Кто-то еще хочет отменить послематчевые пенальти?
EURO-2016. 1/4 финала. Матч № 47. ГЕРМАНИЯ – ИТАЛИЯ – 1:1. Пенальти – 6:5
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
18 пенальти, которые исполнили две сильнейшие на этом чемпионате команды, можно пересматривать много раз. Это было полноценное остросюжетное произведение со всеми необходимыми атрибутами. Несколько раз казалось, что все – кульминация достигнута, выше напряжение быть уже не может, но случался новый удивительный поворот. Это и промах Швайнштайгера, и поразительное невезение Буффона, и помутнение рассудка у Пелле и Дзадзы. За кого бы вы ни болели, серия не могла не захватить.
Между тем в мировом футбольном сообществе уже несколько лет с разной степенью интенсивности идут разговоры об отмене послематчевых пенальти. В разное время с критикой выступали Луиз Фелипе Сколари, Роберто Донадони, Луи ван Гал.
Экс-глава ФИФА Йозеф Блаттер не раз грозился пересмотреть правило. "Футбол это командный вид спорта, а пенальти бьют не команды, а отдельные футболисты", – говорил он. До реальных действий, однако, так и не дошел. А потом Блаттера отправили на покой.
Тема, однако, жива. За пару дней до матча Италии и Германии ее снова подняли, теперь – по ту сторону океана. Мнение высказал новый главный тренер сборной Бразилии Тите.
– На мой взгляд, определять победителя в серии пенальти это негуманно, – заявил он. – Я придумал бы другой способ. Конечно, пенальти это техническое мастерство и психологическая устойчивость, но должен быть и другой путь. Не знаю какой, вот только несправедливо ругать великих игроков, которым просто не повезло нанести один точный удар.
Тите сказал это, явно имея в виду Месси, который после промаха с 11-метровой отметки и поражения Аргентины в финале Кубка Америки заявил о завершении выступления за сборную. Сегодня к словам тренера, наверное, могут присоединиться и многие болельщики сборной Италии.
И Польши.
И Швейцарии.
И всех тех, кто еще вылетит из важных турниров в результате этой жестокой, но увлекательной лотереи.
Когда поднимают вопрос о пенальти, то практически всегда пытаются понять, что важнее – гуманизм или зрелище. Но скажите, о каком гуманизме можно говорить, если речь идет всего-навсего об игре? Да, проигравших жаль, особенно когда они были так близки к победе. Вряд ли кого-то оставили равнодушным слезы Барцальи в прямом эфире. Вот только сочувствие вызывает любая спортивная драма. Как, например, вылет Хорватии от Португалии. И там были слезы, и даже больше чем слезы – люди рыдали прямо на поле. Но рыдали не потому, что случилось жизненное несчастье, не из-за потери или болезни, а просто из-за того, что уступили.
Ни в коем случае не призываю быть сухарями и воспринимать все спокойно, как сборная России. Здорово, когда игра вызывает эмоции. И футболистам вроде Барцальи искренне сочувствуешь, как сочувствуешь любым искренне неравнодушным людям, испытавшим большую радость или большое разочарование.
Barzagli after the game yesterday ?pic.twitter.com/yXfMP3vnmP
– Match Photography (@MatchPhotos) July 3, 2016
Но призывать в попытке сберечь чьи-то нервы к отмене очень захватывающего правила – это, на мой взгляд, перебор. С тем же успехом можно вообще отменить поражения. Логика будет схожей.
35-летний Барцальи, который, как сейчас говорят, "упустил последний шанс что-то выиграть", вообще-то обладает громадной коллекцией титулов. Он – чемпион мира, кавалер государственных наград Итальянской Республики. Как и Буффон с Де Росси. И, кстати, мировое первенство десять лет назад Италия также выиграла в серии пенальти. Грех жаловаться.
Не представляю, какой может быть альтернатива, если вдруг послематчевые пенальти действительно решат отменить. Играть до гола, как в хоккее, пока футболисты не рухнут на поле от обезвоживания? Вот это точно негуманно. Проводить переигровки, как полвека назад? Наверное, организаторы будут рады – можно еще больше заработать на билетах. Но не потеряется ли сама суть матчей на вылет и тем более финалов? Хотя к чему фантазировать, после Блаттера на официальном уровне об отмене пока никто не говорит, пусть идея и витает в воздухе.
Но если кто заикнется, пусть пересмотрит Германия – Италия и попробует сказать, что это было плохо.