"Зенит" за два года заработал 95 миллионов
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
Эрнани и Йоан Молло – так зовут футболистов, считающихся главными новичками "Зенита" этой зимой. Они известны тем, кто следит за чемпионатами Бразилии и России, возможно, их знают болельщики-соотечественники, но вряд ли эти имена можно назвать громкими по-настоящему.
То же самое говорят и цифры. Один стоил восемь миллионов евро, второй – три. Вдвоем они не составили и трети от предполагаемой суммы, которую в 2012 году петербуржцы выложили, например, за одного Витселя.
Впрочем, Витсель, равно как и Халк, – это экстрим, верхняя точка финансового могущества "Зенита", которой клуб с тех пор больше не достигал и, кажется, нескоро достигнет. Но даже в сравнении с другими покупками последнего десятилетия (а новая, богатая эпоха сине-бело-голубых как раз стартовала с 2006 – 2007 годов) Эрнани и Молло выглядят скромным усилением. "Зенит" платил больше за Тимощука и Быстрова, Данни и Бруну Алвеша, Рондона и Хави Гарсию и даже за Бухарова выложил 12 миллионов (были ж времена!).
Время, когда миллионы можно было не считать, закончилось. Глядя на последние трансферные походы "Зенита", приходишь к выводу, что та самая прекрасная эпоха – уже история.
Смотрите. Начиная с 2006 года лишь один из 18 последующих трансферных периодов завершился для "Зенита" с небольшим положительным балансом. Это случилось незадолго до победы в Кубке УЕФА, в январе 2008 года, когда петербургский клуб за 10 миллионов евро продал в "Ливерпуль" Мартина Шкртела. Учитывая все покупки того же периода, питерцы оказались в плюсе примерно на миллион.
Но это не вписывалось ни в какие тенденции и выглядело исключением. Ведь все остальные кампании "Зенит" проводил щедро, не считаясь ни с чем, включая кризис 2008 года.
С лета 2006-го и по лето 2014-го клуб потратил на новичков 342 миллиона евро. При этом на продаже футболистов за тот же период заработал 88 миллионов. Итого минус 254 миллиона.
Однако с зимы 2015-го ситуация стала меняться. Два последних сезона (то есть четыре трансферных окна в чемпионатах-2015/16 и – 2016/17) "Зенит" держится в уверенном плюсе. Это произошло как за счет серьезных продаж – Рондон (17 миллионов), Халк (56), Гарай (24), Витсель (20), так и благодаря новому подходу к селекции.
Сразу несколько основных футболистов сегодняшнего "Зенита" достались ему бесплатно либо за символическую компенсацию. Дзюба, Кокорин, Жирков, Маурисиу, Мак – самым дорогим из этой компании для питерцев стал словак, за которого ПАОКу заплатили 3,5 миллиона евро. Лидер атак Жулиану обошелся в 7 миллионов.
Это не значит, что пришедшие футболисты – низкого качества. Мы видим, к примеру, как здорово вошел в сезон Жулиану, который имеет для "Зенита" огромное значение, достойным образом выглядит Мак. Но ни один, ни второй не опустошили клубный кошелек на десятки миллионов. Оказалось, что селекцию можно проводить и с меньшим размахом.
За счет всего этого клуб поправил общий баланс. С "минус 254" вышел сегодня на "минус 160". Это если считать с того самого 2006-го.
А если брать в расчет только два сезона, последовавших после обострения экономической ситуации в России (с конца 2014 года), то "Зенит" живет не просто по средствам, а работает на прибыль! Почти "плюс 95", начиная с 2015 года.
Так что, с одной стороны, недоумение болельщиков, привыкших к роскошным покупкам и теперь не понимающих, куда деваются доходы, объяснимо. Но с другой – новая политика "Зенита" полностью соответствует жизненным реалиям.
Да и не только им. И речь сейчас даже не о финансовом fair play. Кажется, что для акционеров "Зенита" куда больший вес имеют слова высшего руководства страны, которое уже не раз критиковало клубы за "необоснованные" и "непрозрачные" траты на дорогих легионеров. Спортивная борьба футбольных клубов порой походит на борьбу кошельков – это почти цитата, которую, надо полагать, в Санкт-Петербурге поняли правильно.
В последний раз больше 10 миллионов "Зенит" потратил летом 2014-го на Хави Гарсию, когда еще мало кто что понимал и доллар стоил 35 рублей. Что ж, вполне возможно, что своими нынешними действиями "Зенит" пытается вернуть своеобразный кредит, взятый им у самого себя (а точнее, у главного акционера) много лет назад.
Интересно, последует ли за первым ограничением (на покупку игроков) второе – на контракты? Это вероятно, ведь разговоры о потолке зарплат с каждым месяцем звучат все громче.