Back in USSR. Где искать мотивацию сборной России
СВОЯ КОЛОНКА
Александр ПРОСВЕТОВ
Матчами с Турцией и Ганой национальная команда вступает в неизведанный для себя льготный период. Никакой нервотрепки, так или иначе сопровождающей отборочный цикл. Впереди два года "оранжерейного" футбола, вроде бы позволяющего безнаказанно проводить эксперименты. Собраться с силами на Кубок конфедераций – и снова в покой "научной лаборатории".
Однако привилегии подразумевают и ответственность.
В 80-е годы сборную СССР иронично окрестили чемпионом мира по товарищеским матчам. Оперируя громкими лозунгами, от нее всегда требовали побед. Перебор? В какой-то мере. Зато в последние годы мы кинулись в другую крайность, убедив себя: контрольные игры ничего не значат. Вот грянет гром – тогда, мол, себя и покажем.
Самое печальное, что в это уверовали футболисты. Как следствие, спарринги утратили привлекательность. Во всяком случае, в столичном регионе они, мягко говоря, не пользуются популярностью. Да и польза от них часто сомнительна.
Обстановка ведь должна быть приближена к боевой. Если это часть учений, то пусть будет хотя бы в какой-то степени тяжело. По крайней мере бегать-то нужно, не держа постоянно в уме следующий матч. Какой прок от налаживания взаимодействий, о котором так любят упоминать, если технические приемы выполняются на низкой скорости?
Для большинства болельщиков не так уж и важны нюансы расположения на поле, сколько у команды тех же защитников или нападающих. Схема – это, так или иначе, рабочий вопрос, который решать тренеру. Для народа первостепенно некое эмоциональное состояние, которое создает футбол.
И ничто не отталкивает от него так, как равнодушие и безволие. Потому от команды Станислава Черчесова, известного нетерпимостью к проявлениям на поле безразличия, прежде всего хотелось бы страсти, пусть и не самого высшего порядка, какую предполагает соревновательный уровень, а также "советской" сосредоточенности на результате, который, если достигнут в серьезной борьбе, помогает поверить в себя.
Увиденное в Турции оставило неоднозначное впечатление. Восторгов не вызывало, но по крайней мере это можно было смотреть без постоянной борьбы с накрывающим сном. И не потому, что разум возмущенный кипел.
Несмотря на отведенную матчу миссию укрепления или, скорее, восстановления дружбы с географическим соседом, у меня не создалось ощущения "выставочности". Мне кажется, мы сами настраиваем себя на ее поиск.
Между тем российская команда старалась. Игроки с первых минут пошли в отбор на чужой половине поля. Мячом потом не лучшим образом распоряжались, но это уже другой вопрос.
Стремились проявить себя и турки, которым нужно было перед своей публикой "отмазываться" за неудачный Euro-2016. Посему случился ряд весьма жестких, хотя и чисто игровых, столкновений. Жирков, исполнявший у нашей сборной роль катализатора атак, даже желтую карточку за грубость заработал. Правда, не хватало как скорости, так и взаимопонимания, но следует все-таки учесть, что соперники вышли на поле душным и влажным турецким вечером, что состав у наших существенно обновился.
Можно было, между прочим, и победить – момент у Оздоева в концовке после подачи Самедова был отличный. Однако и выездная ничья – нормальный результат для перезагрузки.
Теперь во вторник ждет встреча со сборной Ганы, финалистом последнего розыгрыша Кубка Африки, состоявшегося зимой 2015 года.
Необычный для нас соперник. Сборная из Черной Африки лишь во второй раз будет гостить в Москве. Четыре года назад Фабио Капелло начинал свой российский этап биографии с трудной ничьей на "Локомотиве" во встрече с Кот-д’Ивуаром (1:1).
Для "Черных звезд", как прозвали ганскую команду, должно быть престижно обыграть большую Россию, пусть на сегодняшний день в рейтинге ФИФА, располагаясь в четвертом десятке, они ее даже немного опережают.
Хорошо бы еще московская публика в массовом порядке поддержала перестройку нашей сборной хотя бы приблизительно так, как это сделали турки, заполнившие стадион в Анталье. Болельщикам тоже надо научиться абстрагироваться от товарищеского статуса встреч предстоящих двух лет. Сборная же должна им в этом помочь.