Роман Нойштедтер: "Адвокат просил передать привет Васе, Дзаге, Акинфееву"
ТОВАРИЩЕСКИЙ МАТЧ. Сегодня ТУРЦИЯ – РОССИЯ
Игорь РАБИНЕР
из Белека
Поскольку индивидуальные интервью в день перед игрой в нашей команде не приветствуются, я связался с Романом Нойштедтером накануне.
С кем еще интереснее всего поговорить перед встречей турок с россиянами, если не с нашим полпредом на Босфоре? Тем более в "Фенере" как у Витора Перейры, так и у сменившего его Дика Адвоката экс-игрока "Шальке" ценят и при любой схеме выпускают в стартовом составе.
Но начали мы с другого – смены имиджа. Пару недель назад Нойштедтер перекрасил волосы в белый, пусть и не столь радикальный, как у Лео Месси или Аарона Рэмси, цвет.
ЧЕРЧЕСОВ СПРОСИЛ, ХОЧУ ЛИ ИГРАТЬ ЗА СБОРНУЮ.
СОМНЕНИЙ НЕ БЫЛО
– Вы не с Месси, Погба и Рэмси пример взяли? – спрашиваю Нойштедтера. – А то что-то у футболистов мода повальная пошла.
Он смеется:
– Нет, они тут ни при чем. Просто сейчас была короткая стрижка, и подумал: надо бы покрасить, попробовать, чуть-чуть поэкспериментировать, пока 30 лет нет. А потом волосы и так седыми станут. В "Фенербахче" некоторые ребята смеялись, но в целом мнения разделились. В сборную главный шутник, Артем Дзюба, из-за травмы не поехал, так что посмотрим, какая реакция будет – может, вообще не узнают...
– Теперь о серьезном. Новый главный тренер Станислав Черчесов в интервью обмолвился, что вы были одним из двух футболистов, с которыми он лично связался в первые же дни после назначения. О чем говорили?
– Многое из этого разговора останется между нами. Из того же, о чем могу рассказывать, Черчесов спросил, как у меня все складывается в Стамбуле и новом клубе. Тренер сказал, что хочет пригласить меня, и спросил, вижу ли себя в сборной. Я тут же ответил: "Да, конечно, хочу и дальше выступать".
– А сомнения на этот счет после Euro-2016 у вас не появились?
– Нет.
– И сожалений, что ввязались во всю эту историю с получением российского паспорта, не было тоже?
– Не было.
– С Черчесовым по-русски говорили или по-немецки?
– Он, кстати, спросил меня, как лучше. Я ответил, что как угодно. На это Черчесов сказал: "Тогда будем по-русски".
– То, что вы будете ждать сборную в Анталье, предложил сам тренер?
– Я спросил, нужно ли мне ехать в Москву на собрание команды и первую тренировку. Подчеркнул, что, если надо, прилечу. Но Черчесов ответил: "Нет. Жди нас в Турции".
– Важно ли именно выиграть матч в Турции для морального восстановления команды после Euro?
– Победа всегда оздоровляет. У нас очень много новых футболистов. Со многими мне только предстоит познакомиться. Увидел состав – и подумал: выходит, хотим строить что-то совсем новое, чтобы было готово через два года. Значит, нужно начинать это прямо сейчас, потому что обновлять сборную через год уже поздно.
– На этот раз не вызван Кокорин, вместе с Мамаевым (тоже не приглашенным, но травмированным) засветившийся в скандальной истории с ночным клубом в Монте-Карло. Как относитесь к ней и шуму вокруг нее?
– Слышал об этом. Но не мое дело обсуждать. Каждый должен для себя решать, что он делает после таких событий, как этот чемпионат Европы.
– Вы могли бы в такой ситуации оказаться?
– Не знаю. Я сразу полетел домой. А там я точно не мог в такую ситуацию попасть.
– Отдыхать куда потом отправились?
– Никуда. Не был в отпуске. Сразу подписал контракт с "Фенербахче".
– Кстати, первая информация об интересе турок к вам вышла в свет 23 июня, через три дня после поражения от Уэльса. То есть они еще во время Euro на вас выходили?
– Нет, сразу после нашего вылета.
ЗВАЛИ В "РУБИН". НО "ФЕНЕРБАХЧЕ" – ЛУЧШЕ
– Весь май и первую половину июня ходили разговоры, что можете перейти в одну из ведущих российских команд, но вы выбрали Турцию. Какие еще предложения поступали?
– Скажу только, что с парой клубов говорил. Но упоминать названия не стану.
– Ходили разговоры, что вы подписали предварительное соглашение с ЦСКА.
– Такого не было.
– Но что точно было – главный тренер "Рубина" Хави Грасия подтвердил, что вас звали в Казань, и лишь когда этот вариант сорвался, переключились на Александра Сонга. Для себя "Рубин" всерьез рассматривали?
– Да, звали, я раздумывал. Но в конце концов решил и сказал, что в 28 лет это для меня не вариант.
– Почему?
– Потому что вариант с "Фенербахче" показался мне интереснее, чем "Рубин". Очень доволен, что сюда пришел. И клуб, и пацаны в команде отличные, и люди в стране очень приятные, помогают во всем. Учу турецкий, причем сам, без преподавателя. "Хорошо", "как дела", "доброе утро", "добрый вечер" – все базовые выражения уже знаю. А в команде помогает переводчик с английского, испанского и португальского.
– В СМИ проходила информация, будто ваша жена сказала, что не хочет жить в России.
– Отправиться в Турцию – мое и только мое решение. Разумеется, всегда говорю жене о предложениях, которые у меня есть, но окончательное слово за мной. А она сказала, что со мной хоть куда поехала бы. Так что это неправда. Может, кто-то просто не ожидал, что я откажусь, и поэтому запустили такую информацию. Но супруга тут абсолютно ни при чем.
С "ФИОРЕНТИНОЙ" И "РОМОЙ" НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ
– Правда, что вами интересовались "Фиорентина" и "Рома"?
– Да. И то, и другое.
– Почему Турцию предпочли Италии?
– Интерес итальянских клубов был не таким, как со стороны "Фенербахче".
– И даже после "Фиорентины" и "Ромы" не пожалели, что...
– (Прерывает.) Нет.
– Вы наверняка надеялись выступить в Лиге чемпионов, но в квалификации вылетели от "Монако". Перейру именно за это уволили?
– Наверное. Нам ничего не объяснили. В сборной тоже не было объяснений...
ДАЖЕ КОГДА ВЫЙДЕМ НА РАЗМИНКУ,
БУДЕТ МОЩНЫЙ СВИСТ
– Какой погоды стоит ждать в Анталье в 21.30, когда прозвучит стартовый свисток?
– Очень жаркой! Из-за этого мы летом всегда начинаем без четверти десять, и то это не сильно помогает. К тому же в Стамбуле высокая влажность. Как будет в Анталье, пока не знаю, здесь еще не играл. Но думаю, что точно так же.
– Насколько велик в Турции ажиотаж вокруг матча?
– Фанаты здесь в хорошем смысле больные по футболу. Нам надо готовиться к тому, что, когда у нас будет мяч, или если начнем разговаривать с судьями, стадион зайдется диким свистом. А уж если гол забьем... Да даже когда просто на разминку выйдем, будет очень громко!
– Какие вообще первые впечатления от турецкого футбола, чемпионата, болельщиков?
– То, что "Фенербахче" – очень профессиональный клуб. Вся организация, обстановка, база, стадион – все здорово. Арена очень красивая. В футбол умеют играть и "маленькие" соперники: мы уступили в первом туре, во втором сделали вничью. Да, рано получили красную карточку, но все равно здесь все далеко не так легко, как некоторые могут подумать. Эти команды вполне соответствуют уровню некоторых клубов первой бундеслиги. Все очень сильны физически. Правда, стоят сзади и ждут наших ошибок.
– Во встрече с "Кайсериспором", завершившейся вничью – 3:3, дубль у ваших соперников сделал бразилец Веллитон, некогда дважды лучший бомбардир чемпионата России в составе "Спартака", а потом завсегдатай ночных клубов. Он опять в порядке?
– Два головой забил и один отдал – судите сами. Конечно, хороший игрок!
– Почему в Турцию едут столько звезд покруче Веллитона, при том, что по рейтингу чемпионат стоит ниже российского?
– Даже не знаю. Могу говорить о себе. Я хотел попробовать чего-то нового. И когда появилось предложение от "Фенербахче", сразу сказал: мне интересно это посмотреть, хочу увидеть город и клуб – а потом буду решать. И когда побывал в Стамбуле, сразу решил, что хочу в этом клубе играть. Играть, чтобы стать чемпионом.
– В первую очередь город очаровал?
– Нет, клуб. Во многих странах есть большие города, но мне именно "Фенербахче" очень понравился.
– Нынешней весной, в разгар политических разногласий между Россией и Турцией, ваш партнер по сборной Дмитрий Тарасов после матча "Фенербахче" – "Локомотив" уходил с поля в майке с портретом Владимира Путина. Вам в команде никто об этой истории не напоминал?
– Никто ничего мне об этом не говорил.
– Во время матча "Монако" – "Фенербахче" видел, что у вас на спине написана не фамилия, а имя. Почему?
– Меня спросили, что бы я хотел видеть на майке. Уточнил – а что можно? Когда предоставили такой выбор, решил попробовать что-то новое. Написал "Роман" еще и потому, что для турецких людей так легче.
– Отец не обиделся?
– Нет, что вы!
– Он теперь работает спортивным директором "Кайрата". Андрея Аршавина в сборную не рекомендовал?
– Пока нет (улыбается). Мне было бы очень интересно с Аршавиным познакомиться. Но пока времени слетать в Алма-Ату нет. До конца осени пауз не будет, а зимой там слишком холодно.
И ПЕРЕЙРА, И АДВОКАТ ВИДЯТ МЕНЯ ЗАЩИТНИКОМ
– Черчесов говорил, что рассматривает вас как центрального защитника. Вам он тоже это говорил?
– Подробно на тему амплуа пока не говорили. Но я и последние полтора года в "Шальке" выходил в обороне, и сейчас в "Фенербахче". На этой позиции хорошо себя чувствую. И ранее Витор Перейра, и теперь Дик Адвокат видят меня именно там.
– Насколько неожиданной стала смена тренера, и как она на вас отразилась?
– При Перейре действовали по другой схеме – с тремя центральными защитниками, при Адвокате перешли на модель с четырьмя игроками обороны. А отношения с обоими тренерами хорошие. Адвокат пришел две недели назад, и за это время мы уже успели провести четыре матча. Времени, чтобы что-то натренировать, маловато. После сборных наверняка будет больше тактических занятий.
– То есть для вас не будет проблемой играть ни по одной, ни по другой модели?
– Нет.
– С Адвокатом, кстати, сборную России не обсуждали? Все-таки не чужой для нас человек, победитель Кубка УЕФА и Суперкубка во главе "Зенита" и главный тренер нашей команды на Euro-2012.
– Нет. Только просил передать привет некоторым футболистам, которых знает по сборной. Васе, Дзаге, Акинфееву...
– Ваш конкурент по позиции Сергей Игнашевич, по всей видимости, в команду уже не вернется...
– А я еще не читал, что он принял окончательное решение.
– Официально об этом не объявлено, но все говорит за то, что это именно так.
– Игнашевич – очень хороший игрок и человек, рекордсмен по числу матчей в истории сборной России. Провести на таком уровне 120 встреч – на такое единицы способны, и он вел команду за собой. И мне помогал. Вне зависимости от того, решил Сергей закончить выступления за сборную или нет, всегда буду помнить его как отличного парня.
"РОСТОВ" – ПРИМЕР ДЛЯ СБОРНОЙ
– В социальной сети вы написали, что после окончания контракта с "Шальке" хотели отправиться за пределы Германии. Но почему? И по-прежнему ли вы обижены на клуб из Гельзенкирхена, где к вам, по вашим словам, "не проявили уважения"?
– Нет, я не в обиде. А решил выступать в другой стране, потому что в Германии у меня после "Шальке" не было команды, которая вызвала бы у меня такие эмоции: "О, я хочу здесь играть!". После Гельзенкирхена с его фанатами трудно переходить куда-то. Потому и решил попробовать что-то новое.
– Сразу три немецких коллектива стали соперниками российских в еврокубковых группах – "Байер" встретится с ЦСКА, "Бавария" с "Ростовом" в Лиге чемпионов, "Шальке" с "Краснодаром" в Лиге Европы. Кто, по-вашему, сильнее?
– Думаю, на данный момент немецкие команды. Но никогда не угадаешь, какой будет ситуация в конкретный день. Кто мог предположить, что "Ростов" разгромит "Аякс" и выйдет в группу Лиги чемпионов? Знал, что ростовчане сзади хорошо стоят и впереди всегда опасны, но не ожидал, что они победят дома со счетом 4:1.
– Туда вас не звали?
– Нет. Кстати, считаю, что выход "Ростова" в Лигу чемпионов и игра против "Аякса" – показатель того, что так же может выглядеть и сборная России. Нам надо просто всем вместе хорошо работать. Другое дело, что национальная команда не так часто собирается вместе. Но этот пример показывает, что возможно все. В том числе и через два года на чемпионате мира. Это помогает всему российскому футболу.
– А с двумя словаками из "Фенера" – Шкртелом и Стохом – обсуждали матч Россия – Словакия на Euro?
– Конечно. Вернее, это делали они, а я молчал. Мы потерпели поражение и плохо играли – что мне обсуждать? Лучше помолчать.
– Чего не хватило и сборной в целом, и лично вам? Раскованности, знания партнеров?
– Я первый раз играл за сборную, поэтому лучше спрашивать об этом других.
– С Робином ван Перси в "Фенербахче" не вспоминали четвертьфинал Euro-2008 Голландия – Россия?
– Пока не успели. Он, наверное, скажет, что ничего не помнит (улыбается). Зато о России много говорили с Эменике. Ему очень понравилась Москва, и он по-прежнему следит за "Спартаком". Расспрашивал меня, кто там сейчас в составе. Многих уже не знает...