Олег Романцев: "…и тогда настал черед сольного номера Цымбаларя"
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. Сегодня ФРАНЦИЯ – РОССИЯ
Есть матчи, после которых игрок и тренер могут с гордостью сказать, что свою футбольную жизнь они прожили не зря. Даже если она еще продолжается.
Убежден, что вечером 5 июня 1999 года, покидая поле "Стад де Франс", на котором была бита сборная хозяев, наши ребята именно об этом и думали. И даже не потому, что на новом красавце-стадионе французы никому еще не уступали, а мы до этого никогда не побеждали действующих чемпионов мира.
Просто тот успех вернул России уже почти убитую надежду на то, что у нее есть команда, способная удивлять мир, дарить радость и заставлять гордиться ею.
Нечто подобное мы испытывали во время Euro-2008. Да и сейчас, перед новой встречей "на том же месте в тот же час" с Францией, не грех перелистать страницы истории и вернуться к той победе вместе с ее главным творцом – Олегом Ивановичем Романцевым.
– Тогда на пути в финальный турнир европейского первенства нас в матче с французами устраивала только победа. Это не создавало напряжения при подготовке?
– Действительно, у нас не было права даже на ничью, которая лишала нас даже малейшего шанса на участие в Euro-2000. Но на настроение команды это никак не влияло. Когда мы только пришли в эту сборную, сразу же сказал, что, не имея ни одного очка в запасе, рассчитывать на выход из группы практически невозможно. Но пообещал, что в каждом матче, независимо от ранга соперника, будем бороться только за победу. Жаль, конечно, что не все до конца удалось выполнить.
– Проблемы с составом перед французами сильно донимали?
– Смущало, что у Онопко не было в "Овьедо" должной игровой практики. Но в Витю верили. Не зря его ребята единогласно капитаном выбрали. И еще беспокоила старая травма Мостового.
– В итоге вы все-таки выпустили его в стартовом составе.
– Посоветовавшись с врачами Юрием Васильковым и Зурабом Орджоникидзе, уже в день матча решили, что с обезболивающим Александр один тайм все-таки сыграет. Французы очень опасались Мостового, и мы хотели этим воспользоваться. Но уже на 26-й минуте его пришлось заменить.
– Многих удивило появление в атаке зенитовца Панова и отсутствие Юрана.
– На тот момент Панов находился в прекрасной форме, что подтвердил в финале Кубка с "Динамо". Сашка – забивной, быстрый, маневренный. Для мощных, неразворотливых Десайи и Блана, он должен был создать в районе чужой штрафной массу неудобств. Что в итоге и произошло.
– Но первый гол скорее заслуга Карпина и Титова, после комбинации которых Панову оставалось только поставить голевую точку.
– Перед тем как Валерий выдал идеальный пас в штрафную Егору, он выждал классическую паузу, за которую и сейчас готов снять перед ним шляпу. Ну и передача Титова была настолько образцово-показательной, что Кандела ничего не оставалось, как прервать ее рукой. А там уже и Панов подсуетился.
– На перерыв мы ушли, ведя в счете. Помню, под трибунами французы выглядели не так уверенно, как перед началом встречи. Быть может, они недооценили нашу команду?
– Не исключаю. Хотя такие профи, как Бартез, Пети, Анелька, Джоркаефф, Вильторд, вряд ли могли себе позволить сыграть в полноги. Вспомните, какой шквал атак они обрушили на ворота Филимонова после перерыва.
– Предвидя это, не было мысли предложить футболистам более осторожную тактику и сыграть по счету?
– Честно говоря, в какой-то момент об этом подумал. Но делать так не стал, поскольку понимал : у французов такая мощная атака, что, как ни защищайся, они все равно смогут прорвать нашу оборону. Вспомните, как забивал второй мяч Вильторд. Только на секунду мы забыли, что ему нельзя давать свободно принимать мяч, как он овладел им, совершил рывок метров на тридцать и вывел французов вперед.
– Кстати, после этого гола я сказал сидевшему рядом со мной Назару Петросяну, что сегодня, похоже, не наш день. В ответ он уверенно бросил: "Ни секунды не сомневаюсь, Львович, что сегодня победим". А вы в тот момент в это верили?
– Прежде всего, верил в ребят. Перед игрой сказал: "У каждого из вас сегодня есть шанс войти в историю. Так используйте его!" И счастлив, что не ошибся.
– По сей день идет обсуждение того, почему, отдав голевой пас Панову, Хлестов вдруг схватился за голову…
– Наверное, Димка сделал это от радости, зная, что после такой передачи промахнуться точно невозможно (смеется). И как же здорово Сашка в том моменте такой сложный мяч обработал, превратив Кандела и Десайи в зрителей.
– В концовке все решил выход Цымбаларя. Замена была запланированной?
– Все произошло спонтанно. На дальнем от нашей скамейки фланге Тихонов буквально затаскал Вильторда. В какой-то момент я почувствовал, что Андрей устает. А значит, самое время выпускать Цымбаларя, за которым измотанный Вильторд не уследит. И все сошлось.
– А начался-то гол с Бесчастных…
– Да, в том эпизоде Володька здорово на фланге зацепился за мяч, хотя показалось, что Блану это было легче сделать. И, несмотря на то, что его накрывал Тюрам, он развернулся, мягко отдав между двух защитников пас Циле. А тот уже выдал роскошный сольный номер – убрал на замахе троих французов и вывел на удар Карпина. Светлая тебе память, Илюшенька.
– Что-то в нынешней сборной Слуцкого напоминает ту команду, о которой мы только что говорили?
– Пожалуй, стремление игрой отплатить за то, что в нее верят болельщики.
– Что бы пожелали нашим ребятам перед сегодняшним матчем на "Стад де Франс"?
– Что у них тоже есть шанс войти в историю. И упускать его нельзя.
Протокол матча Франция - Россия в отборочном турнире Euro-2000