Вячеслав Малафеев: "Для России ничья с Англией – как победа"
EURO-2016. Группа B. Матч №4. АНГЛИЯ – РОССИЯ – 1:1
Игорь РАБИНЕР
из Марселя
Я поймал Вячеслава Малафеева сразу после игры на выходе с комментаторской позиции. Он не производил впечатления вымотанного только что завершившейся работой – да еще с таким невероятным финалом! – человека, и легко согласился рассказать о своем дебюте в новой роли и оценить ход игры. Благо, знакомы мы много лет, да и книгу "Леонид Слуцкий. Тренер из соседнего двора", давно заготовленную для него в качестве презента, вручил легенде "Зенита" еще в перерыве.
Во Франции Малафеев также выступит в роли эксперта "Матч ТВ" в парижской студии телекомпании. Начали разговор мы с его новой ипостаси, продолжили – собственно игрой нашей команды и отдельных футболистов – в частности, Игоря Акинфеева.
НА ГОЛ БЕРЕЗУЦКОГО ОТРЕАГИРОВАЛ
В ЮЖНОАМЕРИКАНСКОМ СТИЛЕ
– Как чувствовали себя в новой роли? – спрашиваю Малафеева.
– Если честно, в первом тайме не знал, как себя вести. Потому что понимал: Кирилл (Набутов. – Прим. "СЭ") должен быть первым номером, а я, как говорится, подыгрывать. Но уже в перерыве знакомые мне написали: "Не тушуйся, что-нибудь расскажи, подольше поговори!" И я подумал: ну ладно, давайте. Во втором тайме расслабился, а потом уже, когда мы пропустили, решил: "Все, настало время! Если я не буду верить, если не вселю надежды для телезрителей, тогда ничего не получится".
Потому что, честно говоря, мало что предвещало, что матч может закончиться так, как это произошло. Но все-таки верил до конца, поскольку знал, что в футболе все бывает. И говорил, что если не сдаваться, не опускать руки, то можно сделать невероятное. И вот это невероятное и воплотилось в забитый Васей Березуцким мяч. Потому что это было не совсем логично и по ходу игры, и по моментам. Но вот она – удача, о которой говорили игроки, в нужный момент появилась. В футболе без нее никак.
– А какие слова вы нашли, чтобы эту свою веру в команду передать зрителям?
– Говорил, обращаясь как бы к команде: не останавливайтесь, надо двигаться, открываться, бить по воротам. То, что думал бы, будучи вратарем. Играешь в воротах, думаешь: ну что вы уперлись через центр, попробуйте через фланги! Просто старался оценивать эпизоды и игру в целом так, как делал бы это, находясь на футбольном поле. Естественно, понимая, сколько телезрителей меня будут слушать.
– Кричали сильно, когда наши гол забили?
– Даже не ожидал этого от себя (смеется). Получилось в южноамериканском стиле! И этот гол того стоил!
– Хотите продолжить комментаторскую деятельность?
– Об этом не задумывался. Просто то, что я был здесь недалеко; то, что у меня выходит фильм на Первом канале, то, что хотелось поддержать сборную – все так совпало, что оказался здесь. О продолжении пока не буду задумываться всерьез, потому что есть чем заниматься и другим. Но отказываться, если это интересное предложение, не буду. Если оно не противоречит моим принципам и будет доставлять удовольствие.
БУДЬ ВРАТАРЬ ВЫСОКИЙ, ПРИ УДАРЕ РУНИ
ОН СЛОЖИТЬСЯ НЕ СМОГ БЫ
– Как оцениваете игру бывшего коллеги по амплуа и партнера по сборной – Игоря Акинфеева?
– В первом тайме было очень много ударов по его воротам, но Игорь очень правильно выбирал позицию. В этих ситуациях нужно было оказаться именно там! И невероятный сэйв от Руни, когда он в перекладину отбил. Это как раз та ситуация, когда говорят: будь вратарь высокий, он не успел бы сложиться. А Игорь небольшого роста, с хорошей реакцией, смог среагировать и отбить.
– А есть ли доля вины Акинфеева в пропущенном голе? Или расстояние до ворот было слишком близким?
– Будем считать, что сэйвом от Руни и еще парой эпизодов отличной игры он перекрыл двоякий момент с голом. Мы знаем определенные стандарты, которые, к сожалению, всегда будут применять к вратарям. Никого не интересует, что мяч летел верхом почти в самую "девятку", что там было близко до ворот и какие-то другие полуоправдательные моменты.
В целом считаю, что Игорь провел очень хороший матч, даже невзирая на этот пропущенный мяч. В футболе всякое бывает, и не только выбранная позиция, но и шаг, который он сделал до этого, сыграл против него. Потому что он потерял те сантиметры, которые были необходимы, чтобы отразить этот мяч.
АНГЛИЧАНЕ СМОТРЕЛИСЬ ОБЪЕКТИВНО ИНТЕРЕСНЕЕ
– Удивила ли голевая передача Щенникова?
– Очень удивила. Вернее, даже не столько передача, сколько то, что он там оказался, пошел – и сделал навес. Видимо, просто устал сильно. Больше ожидали, что он или продолжит движение, или отдаст продольный разрезающий пас за спину защитнику. Но Жора принял другое решение, и оно в итоге сыграло на нас. Потому что многим даже по ходу игры, не говоря уже о концовке, не хватало энергии, эмоций.
Англичане смотрелись объективно интереснее, разнообразнее атаковали, хорошо взаимодействовали. А мы играли в присущем сборной России стиле, стараясь закрывать зоны и не убегать большим количеством футболистов в атаку, чтобы не получить контрвыпад. Это было уже во втором тайме, когда мы уступали в счете. Опасные быстрые игроки сборной Англии могли забить второй, и это все бы окончательно решило. Может, это прозвучит слишком громко, но, учитывая все привходящие обстоятельства, для нас это не ничья, а победа.
– Которая здорово добавить эмоций к двум оставшимся матчам?
– С Англией ощущалась некоторая перегруженность – на мой взгляд, команде по-прежнему, как и в товарищеских матчах, не хватает резкости и свежести. Либо это "физика", либо психологическое давление. Я чувствовал второе четыре года назад, когда играли в группе с поляками, греками. Как будто ноги тяжелые, и не знаешь, что делать. Если с чехами в первом матче того турнира неслись и летели, то здесь чего-то не хватало, чтобы взорваться.
Понятно, что легко говорить с высоты птичьего полета, будучи комментатором. Но хочется энергии, агрессии. Но думаю, что эта ничья-победа должна привнести больше позитива и положительных эмоций.
ПОНРАВИЛИСЬ ДЗЮБА, БЕРЕЗУЦКИЙ, АКИНФЕЕВ И ШАТОВ
– Кто больше и меньше других понравился в сборной России?
– Меньше – не буду говорить, поскольку сказал, что ругать никого персонально не собираюсь. Понравились Дзюба, Вася Березуцкий, Акинфеев, в какой-то степени Шатов, который давал очень хороший объем работы.
– Замены, по-вашему, были сделаны точные?
– По мне, они были необходимы. А учитывая, что еще и гол записали на Глушакова... Нам, по крайней мере, так сказали.
– УЕФА уже переписала его на Василия Березуцкого.
– Да, считаю, что гол забил Вася.
– Сразу четыре игрока провели свои первые официальные матчи в стартовом составе сборной России. Нойштедтер и Головин – вообще чистые новички, у Смолова и Щенникова совокупных выходов на замену – на 75 минут вскладчину. Оцените их игру.
– Щенников в принципе смотрелся неплохо, но для этого нужно было, чтобы его подстраховывали: один в один ему было сложно играть. Центральные полузащитники в общем и целом ничем не отметились, но и погоды не испортили. Играли так, как могли, учитывая все их нынешние возможности. Смолов, как всегда, был активен и полезен, но при такой игре очень сложно показать весь потенциал.
Мы очень много времени оборонялись, причем не только защитниками, но и всей командой – начиная с прессинга нападающих. И чтобы кто-нибудь полностью выпал из игры – такого не было. Наверное, это тоже один из факторов, повлиявших на ход игры. Не было ярко выраженного слабого звена. Где-то чего-то не хватало, но целостность по большому счету присутствовала. Было буквально две-три ошибки после поперечных передач. Но потом их исключили, и больше пасов, которые отрезали бы всю нашу оборону, мы не допускали.
КОКОРИН – СМОЛОВ – ДЗЮБА? ДА!
– Штрафной, с которого нам забили, назовете стопроцентным?
– Я еще в эфире сказал, что на усмотрение судьи. А ведь этот момент, по сути, стал ключевым.
– Нужны ли, по-вашему, какие-то перемены в стартовом составе против Словакии?
– По-любому нужны. Потому что мы будем играть против другой команды, совсем иной, чем Англия. Нужно учитывать ее особенности – и, зная свои сильные стороны, реализовать свой потенциал. Нет, не подстроиться – нужно, чтобы подстраивались под тебя, – но учесть определенные нюансы.
– Идея с тройкой нападающих КоСмоДзю, на ваш взгляд, оправдалась?
– Да, считаю, что втроем они острее, чем если бы на поле из них был один или двое. В передней линии в принципе небольшой выбор, а если убрать хотя бы одного-двух, потенциал в атаке существенно снизится. Учитывая, что и Кокорин, и Смолов, и Дзюба достаточно крепки физически и могут проделывать большой объем работы, их сосуществование на поле втроем кажется мне вполне обоснованным.
Правда, при нынешнем раскладе Шатову пришлось очень много обороняться, и было видно, сколько он отходил назад – при том что по сути своей он креативный футболист. Скажем, за "Зенит" он делает больше опасных передач, чем в игре с Англией, потому что тут ему больше пришлось обороняться. А также потому что на поле была большая группа атакующих игроков.
– Кто понравился у англичан?
– Кейн, Алли, Стерлинг. Руни, на мой взгляд, немного выпал. При том, что в атакующих действиях он смотрелся не так ярко, у него было два опасных удара. Если бы один из них завершился голом, он внес бы в игру своей команды колоссальный вклад.
– Руни в центре поля – это, по-вашему, удачный эксперимент?
– В передней линии есть игроки интереснее и живее его нынешнего. Но он обладает и опытом, и мастерством, и авторитетом, его присутствие в центре поля – не худший расклад для Англии.
– Как вам обстановка тотального, чудовищного хаоса в Марселе за день и в день матча? Успели в нее окунуться?
– Чуть-чуть увидел. Шли на стадион с друзьями, а английские болельщики сидели и свистели на наших девочек. Честно, это задело, потому что... Не буду произносить слово, которое подумал, скажу так: были бы вы в Питере, там бы с вами говорили по-другому.