорд Сергея Бубки, у них техника практически один в один. Я желаю ему удачи, он молодой, перспективный, по-юношески злой. Я думаю, мир увидел рождение новой звезды в мужских прыжках с шестом.
– Вы приехали в Чили в 2000 году на один из своих первых стартов. Как изменилась та девочка? И с чем вы теперь уходите из спорта?
– Я изменилась, стала взрослее, мудрее. Я одержала много побед, выиграла два олимпийских золота и бронзу. А из большого спорта я ухожу со спокойным сердцем. Благодаря спорту, я состоялась как личность, которую уважают во всем мире. Теперь я член комиссии спортсменов МОК и ИААФ. Я – президент благотворительного фонда. Я десятилетиями зарабатывала доверие и не буду сейчас думать, чем заняться. Вот по возвращении в Россию я устраиваю большую тренировку для десяти тысяч женщин. Раньше я прыгала для себя, а сегодня я полезна для общества. Очень счастлива, что смогу менять жизнь людей к лучшему через спорт. Это моя миссия, с ней я и ухожу.