За допинг – пожизненно и без промедлений?
Первыми это фантастическое предложение на бумаге изложили биатлонисты. В письме спортсменов и тренеров, адресованном исполкому своей международной федерации, черным по белому говорилось о том, что за первый же случай нарушения антидопинговых правил спортсмена следует отправлять в пожизненную дисквалификацию. Вот так, никаких компромиссов: употребил допинг – заканчивай со спортом.
Большие политики к такому повороту событий пока не готовы. Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) в ответ на просьбу биатлонистов ответило, что данное предложение противоречит Всемирному антидопинговому кодексу и, следовательно, не может быть принято в рамках отдельно взятой международной федерации. На этом все и успокоилось – но очевидно, что только временно.
Нетерпимость к спортсменам, особенно звездным, вернувшимся из допинговой дисквалификации – в тренде сегодняшнего дня. Международный олимпийский комитет (МОК) пытался не допустить россиян в таком статусе до Игр в Рио. Биатлонная общественность недружелюбно встретила в этом сезоне Александра Логинова и Ирину Старых. Все это противоречит действующему законодательству и элементарным понятиям о справедливости, но полностью соответствует нынешней бескомпромиссности и даже жестокости в борьбе с допингерами.
На самом деле, пусть и с оговорками, пожизненная дисквалификация за первый же случай нарушения антидопинговых правил решит массу проблем. Главное, что риск для спортсмена в этом случае существенно перевесит потенциальную пользу. Иными словами, лучше уж быть "чистым" и много лет выступать на уровне середняка, чем рискнуть ради победы, а потом на всю жизнь лишиться профессии. Прожить четыре года без спорта еще возможно. Идти на реальный риск вообще навсегда потерять шанс выступать – совсем другое дело. И этот страх может стать гораздо более эффективным инструментом антидопинговой пропаганды, чем все образовательные программы мира вместе взятые.
CAS МОЖЕТ СПАСТИ ОТ СТРАХА НАКАЗАТЬ НЕВИНОВНОГО
Действующий на сегодняшний день Всемирный антидопинговый кодекс допускает пожизненную дисквалификацию лишь в считанных случаях и для злостных рецидивистов. Для спортсмена это – исключительно третье по счету нарушение. Хотя, справедливости ради, и восемь лет, полагающихся за второе нарушение правил, фактически равны пожизненному отстранению в большинстве видов спорта. Во всяком случае, примеров успешного возвращения спустя восемь лет история не знает.
Если идея о пожизненной дисквалификации приживется, Кодекс придется в очередной раз менять. Ничего особенного в этом нет: МОК и так настаивает на реформировании ВАДА, что неизбежно приведет к заметным поправкам в Кодекс. Кстати, когда резолюция МОК будет принята, право накладывать санкции уйдет от международных федераций в Спортивный арбитражный суд в Лозанне. А это значит, что допинговые дела будут расследоваться юристами-профессионалами и куда более тщательно, чем в федерациях, у которых и без этого миллион забот.
Вот и уйдет страх вдруг наказать невиновного, который во многом останавливает чиновников от мыслей о пожизненном отстранении. Понятно, что навсегда завязывать со спортом из-за мельдония или каких-нибудь капель в нос не придется. Но в случаях сознательного употребления "тяжелых" допингов пожизненный дисквал может стать даже более честной по отношению к спортсменам мерой, чем нынешние четыре года. Лучше уж сразу отстранять пожизненно, чем на бумаге позволять людям возвращаться, а на деле создавать препятствия для их дальнейших выступлений – от обструкции со стороны коллег до неприглашений на соревнования.
ПОДДЕРЖИВАЕТЕ ЛИ ВЫ ПОЖИЗНЕННУЮ ДИСКВАЛИФИКАЦИЮ ЗА ДОПИНГ?
Андрей СИЛЬНОВ, первый вице-президент Всероссийской федерации легкой атлетики, олимпийский чемпион:
– Не поддерживаю. Все-таки допинг – это не совсем убийство или какие-то другие особо тяжкие преступления, за которые дают пожизненный срок. Обычно даже преступник, отбыв наказание, впоследствии получает возможность жить и работать, как все люди. Точно так же и с допинговыми преступлениями: нельзя полностью исключить вероятность того, что человек действительно раскаялся и осознал свою вину. Наверное, несправедливо лишить его права на профессию и возможности кормить свою семью навсегда только за один случай, когда он допустил ошибку и понес за нее наказание.
Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, олимпийский чемпион, президент Федерации биатлона Санкт-Петербурга:
– Начинать нужно не с пожизненной дисквалификации, а с того, чтобы на уровне МОК и ВАДА принять решение об отмене выдачи терапевтических исключений для использования запрещенных препаратов. Только тогда все спортсмены окажутся в равных условиях, а многие из нынешних чемпионов, поверьте мне, просто пропадут. Когда больные в массовом порядке обыгрывают здоровых – это ненормально. Спорт высших достижений должен быть только для здоровых людей. Если ты болеешь – лечись, восстанавливайся, и только после этого выходи на старт. Иначе получается какое-то лицемерие и цинизм. Когда эту лазейку уберут, я считаю, проблема с допингом решится сама собой. Не будет уже столь фантастических результатов, зато будет понимание, что абсолютно все спортсмены находятся в равных условиях и не имеют никакого доступа к запрещенным веществам.
Дмитрий СВИЩЕВ, член комитета Госдумы РФ по физической культуре, спорту и молодежной политике:
– Я за соблюдение законов. У нас есть требования ВАДА, есть свое собственное законодательство, где прописана определенная ответственность как за случаи употребления, так и за склонение и распространение допинга. Этим принципам мы и обязаны следовать. Если вам интересно мое личное мнение, не как депутата и автора многих законопроектов, а просто как человека, то – я скорее "за" пожизненную дисквалификацию. Если доказано, что человек действительно целенаправленно употреблял допинг, чтобы получить преимущество в результатах, его стоит отстранить пожизненно. Обманщикам в спорте не место.
Сергей ЛИТВИНОВ, бронзовый призер чемпионата Европы в метании молота:
– Фактор страха, конечно, должен присутствовать, для профилактики допинговых случаев это важно. Но в то же время, надо понимать, что в системе есть определенные лакуны и, например, нельзя исключить, что спортсмен попадает в сложную ситуацию без злого умысла. Тут есть риск навсегда лишить профессии человека, который, на самом деле, неосознанно или случайно совершил нарушение правил. Мне кажется, гораздо эффективней в плане настоящей борьбы с допингом будут другие меры – увеличение объема тестирования, более целевой сбор проб, улучшение методов обнаружения запрещенных препаратов. А пожизненная дисквалификация – это скорее популизм, чем реальная борьба.
Роман ПЕТУШКОВ, шестикратный паралимпийский чемпион:
– Тут нужно в каждом случае разбираться отдельно. Допустим, человек кушал в столовой, отвернулся, а ему соперник в тарелку с супом что-то подсыпали. И что теперь, такого спортсмена нужно тоже отстранить пожизненно?! Хотя если человек знал, что делал, и сознательно пошел на употребление допинговых препаратов – тут я согласен с пожизненной дисквалификацией. Только у нас должна быть полная уверенность, что не было никакой подставы и спортсмен реально виноват.