Анатолий Бышовец: "Мой кандидат - Черчесов"
Мнение пародиста Михаила Грушевского об Анатолии Бышовце на страницах "СЭ" не оставило равнодушным не только наших читателей, но и самого тренера. На днях мэтр заглянул в редакцию, чтобы не только ответить на претензии, но и поделиться своим взглядом на игру и результат сборной на Euro-2016.
СЛОВА ГРУШЕВСКОГО – ХОРОШИЙ ПИАР
– Во-первых, мне самому было бы трудно оценить уровень актера и пародиста Грушевского, – говорит Бышовец. – Но дружба с большим числом актеров позволяет мне утверждать, что господин Грушевский – хорошая пародия на актера. Но я бы хотел рассматривать его мнение как интригу.
– Какую же?
– Сегодня началась кампания по выборам тренера сборной. Я один из кандидатов. И вдруг появляется статья человека, у которого нет ни знания, ни понимания спорта в целом и футбола в частности. Можно привлечь к себе внимание на фоне Бышовца, прослыть другом Слуцкого, заработать вистов перед ЦСКА. В целом мне все понятно. Мне создали хороший пиар. Впрочем, лучшей рекламой являются слова Колоскова: "Бышовец – эталонный тренер с талантом". Я имею моральное право объективно и независимо оценивать происходящее в нашем футболе, у меня за плечами порядка ста матчей в сборных СССР, СНГ, России и Южной Кореи на самом высоком уровне. И все эти команды создавались практически с нуля.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРИКЛЕЕННЫХ БЫШОВЦУ ЯРЛЫКОВ
– Мнение Михаила Грушевского – это же…
– Энциклопедия приклеенных Бышовцу ярлыков?
– Поговорим о них. Бышовец – интриган, пример – "Письмо 14-ти" в 93-м.
– У каждого своя правда. Могу назвать игроков, подписавших то "письмо 14", декабристами. Эти люди поиграли за рубежом, как и декабристы во время войны побывали в Париже. Выдающиеся футболисты! Когда меня пытаются назвать интриганом, я горжусь – меня выбрали лучшие, цвет нашего футбола: Добровольский, Колыванов, Кирьяков, Шалимов, Кульков, Канчельскис, Мостовой!.. Очень им благодарен. Люди жертвовали чемпионатом мира. Да, не достучались, но они были за футбол, за сборную, и против околофутбольного произвола. Кроме того, понимали, что, не имея отношений с главным тренером, трудно добиться результата.
– Еще одна претензия – шесть поражений осенью 98-го, провал на старте отбора к Euro-2000, ваша отставка и приход Олега Романцева, чтобы все исправить.
– В 98-м я принял сборную за пять дней до первого отборочного матча, с Украиной. И может, мы разделим ответственность за результат со "Спартаком", который не давал футболистов? Что это, как не интриги? Ведь кандидатурами Колоскова были Романцев и Гершкович, а назначили меня.
– Вы получили назначение благодаря связям в правительстве.
– Да. Я принял "Зенит", который вместе с Садыриным покинули пять человек. Но мы в течение года решили вопрос комплектования, причем не за огромные деньги, и на следующий год уже конкурировали со "Спартаком". Ситуация в национальной команде была сложная – отсутствие результата, качество игры… И когда тебе предлагают возглавить команду…
– Кто?
– Глава Администрации Шабдурасулов, заместители председателя Правительства. Отказаться невозможно. Колосков должен был уйти по собственному желанию, но РФС общественная организация, нужно проводить Конференцию… Сидя в кабинете с руководителями, обратились к Черномырдину – при Колоскове, кандидатурами которого были Гершкович и Романцев, трудно добиться результата. И вот, когда Вячеслав Иванович отказался покинуть свой пост, Черномырдин, который тогда руководил Правительством, очень жестко сказал – он решит вопрос, использует рычаги. Я понимал, что это несправедливо по отношению к Колоскову, и на таких условиях отказываюсь работать. При встрече с Вячеславом Ивановичем мы пожали руки и сказали друг другу – надо во имя Отечества послужить. И начали отборочный турнир к ЧМ-98. Но… Спартаковцы не приехали на первый сбор, и мы должны со "Спартаком" разделить ответственность.
– А почему "Спартак" так поступил?
– По словам Колоскова, у меня не было отношений с Романцевым. Хотя прекрасно ладили со Старостиным. Но приезд игроков – не отношения с Романцевым, а прерогатива федерации. И передо мной не стояла задача дать результат в отборе к Euro-2000, стояла задача создать команду. Появились Смертин, Семак, Титов, Тихонов, Панов – костяк, который играл в 2002-м в Японии. Задача была решена. У меня нет к себе претензий!
Я выбрал путь наибольшего сопротивления, играя товарищеские матчи не с Молдавией и Казахстаном, а с Испанией и Бразилией!
– Зачем?
– А надо было смотреть футболистов. Только с сильным соперником можно получить информацию и о качестве игры, и о качестве игроков.
– Но почему вы не продолжили совмещать работу в "Зените" и сборной?
– Мутко и Колосков приняли решение о запрете. Я не стал бороться и посчитал нужным сосредоточиться на сборной.
– Но вы могли попросить помощи в Правительстве.
– Решение уже было принято. К тому же совмещение требует огромных затрат, я это проходил уже в "Динамо" и олимпийской сборной.
– Правда, что в этот момент, в конце 80-х, вас в "Динамо" пытался подсидеть Константин Бесков?
– Да, он ушел из "Спартака" и был главным тренером ЦС "Динамо". И по заметке и высказываниям Орлова следовало, что игроки "Динамо" против меня…
– Какого Орлова?
– Геннадия. По его словам на ТВ и заметке в прессе, команда была против меня и за Константина Ивановича. Я собрал игроков "Динамо" и спросил, кто именно против. Нет таких. Говорю: "Ребята, я уйду из команды, если хотя бы пять человек окажутся против".
– Руку кто-то против вас поднял?
– Нет. Я попросил: "Давайте я выйду на 10 минут, и вы напишите письмо, что или против меня, или против Бескова". Вернулся, а письмо уже есть – стопроцентное доверие игроков Бышовцу. И мы отнесли письмо в прессу.
– Зачем же Геннадий Сергеевич это писал?
– Вот и я хочу спросить, кто интриган – Бышовец или Орлов? Читаю Википедию, что я.
– Что читаете?
– Википедию. Когда мы говорим о Бышовце, такое впечатление, что в футболе он один интриган. Да еще такой, что все знают о его планах. А остальные у нас ангелочки махровенькие! Бышовец еще не успел проиграть Шотландии на Euro-1992, как будущие помощники Садырина уже ориентировали тренерский совет РФС на то, как меня снять.
– Это кто?
– Игнатьев и Семин, едучи на электричке в Стокгольм с другими специалистами, формировали настрой на то, чтобы тренерский совет голосовал против Бышовца. Этому не надо удивляться. Дело в том, что 90-м тот же совет проголосовал против меня и за Садырина, который тогда отказался. Появилась фамилия Кучеревского, которого поддерживали Лобановский, Симонян… Но его попросили представить программу, список игроков, планы сборов. На все это Кучеревский отвечал одним словом: "Будет". А у меня все уже было! Просили назвать кандидатуру центрального защитника, и я указал на Рахимова! И вопросы сняли. А тренеры потом возмущались, как же так, вопрос без них решен. Я понимал, как сложно пойти против определенного круга тренеров. Это как шоу-бизнес, есть смертельные случаи.
– Мрак.
– Когда выигрываешь мировой турнир, я имею ввиду Олимпиаду-88, то поднимаешь планку. И зависть людская пытается, не дотянувшись до нее, опустить не планку, но человека. Нужно найти компромат. Если нет – придумать.
– Так что же было с шотландцами на том Euro?
– В команде появилась информация, что сопернику ничего не надо. Распускали слухи, что шотландцы пьют по кабакам! И самое главное – наши руководители… Пришел после пресс-конференции после матча с голландцами, слышу: "Ребята, все нормально, наши футболисты, игравшие в Шотландии, порешают вопрос".
– Кто говорил?
– Один из руководителей.
– Кто?
– Один из руководителей. Бытовало мнение, что шотландцам ничего не надо, они уже закончили турнир. И только идиот, не понимавший, что такое шотландцы, которые не могут, приехав домой, посмотреть в глаза болельщикам, мог в это верить. У них же гипертрофированно уважительное отношение к стране и болельщикам!
ТРЕНЕРА ВОЗНОСИМ ДО СТЕПЕНИ БОЖЕСТВА, ЧТОБЫ ПОТОМ ПРЕВРАТИТЬ В УБОЖЕСТВО
– Перейдем к оценкам Еuro-2016.
– Турнир стал для Слуцкого настоящим вызовом, но у него не оказалось опыта управления командой на таких сложных соревнованиях. Это и подготовка в целом, и подводка к оптимальному состоянию группы игроков – с учетом их возраста. Конечно, стратегия выбора тактики к каждому сопернику.
Слуцкий решал две задачи, и это конфликт интересов: с одной стороны, выступить хорошо здесь и сейчас, а с другой – думать о стратегии подготовки к ЧМ-2018. Итоговый результат исключил как решение первой, так и второй задачи. Команда не играла на лучших качествах футболистов, а к домашнему первенству нам надо создавать новую сборную. И, конечно, изменить отношение к тренеру.
– Как именно?
– Каждого приходящего специалиста при успехе, как принято у нас, превозносим до статуса божества, чтобы при неудаче превратить в убожество. Не всегда реакция тренеров на восхваление бывает адекватной – я имею ввиду высказывание Слуцкого о Мостовом, которого он назвал дилетантом, имея ввиду, что у Саши нет опыта тренерской работы. Но разве теперь, когда у самого Слуцкого есть опыт, но нет результата на уровне сборной на первом для него большом турнире, мы имеем право называть тренера дилетантом? Перед матчем с Уэльсом чуть ли не вся страна советовала Слуцкому при выборе состава и те, кого советовали, вышли.
– Вы этому, кажется, не слишком довольны.
– У меня твердое убеждение, что ряд игроков, появившихся на поле в Тулузе, просто не готовы. Именно поэтому Слуцкий их и не привлекал в основной состав. Появление Мамаева и Широкова пошло в ущерб результату.
– Почему?
– Широков не попадал в состав ЦСКА и сборной не потому, что плохой игрок, а по причине плохой готовности. И естественно, ему было трудно вписаться в ритм.
– А Мамаев?
– Он не выходил на своей позиции, что удивительно. Кроме того, Павел не более, чем игрок эпизода. У нас вообще много футболистов не играющих, а подыгрывающих. Нет лидеров вроде Рэмси, Бэйла и Аллена. Было очевидно, по какой схеме играет Уэльс, стоило структурно готовить команду так, чтобы она сумела ограничить действия Бэйла и Рэмси. Но не могу говорить о том, что выбор тактики соответствовал возможностям игроков.
– Какие последствия результата на Euro для команды в целом?
– Мы в тупике. Износились в плане игроков, предстоит смена поколений. Потеряли средний возраст – ни Мамаев, ни Смолов, ни Кокорин, ни Смольников не реализовали себя как личности. Я имею ввиду сборную, где их потенциал под большим вопросом.
– Главный тренд после Euro – давайте отменим лимит.
– Глупость. Его надо, наоборот, ужесточить. Не надо искать проблему только в паспорте игроков. Проблема – в тренерах и президентах. Дело в том, что покупая средних иностранцев за большие деньги, мы зависим от потраченных сумм. Легионеров ставят в состав в ущерб нашим, потому что у иностранца записано в контракте стопроцентное участие в матчах. И ведь мы не можем сетовать на недостаток хороших молодых ребят.
– Назовите фамилии.
– Головин играл во Франции. А есть еще Могилевец, Подберезкин, Оздоев, Емельянов... У нас есть футболисты! Говорю о тех, кто уже на Euro был готов выйти вместо отыгранных.
– Отыгранных?
– Тот же Саша Самедов появился с Уэльсом. Но если Слуцкий на него не рассчитывал, зачем привез на турнир? Зачем выпускать в самом конце, при счете 0:3? Пусть уж Могилевец или Подберезкин сыграют, критически оценят себя.
– Головин посмотрел и говорит, что надо уезжать.
– Как ты можешь уезжать, если здесь, в России, только начал играть и не проявил на должном уровне? Кого из россиян примут с распростертыми объятиями на Западе?
– Как сопоставить ужесточение лимита и огромные зарплаты русских игроков?
– Вопрос структурирования заработной платы. Ее зависимости от числа проведенных матчей, забитых голов. Систему гонораров в лиге надо менять, она должна соответствовать уровню футболиста. Но такой заинтересованности нет, потому что мы создали условия для консервации игроков.
– Что их может мотивировать уезжать?
– Деньги. Как только у нас упадут зарплаты, игроки поедут. Если будет, куда. Если позовут. Но ведь почему заиграли Могилевец и Подберезкин? Им просто дали практику! А кому дали еще? Невозможно научить плавать в бассейне без воды.
КОНИ КОКОРИН И СМОЛОВ НА ФЛАНГАХ – ОШИБКА
– В чем ошибся Слуцкий?
– Как говорят в Одессе, в том, что принял сборную. А если серьезно, то его приход был логичен. Но затем непроизвольно ядро команды сместилось в сторону ЦСКА. Атмосфера подразумевала, что для него проблем с вхождением в коллектив не предвидится. А дальше нужна харизма. Вы видели, с каким видом выходили на замену или уходили с поля Мамаев или Широков? Им свойственны такие…
– Взбрыки?
– Нет. Как нельзя выровнять собачий хвост, так нельзя изменить характер. Не давая им практику, Слуцкий уже имел психологическую проблему. А когда ставил Мамаева на стратегическую позицию, появлялась проблема уже игровая. Мамаев – футболист эпизода, второго ряда атаки, практически не обороняющийся. А Смолов и Кокорин? Говоря шахматным языком, кони на флангах – это большая ошибка.
– Кони?
– Кони в шахматах – это фигуры середины. Они в итоге и уходили в середину. Надо же видеть игрока!
– Вы сказали о харизме…
– Ее нет. Слуцкий – хороший интерпретатор, но лишенный тонкости в знании футбола. Он что-то не так сделал в подготовке. Ведь травма Денисова – это тоже результат работы, после которой на ровном месте человек рвет мышцу. Мы же вообще не обсуждаем подготовку, нет дискуссии. Да вот комментаторов возьмите, кто-то из них обсуждает профессионально игру?
– Какие у вас к ним претензии?
– Я имею ввиду систему, при которой у каждого клуба есть свой комментатор. Иногда с их помощью ведут интригу, вбрасывая гадость. СМИ – это средство не массовой информации, а средство манипуляции информацией. Но я единственный могу себе позволить сказать, что для меня не важно общественное мнение. Большинство сильнее, но не качественнее. Меньшинство качественнее.
– Вернемся к Слуцкому.
– Ошибки?.. Есть у меня выражение – только идиот может верить тому, что происходит. Я смотрел матч Украины в третьем туре, игра оставила самое благоприятное впечатление. У нас же говорят почему-то о том, что России не хватало сил. Но организм такая вещь – надо говорить не о бессилии, а о безволии. Наши ребята с Уэльсом доходили этот матч. Понимаете разницу между добегали и доходили? Они ходили пешком по полю со счета 0:2. Где же воля? И кто-то мне после этого предъявляет "пьяных шотландцев"? О чем мне может говорить пародист? Как это вообще возможно?
НОЙШТЕДТЕР – ЗАЛОЖНИК НЕМЕЦКОГО ФУТБОЛА
– Понимаете, как мы организовали игру в атаке?
– Нет. Футболисты должны играть на своих лучших качествах. А что у нас получилось? Смолов и Кокорин – разве фланговые полузащитники? Головин – разве опорный? Нойштедтер – заложник немецкого футбола. Очень ограниченный и осторожный. Ему сказали – ты опорный, он играет по зоне, отдает ближнему, без инициативы. Классная команда – это скорость. То, как ты сможешь разбежаться. Мы не успели за валлийцами.
– Вы говорите, что надо создавать новую команду. Она начинается с вратаря. Акинфеев должен остаться?
– Нет. Он один из лучших вратарей, но есть профессиональные проблемы. Смотрите гол от англичанина Дайера: Игорь делает шаг в сторону и пропускает. А в голевых эпизодах в матче с Уэльсом он мог выручить, сыграть более качественно. Но Игорь падал вперед ногами – до удара.
– Кто, если не Акинфеев?
– Помимо тех, кто был на Euro, перспективен Крицюк.
МОЙ КАНДИДАТ – ЧЕРЧЕСОВ
– При назначении Слуцкого у вас была другая кандидатура. Себя имели ввиду?
– Чушь! Черчесова! По своим качествам, отношению к делу Стас соответствует. У него есть набор знаний, практический опыт – игровой и тренерский. Есть умение создать рабочую атмосферу в команде. Это один из самых реальных кандидатов. Я напрочь отвергаю Пеллегрини за 10 миллионов евро.
– Почему?
– Все иностранцы ничего не привнесли в наш футбол. А унесли с собой только деньги.
– С другой стороны, у Черчесова в "Динамо" было несколько футболистов нынешней сборной, и команда не выиграла титулов, провалив весенний отрезок чемпионата.
– Безусловно, ему есть, в чем совершенствоваться. Надо выстроить отношения с определенным кругом людей. И самооценка иногда завышена. Но он может создать новую команду.
– Представим, зовут в сборную вас. Да или нет?
– Не получится – да или нет. Смогу говорить, когда будет предложение и условия. Дам программу и мы ее обсудим. Я никогда не скажу, что добьюсь результата. Знаю только одно – все, что можно и необходимо для победы, будет сделано.
– Слышали про себя, что Бышовцу уже 70, Бышовец уже старый?
– Если у тебя плохое зрение, то ты стал зорче видеть. Если есть проблемы с физикой, ты научился правильно распределять силы.
– Вы сейчас пенсионер?
– Да.
– Родина пенсией отблагодарила?
– Пенсия – 14 тысяч. Мы живем в стране, где тот, кто создает и приносит результат – главный режиссер или тренер – не получает достойную пенсию. Говорил об этом Славе Фетисову, Виталию Мутко. Но ничего нет. А возраст… Суворов в 70 лет перешел через Альпы.
– И вы готовы?
– Могу не дойти. Но если надо, доползу.
– Доползете?
– Да. Я такой.